Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России направляет для сведения и использования в работе аналитическую справку по результатам ежегодного мониторинга осуществления органами опеки и попечительства проверок обеспечения защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, результатов проверок, проведенных органами опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, количества выявленных при проверках нарушений прав и их характер (далее - мониторинг).
Одновременно сообщаем, что письмо о проведении мониторинга в 2024 году будет направлено дополнительно.
Заместитель директора Департамента |
А.П. Аккуратова |
Аналитическая справка
по итогам анализа по вопросу осуществления органами опеки и попечительства проверок обеспечения защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, проживающих в организациях, результатов проверок, проведенных органами опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях, и количества выявленных при проверках нарушений прав и их характер
В 2023 году проведен мониторинг осуществления органами опеки и попечительства проверок обеспечения защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, результатов проверок, проведенных органами опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с психическими расстройствами, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, количества выявленных при проверках нарушений прав и их характер (далее соответственно - мониторинг, дети-сироты).
Сбор сведений осуществлялся за 2022 год и по состоянию на 1 июля 2023 года, участие в мониторинге приняли 89 субъектов Российской Федерации.
В течение 2022 года (с 1 января по 31 декабря 2022 г.) численность детей-сирот с психическими расстройствами в детских домах-интернатах составляла 8 241.
С 1 января по 1 июля 2023 г. численность детей-сирот с психическими расстройствами в детских домах-интернатах составляла 7 503.
По сведениям девяти субъектов Российской Федерации детские дома-интернаты на их территории отсутствуют либо в детских домах-интернатах отсутствуют дети-сироты с психическими расстройствами, помещенные под надзор.
По вопросу представления отчетов о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Органами опеки с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. принято и утверждено 8 499 отчетов детских домов-интернатов. С 1 января 2023 г. по 1 июля 2023 г. органами опеки принято и утверждено 7 432 отчета.
Случаи неутверждения органами опеки отчетов в связи с выявлением фактов ненадлежащего исполнения детскими домами-интернатами обязательств по охране и управлению имуществом детей-сирот в течение 2022 и 2023 годах отсутствуют.
Нарушения в подготовке и сдаче отчета опекуна (попечителя) (выявлены в одном субъекте Российской Федерации).
По вопросу проведения проверок условий жизни воспитанников.
Проверку условий жизни детей-сирот с психическими расстройствами, помещенных под надзор в детские дома-интернаты, органы опеки и попечительства осуществляют в порядке, определенном Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
При проведении проверок оцениваются:
- жилищно-бытовые условия воспитанника, состояние его здоровья, внешний вид и соблюдение гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений с персоналом и другими детьми;
- обеспечение детей-сирот одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, индивидуальной посудой ребенка;
- заполняемость воспитательной группы, создание безопасных условий проживания, приспособление помещений для детей-инвалидов, наличие индивидуальных средств реабилитации или абилитации инвалидов.
В большинстве субъектов Российской Федерации при проведении проверки условий жизни детей-сирот для организации общения с детьми привлекаются узкие специалисты, такие как: медицинская сестра, при необходимости невролог, психиатр, логопед, дефектолог, сурдолог, а также тьютор, психолог, социальный работник и юрист (для проверки личных дел), специалисты, владеющие жестовым языком.
Выявлены отдельные нарушения прав детей-сирот (восемь субъектов Российской Федерации):
- отсутствие в личных делах детей-сирот сведений о банковском счете поступления пенсии по инвалидности;
- указание неверного счета зачисления пенсии по случаю потери кормильца;
- численность детей в воспитательной группе превышает восемь человек;
- в личных делах детей-сирот отсутствуют характеристики на детей, индивидуальные планы развития и жизнеустройства детей-сирот, документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников. Опись личного дела не соответствует наполнению, отсутствуют оригиналы актов об оставлении ребенка в организации либо заверенные надлежащим образом копии, отсутствуют заверенные судом копии решений о лишении родительских прав;
- в личном деле детей-сирот отсутствует актуальная индивидуальная программа предоставления социальных услуг на ребенка;
- нарушение норм обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем;
- результаты ежегодной диспансеризации не приобщены к личным делам детей-сирот;
- не поданы документы на вступление в наследство.
Нарушения прав детей-сирот на сохранность жилых помещений (выявлены в 19 субъектах Российской Федерации):
- отсутствие в личных делах детей-сирот сведений об имуществе детей-сирот;
- отсутствие в личных делах актов о сохранности жилых помещений, права собственности или права пользования которыми сохранено за детьми-сиротами;
- отсутствие системной работы по взаимодействию с уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими в субъекте Российской Федерации контроль за сохранностью и использованием жилых помещений детей-сирот;
- не проводится работа по разделению лицевого счета, не направляются обращения о перерасчете задолженности, оплата за жилые помещения несвоевременная.
Нарушения алиментных прав детей-сирот (выявлены в 15 субъектах Российской Федерации):
- необращение в суд с требованием о взыскании алиментов в пользу детей-сирот;
- необращение в суд с заявлением о смене взыскателя алиментов;
- несвоевременное обращение к судебным приставам о возбуждении исполнительного производства по взысканию алиментов;
- несвоевременное принятие мер по взысканию неустойки по алиментным обязательствам;
- несвоевременное принятие мер по обращению в суд о признании родителя-должника, находящегося в розыске по исполнительному производству, безвестно отсутствующим;
- отсутствие системной работы с Управлением федеральной службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по принятию мер в отношении родителей-должников, в том числе привлечению к ответственности (административной, уголовной).
Нарушения прав детей-сирот на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (выявлены в 10 субъектах Российской Федерации):
- нарушение срока обращения для включения в список;
- неподача заявления законного представителя о включении детей-сирот в список;
- непринятие мер по признанию жилого помещения детей-сирот непригодным для проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 07-647 "О направлении информации"
Опубликование:
журнал "Администратор образования", март 2024 г. N 6