г. Краснодар |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А63-18364/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Воловик Л.Н.,
судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В.,
в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Грачевская"",
заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 по делу N А63-18364/2022,
установил следующее.
15 марта 2024 года Общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Грачевская"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) о признании незаконными постановления от 21.12.2021 N 02-22/08/03 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 10 тыс. рублей штрафа и предписания от 15.12.2021 N 02-22/05/03.
Решением суда от 20.01.2023 требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.05.2023 решение суда первой инстанции от 20.01.2023 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2023 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А63-18364/2022 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Решением от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2023 суд удовлетворил требования общества. Судебные акты мотивированы тем, что принятое управлением постановление об административном правонарушении и выданное по результатам проверки предписание являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению управления, выводы суда противоречат обстоятельствам дела и требованиям пункта 2.2 Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.04.2006 N 104 (далее - Правила N 104). Протоколом осмотра от 15.12.2021 N 02-22/08/03 и актом проверки от 15.12.2021 N 02-16/08/03 выявлено, что на территории общества не обеспечены условия, не позволяющие дикой птице гнездиться на территории организации (имеются деревья), на фотографии зафиксирован вьющийся кустарник. Наличие на предприятии отпугивающих устройств и отсутствие открытых водоемов на его территории или вблизи его расположения, само по себе не свидетельствует о соблюдении обществом названных правил.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами данного дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлена судами, в период с 06.12.2021 по 15.12.2021 управлением проведена внеплановая проверка общества, по результатам которой составлен акт от 15.12.2021 и выдано предписание от 15.12.2021 N 02-22/08/03, в соответствии с которым общество обязано обеспечить: условия, не позволяющие дикой птице гнездиться на территории организации; наличие дезинфекционных кюветов вовсю ширину прохода и длиной не менее 1,5 м, заправленных дезраствором перед входом в птицеводческие помещения и кормосклад, контролировать его качество не реже 1 раза в сутки; контроль по извещению (в течение 24 часов) специалистов государственной ветеринарной службы и органа федерального государственного ветеринарного надзора обо всех случаях заболевания или гибели птиц, а также об изменениях в их поведении.
По результатам проверки управление составило протокол об административном правонарушении от 15.12.2021 N 02-22/08/03 и приняло постановление от 21.12.2021 N 02-22/08/03 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса в виде административного штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Не согласившись с предписанием от 15.12.2021 N 02-22/08/03 и постановлением от 21.12.2021 N 02-22/08/03 административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, руководствуясь частью 2 статьи 76, статьями 82, 90 Федерального закона от 30.06.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), частью 4 статьи 1.5, статьей 26.1, пунктом 1 статьи 26.8, частью 2 статьи 27.8, статьей 28.2 Кодекса, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пунктом 2.2 Правил N 104, Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), пришли к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса и оснований для выдачи обществу предписания от 15.12.2021 N 02-22/08/03.
Согласно части 1 статьи 10.6 Кодекса нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, судебные инстанции установили, что управлением при проведении проверки в отношении общества не велась видеосъемка проводимого осмотра окружающей местности, территорий и помещений общества; к материалам проверки и административного производства не приложены электронный (цифровой или графический) носитель с видеозаписью (как и с фотосъемкой); результаты осмотра проводившими его должностными лицами не оформлены надлежащим образом; на представленных в материалы административного дела фотоснимках отсутствуют подписи должностного лица, проводившего проверку, а также подписи представителей общества или его руководителя. Наличие распечатанных фотографий, приложенных к протоколу, осмотра само по себе не придает доказательствам, полученных в ходе проверки, заведомо установленную силу безотносительно к процедуре их получения, установленным Законом N 248-ФЗ.
