Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет резолюцию VII международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации", состоявшейся 23-25 октября 2023 г., для учета и организации работы.
Дополнительно сообщаем, что на сайте Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования размещен Альманах с презентационными материалами победителей и участников X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России - 2023":
https://lish.mgppu.ru/src/docs/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%202023.pdf.
Просим довести информацию до всех заинтересованных лиц.
Директор Департамента |
Л.П. Фальковская |
Резолюция
VII Международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации"
г. Москва
25 октября 2023 год
23-25 октября 2023 г. в г. Москве в смешанном формате прошла VII Международная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации" (далее - конференция).
Инициатором и организатором конференции выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором - ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет".
В работе конференции приняли участие более 3000 участников из разных регионов страны, в том числе более 500 делегатов - очно. Участниками конференции стали представители экспертно-профессионального сообщества: специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, курирующие вопросы инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; научные сотрудники; руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование; специалисты психолого-педагогического сопровождения образования, в том числе специалисты психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; студенты, аспиранты и магистранты; представители общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций, решающие проблемы социальной и образовательной инклюзии, а также эксперты из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Бразилии, Армении.
Цель проведения конференции - развитие инклюзивного подхода к организации образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
Задача проведения конференции - обсуждение тенденций и результатов развития инклюзивного образования в Российской Федерации и выработка стратегически значимых предложений по повышению качества и доступности образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые направления работы конференции:
1) взаимодействие общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социальной и образовательной инклюзии как новое организационно-управленческое решение развития инклюзивного образования;
2) научно-обоснованное определение лучших практик инклюзивного образования;
3) инклюзивные технологии как обеспечение преемственности в дошкольном, общем, профессиональном и дополнительном образовании;
4) особенности моделирования инклюзивной образовательной организации на разных уровнях образования;
5) критерии оценки, технологии проектирования и механизмы развития инклюзивной образовательной среды;
6) воспитательная работа как условие развития социального компонента инклюзивной образовательной среды;
7) подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования;
8) условия обеспечения инклюзии в дополнительном образовании и организациях летнего отдыха детей и их оздоровления.
Участники конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений и задач дальнейшего развития инклюзивного образования в России и считают целесообразным рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
- продолжить развитие инклюзивного образования с учетом государственной политики Российской Федерации по формированию единого образовательного пространства, в том числе в части:
- внедрения новых организационно-управленческих решений в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (модель инклюзивной общеобразовательной организации и критерии оценки ее деятельности; модель сетевого взаимодействия при организации общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, модель "ресурсный класс" в общеобразовательной организации);
- организации образования обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР);
- использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации при организации образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья;
- организации психологического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и Министерству просвещения Российской Федерации:
- продолжить поддержку ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в части обеспечения доступности высшего образования для лиц с инвалидностью;
- обеспечить единые подходы подготовки и (или) повышения квалификации кадров для образования и психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- проработать вопрос разработки рекомендаций:
- по созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях высшего образования;
- по организации тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях высшего образования.
Научному сообществу и образовательным организациям высшего (педагогического) образования:
- проанализировать и обобщить опыт отечественных научных разработок в сфере инклюзивного образования образовательных организаций высшего (педагогического) образования Российской Федерации, в том числе в части воспитания обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья;
- обратить внимание на необходимость методического и дидактического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее профессиональное образование.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и руководителям образовательных организаций:
- обеспечить маршрутизацию семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, с риском возникновения нарушений развития с момента выявления факторов риска и до сопровождаемого трудоустройства (при необходимости) на основе принципов межведомственного взаимодействия;
- обеспечить взаимодействие поликлиник и образовательных организаций для медицинского сопровождения обучающихся в образовательных организациях;
- обеспечить финансовые, материально-технические и кадровые условия реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в части реализации коррекционно-развивающей области, а также дополнительных общеразвивающих программ;
- развивать взаимодействие образовательных организаций с НКО и общественными организациями, обеспечивающими развитие инклюзивной образовательной среды;
- создавать региональные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования;
- проводить популяризацию идеи инклюзивного образования.
ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет":
- осуществить разработку методических рекомендаций по вопросам:
- создания региональных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования;
- организации деятельности ресурсных классов в общеобразовательной организации;
- внедрения новых организационно-управленческих решений в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (модель инклюзивной общеобразовательной организации и критерии оценки ее деятельности; модель сетевого взаимодействия при организации общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья; модель "ресурсный класс" в общеобразовательной организации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. N 07-447 "О направлении информации"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", март 2024 г. N 6