Судебные инстанции установили, что представленные в материалы дела протокол осмотра от 15.12.2021 N 02-22/08/03, протокол об административном правонарушении от 15.12.2021 N 02-22/08/03 и акт проверки от 15.12.2021 не содержат точного описания осмотренных при проверки помещений и территорий, а также места обнаружения каждого конкретного правонарушения, позволяющего с достоверностью соотнести расположение этих мест с перечисленными правонарушениями и установить факт совершения вмененного обществу правонарушения в границах конкретных помещений (территории). Суды отметили, что представленные в материалы дела фотографии не поименованы, а также не подписаны понятыми, что не соответствует требованиям статьи 27.8 Кодекса.
Суды, проанализировав представленную в материалы дела фототаблицу, пришли к выводу о невозможности установления факта того, когда (дата) и на какой принадлежащей обществу территории (помещений), сделаны эти фотографии, поскольку на фотоснимках отсутствует привязка к визуально обозначенным конкретным помещениям (территории), где общество осуществляет деятельность. Суды указали, что невозможно определить, где именно сделаны представленные в материалы дела фотоснимки, на которых отсутствует подпись лица, проводившего съемку и указания процессуального статуса лица её проводившую, не заверены фотоснимки и понятыми.
Суды отметили, что в протоколе осмотра от 15.12.2021 N 02-22/08/03 и в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2021 N 02-22/08/03 отсутствуют указания на время (период) и место (конкретное помещение или территория) совершения административного правонарушения, что является существенным нарушением статьи 28.2 Кодекса.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса в рамках административного производства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами Кодекса или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 10.6 Кодекса, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола осмотра от 15.12.2021 N 02-22/08/03 с фототаблицей, акта проверки от 15.12.2021, протокола об административном правонарушении от 15.12.2021 N 02-22/08/03, предписания от 24.02.2021 N 02-22/08/02, акта проверки от 02.12.2021 N 02-16/08/05.
Судебные инстанции установили, что управлением в 2021 году в отношении общества проводилось несколько контрольных мероприятий о соблюдении требований ветеринарного законодательства Российской Федерации. По результатам ранее проведенной проверки, обществу выдано предписание от 24.02.2021 N 02-22/08/01, согласно которому ему надлежало обеспечить различимую маркировку или обозначения дорог (до 15.03.2021); исключить пересечение дорог, используемых для вывоза или выноса помета, дорог используемых для подвоза кормов, транспортировки цыплят (до 01.06.2021); запретить въезд транспорта на территорию организации не связанного с обслуживанием организации (до 15.03.2021); обеспечить контроль качества дезинфицирующих растворов раз в сутки заполняющихся в дезинфекционные кюветы на входах в птичники (до 15.03.2021); обеспечить зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования (до 31.08.2021); обеспечить помещение для патологоанатомического вскрытия трупов птиц (вскрывочная) на территории общества (до 01.06.2021). В названном предписании отражено отсутствие на территории общества деревьев или кустарников и мест гнездования птиц, а также наличие дезинфекционных кюветов, заполняемых раствором, качество которого подлежало проверке. Указанное предписание исполнено обществом, что подтверждается актами проверки от 25.03.2021 N 02-16/08/03, от 16.06.2021 N 02-16/08/04, от 02.12.2021 N 02-16/08/05. Согласно акту от 02.12.2021 N 02-16/08/05, составленному административным органом по результатам проверки исполнения обществом предписания от 24.02.2021, нарушений ветеринарного законодательства не установлено.
Судебные инстанции установили, что за весь период проверок, проводимых в отношении общества в 2021 году, административным органом не установлены факты наличия деревьев, кустарников, поросли (полесья) непосредственно на территории общества; не установлено наличие мест гнездования диких и синатропных птиц на территории общества, в том числе при проведении проверки и составлении акта осмотра от 15.12.2021 N 02-16/08/03. Документально, в том числе с представлением электронного носителя с фотографиями, позволяющими достоверно определить точки координат нахождения сфотографированных проверяющими насаждений, управление указанный вывод не опровергло, что учтено судебными инстанциями, обоснованно указавшими на непредставление управлением доказательств, свидетельствующих о не обеспечении обществом условий, не позволяющих дикой птице гнездиться на территории организации.
Согласно пункту 2.2. Правил N 104 при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны обеспечить условия, не позволяющие дикой птице гнездиться на территории организации. Не допускается наличие на территории открытых водоемов.
Судебные инстанции установили, что общество приобрело и использует, в том числе в 2021 году, отпугиватели птиц (отпугиватель визуальный "Сова", отпугиватель акустический ЦНТ ОП-01, отпугиватель акустический ЦНТ ОП-01-А, высокой мощностью для защиты больших территорий, создаваемых звуковых и визуальным давлением-не менее ПО дБ), проводит фотофиксацию расположения приборов отпугивания птиц, а также картографическую съемку с указанием мест их установки, покрывающую всю территорию птицефабрики, что подтверждается первичными бухгалтерскими документами общества (договоры купли-продажи, счета на оплату, товарные накладные, товарные чеки, платежные поручения, квитанции к товарному чеку, расшифровка по счету "товарно-материальные ценности"). Установив, что территория общества является благоустроенной, обществом проводятся биотехнические мероприятия по отпугиванию синатропных птиц с помощью различных методов бесконтактной демонстрации, суды пришли к выводу о том, что на территории общества созданы условия, не позволяющие дикой и синатропной птице гнездиться на территории организации.
Суды установили, что места гнездования птиц на каких-либо деревьях, расположенных даже вне территории общества в ходе проверки управление не установило, в материалах проверки и административного производства такие доказательства отсутствуют; результаты мониторинга дикой птицы на территории Грачевского района, свидетельствующие о наличии мест массового гнездования птиц, зимовок, а также путей основных миграционных маршрутов диких птиц на территории Грачевского района управление не представило.
Согласно пункту 2.2 Правил N 104 при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать следующие требования: на входе в птичники, инкубаторий, цех убоя и переработки, кормосклады для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы во всю ширину прохода длиной 1,5 метра, которые регулярно заполняют дезинфицирующим раствором, качество которого контролируется раз в сутки.
Судебные инстанции установили, что предписание от 24.02.2021 N 02-22/08/01 и акт проверки от 02.12.2021 N 02-16/08/05, составленный за несколько дней до настоящей проверки, подтверждают наличие на территории общества дезинфекционных кюветов, заполняемых дезинфекционным раствором. Первичные бухгалтерские документы общества (договоры купли-продажи, счета на оплату, товарные накладные, товарные чеки, платежные поручения, квитанции к товарному чеку, расшифровка счета "товарно-материальные ценности") подтверждают также приобретение и размещение на территории общества дополнительно еще и дезинфицирующих ковриков с 2016 года, (обновленные в январе 2021 года), т. е. до даты проведения проверки.
В материалы дела обществом предоставлен приказ от 10.01.2021 N 5-МА о применении дезковриков, с обеспечением ежедневного заполнения дезковриков дезинфицирующим раствором, согласно инструкции и акты проведения дезинфекции за период 2021 года.
Суды установили, что проверяемые объекты общества, построены до принятия Правил N 104, на территории общества объекты оборудованы дезинфекционными кюветами во всю ширину прохода длиной 1,5 метра, и дополнительно выстланы дезинфекционными ковриками, которые регулярно заполняют дезинфицирующими средствами, что подтверждается предоставленными в материалы дела акта заправки кюветов и дезковриков, а также фотофиксацией наличия у общества дезинфекционных кюветов, расположенных на входе в птичники, инкубаторий, цех убоя и переработки. Действие дезинфицирующих ковриков подтверждается сертификатами соответствия, сроком действия с 04.03.2021 по 03.03.2024. Срок эксплуатации названных ковриков не менее 10 месяцев, при условии ежедневного прохода 250 человек. Дезинфекционные коврики не теряют своих свойств после 100 000 проходов.
На основании изложенного, суды правомерно сделали вывод о том, что на территории общества созданы надлежащие ветеринарные условия, на входе в птичники, инкубаторий, цех убоя и переработки, кормосклады для дезинфекции обуви имеются дезинфекционные кюветы во всю ширину прохода длиной 1,5 метра, которые регулярно заполняют дезинфицирующим раствором, качество которого контролируется раз в сутки. Доказательства обратного управление не представило.
По результатам проведенной управлением проверки обществу выдано предписание от 15.12.2021 N 02-22/08/03 об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований, согласно которому на общество возложена обязанность обеспечения контроль по извещению (в течение 24 часов) специалистов государственной ветеринарной службы и органа федерального государственного надзора обо всех случаях заболевания или гибели птиц, а также об изменениях в их поведении (в период с 16.12.2021 и постоянно).
Обязанность общества по информированию специалистов государственной ветеринарной службы и органа федерального государственного надзора обо всех случаях заболевания или гибели птиц в течение 24 часов с момента обнаружения факта падежа или заболевания животных, закреплена статьей 9 Закона N 4979-1.
Суды указали, что обжалуемым предписанием на общество возложена обязанность по устранению нарушений, которая возможно возникнет в будущем, исключительно при возникновении случая заболевания или гибели птиц, а также изменения в их поведении, а возможно указанное событие и не произойдет.
Установив, что обязанность общества по информирования специалистов государственной ветеринарной службы и органа федерального государственного надзора обо всех случаях заболевания или гибели птиц в течение 24 часов с момента обнаружения факта падежа или наличия заболевания животных (с 16 декабря 2021 года и постоянно), не имеет срока исполнения и ставит исполнение этой обязанности в непосредственную зависимость от не наступивших событий, которые возможно не возникнут, суды пришли к выводу о том, что оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность совершить конкретное действие без указания конкретного срока исполнения и соответственно без права проверки его исполнения в последующем, т. е фактически воспроизводит норму права, которую общество обязано соблюдать вне зависимости от выданного ему спорного предписания.
Суды установили, что на момент вынесения управлением предписания от 15.12.2021 N 02-22/08/03, на территории общества проводились мероприятия по ликвидации заболевания птиц, управление было уже проинформировано о наличии заболевания и факта падежа птиц до даты издания оспариваемого предписания (до 15.12.2021), что подтверждается также постановлением Губернатора Ставропольского края от 02.12.2021 N 531 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Грачевского района" (далее - постановление N 531), и последующим постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.01.2022 N 10 "Об отмене ограничительных мероприятий (карантина) на территории Грачевского района Ставропольского края".
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между вмененным обществу нарушением ветеринарно-санитарных правил и возникновением очага гриппа птиц, определённого постановлением N 531, а также отсутствии наступления каких-либо общественно-опасных последствий, в том числе угрозы возникновения (распространения) гриппа птиц.
Вывод судебных инстанции об обоснованности заявленных обществом требований основан на исследовании и оценке доказательств, представленных в материалы данного дела, и является правильным.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 по делу N А63-18364/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.2 Правил N 104 при размещении объектов, связанных с содержанием, разведением птицы в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, владельцы должны соблюдать следующие требования: на входе в птичники, инкубаторий, цех убоя и переработки, кормосклады для дезинфекции обуви оборудуют дезинфекционные кюветы во всю ширину прохода длиной 1,5 метра, которые регулярно заполняют дезинфицирующим раствором, качество которого контролируется раз в сутки.
...
Обязанность общества по информированию специалистов государственной ветеринарной службы и органа федерального государственного надзора обо всех случаях заболевания или гибели птиц в течение 24 часов с момента обнаружения факта падежа или заболевания животных, закреплена статьей 9 Закона N 4979-1.
...
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф08-373/24 по делу N А63-18364/2022
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-373/2024
04.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-572/2023
06.10.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18364/2022
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7749/2023
05.05.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-572/2023
20.01.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18364/2022