В целях реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода в Республике Марий Эл за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. N 895 "О реализации в Российской Федерации в 2024 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 21 декабря 2023 г. N 1934-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") по реализации в Республике Марий Эл пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на 2024 год" приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Регламент межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Республике Марий Эл.
2. Организациям, участвующим в реализации в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, организовать работу в соответствии с Регламентом утвержденным настоящим приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социальной защиты Республики Марий Эл Ярцеву Г.М., заместителя министра здравоохранения Республики Марий Эл Бастракову Т.А. и заместителя министра цифрового развития Республики Марий Эл Смирнова А.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Министр труда |
М.А. Островская |
Министр здравоохранения |
М.В. Панькова |
Министр цифрового развития |
В.Д. Суворов |
Зарегистрировано в Министерстве внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл 14 марта 2024 г.
Регистрационный N 1208202400007
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной
защиты Республики Марий Эл,
Министерства здравоохранения
Республики Марий Эл, Министерства
цифрового развития
Республики Марий Эл
от 26 февраля 2024 г. N 223/315/11
Регламент
межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Республике Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящий регламент межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Республике Марий Эл (далее соответственно - система долговременного ухода) определяет цель взаимодействия участников системы долговременного ухода, порядок и формы взаимодействия участников системы долговременного ухода, координацию деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению и включению граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе (далее - граждане, нуждающиеся в уходе), в систему долговременного ухода.
2. Межведомственное взаимодействие участников системы долговременного ухода осуществляется в целях обеспечения преемственности ведения граждан, нуждающихся в уходе, при их выявлении и организации предоставления им услуг по долговременному уходу.
3. Участниками межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода (далее - межведомственное взаимодействие) являются:
Министерство труда и социальной защиты Республики Марий Эл (далее - Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл);
государственные казенные учреждения Республики Марий Эл - центры предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл (далее - центры социальной поддержки населения);
региональный координационный центр, созданный на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле Республики Марий Эл" (далее - региональный координационный центр);
территориальные координационные центры, созданные на базе центров социальной поддержки населения (далее - территориальные координационные центры);
Министерство здравоохранения Республики Марий Эл (далее - Минздрав Республики Марий Эл);
медицинские организации Республики Марий Эл, находящиеся в ведении Минздрава Республики Марий Эл, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях (далее - медицинские организации);
Министерство цифрового развития Республики Марий Эл (Минцифры Республики Марий Эл);
поставщики социальных услуг:
государственные бюджетные учреждения Республики Марий Эл - комплексные центры социального обслуживания населения в городах и районах Республики Марий Эл (далее - комплексные центры);
негосударственные организации социального обслуживания Республики Марий Эл (далее - негосударственные организации).
II. Координация деятельности участников межведомственного взаимодействия
4. Координацию деятельности участников системы долговременного ухода по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, осуществляет региональный координационный центр.
5. Региональный координационный центр обеспечивает:
информирование граждан о системе долговременного ухода, порядке подачи заявления и получения социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;
работу с поступившими по телефону, в письменной форме или электронной форме обращениями граждан по вопросам получения социальных, медицинских услуг в системе долговременного ухода;
консультирование граждан, включенных в систему долговременного ухода, по вопросам предоставления социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг;
оказание содействия гражданам, включенным в систему долговременного ухода, в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), в рамках межведомственного взаимодействия;
консультирование граждан, осуществляющих уход, в том числе по вопросам деятельности "Школ ухода", пунктов проката технических средств реабилитации;
получение, анализ и обмен информацией о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия;
осуществление межведомственного взаимодействия работников организаций, участвующих в создании системы долговременного ухода, и координацию их взаимодействия с гражданином, нуждающимся в уходе, и его семьей (родственниками, друзьями, соседями и другими лицами);
подготовку информационно-разъяснительных материалов о системе долговременного ухода;
ведение информационной системы "Система долговременного ухода" (далее - информационная система);
мониторинг, анализ и обобщение информации территориальных координационных центров, в том числе поступившей посредством информационной системы;
представление ежемесячных статистических отчетов и аналитических докладов в Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл.
6. Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл совместно с Минздравом Республики Марий Эл формирует отчетность о функционировании системы долговременного ухода.
7. Минцифры Республики Марий Эл оказывает содействие по вопросам внедрения информационной системы, в том числе в части подключения информационной системы к цифровым платформам Российской Федерации и федеральным государственным информационным системам.
III. Формы межведомственного взаимодействия
8. Межведомственное взаимодействие осуществляется путем направления информации о гражданах, нуждающихся в уходе:
в электронном виде по защищенным каналам связи;
на бумажном носителе;
посредством информационной системы.
9. Межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
IV. Порядок межведомственного взаимодействия при выявлении потенциальных получателей социальных услуг
10. Территориальный координационный центр при выявлении граждан, нуждающихся в уходе - потенциальных получателей социальных услуг по уходу (далее - потенциальные получатели социальных услуг), в течение одного рабочего дня со дня выявления потенциального получателя социальных услуг передает информацию о нем в медицинские организации для проведения комплексной оценки его физического состояния, функционального статуса, психического здоровья. Медицинская организация в течение трех рабочих дней со дня получения информации, указанной в настоящем пункте, направляет в территориальный координационный центр сведения о гражданах, нуждающихся в уходе, по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Регламенту при наличии информированного добровольного согласия по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Регламенту.
11. Медицинская организация при выявлении потенциальных получателей социальных услуг передает в территориальный координационный центр сведения о гражданах, нуждающихся в уходе (далее - сведения), по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Регламенту при наличии информированного добровольного согласия (далее - согласие) по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Регламенту.
Сведения направляются в территориальный координационный центр в течение трех рабочих дней со дня выявления потенциальных получателей социальных услуг.
12. Региональный координационный центр при выявлении потенциальных получателей социальных услуг передает сведения по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Регламенту при наличии информированного добровольного согласия (далее - согласие) по форме согласно Приложению N 2 к настоящему Регламенту:
в территориальный координационный центр для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании;
в медицинскую организацию для проведения комплексной оценки физического состояния гражданина, функционального статуса, психического здоровья.
13. Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл, Минздрав Республики Марий Эл при выявлении потенциального получателя социальных услуг в течение одного рабочего дня со дня выявления потенциального получателя социальных услуг передают информацию о нем в территориальный координационный центр для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании.
V. Порядок и формы взаимодействия при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
14. Территориальный координационный центр определяет индивидуальную потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе уходе, с учетом сведений, полученных в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в срок не более трех рабочих дней со дня поступления таких сведений.
15. Территориальный координационный центр в срок не более 1 рабочего дня со дня поступления сведений формирует проект решения для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, представляет его руководителю центра социальной поддержки населения.
VI. Порядок и формы взаимодействия при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода
16. Территориальный координационный центр в срок не более четырех рабочих дней со дня поступления сведений:
осуществляет подбор социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, а также подбор иных социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению;
составляет проект индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе;
заносит информацию о потенциальном получателе социальных услуг в информационную систему.
17. Центр социальной поддержки населения в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления информации о потенциальном получателе социальных услуг:
принимает решение о признании потенциального получателя социальных услуг нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (решения об отказе гражданину в социальном обслуживании);
информирует любым доступным способом, подтверждающим факт информирования, потенциального получателя социальных услуг (законного представителя) о принятом решении и передает ему оригиналы индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе;
информирует любым доступным способом, подтверждающим факт информирования, поставщика социальных услуг о новом получателе социальных услуг и передает ему копию анкеты-опросника, копии индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, заверенные в установленном порядке;
направляет в региональный координационный центр сведения, сформированные при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, для включения в информационную систему.
18. Региональный координационный центр заносит информацию о получателе социальных услуг в информационную систему в течение двух рабочих дней со дня получения сведений о получателе социальных услуг.
VII. Порядок и формы взаимодействия при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу
19. Поставщик социальных услуг:
заключает договор о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому с получателем социальных услуг, нуждающимся в уходе, или его законным представителем в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг;
организует предоставление социальных услуг по уходу на дому в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг и на основании договора, заключенного с получателем социальных услуг, нуждающимся в уходе, или его законным представителем;
организует составление и ведение дневника ухода получателя социальных услуг, нуждающегося в уходе, или его законным представителем, с учетом медицинских рекомендаций по осуществлению ухода;
передает участковому врачу (фельдшеру) медицинской организации по месту жительства получателя социальных услуг или участковой медицинской сестре в течение дня информацию об ухудшении состояния здоровья получателя социальных услуг, а в случае резкого ухудшения состояния здоровья - незамедлительно вызывает скорую медицинскую помощь.
20. Медицинская организация обеспечивает качественное и своевременное оказание необходимой медицинской помощи гражданам, нуждающимся в уходе и медико-социальном сопровождении, в том числе проведение (оказание) гражданину, нуждающемуся в уходе (в том числе на дому):
диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимые в целях оценки состояния здоровья, включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения;
диспансерного наблюдения;
медицинской реабилитации;
паллиативной медицинской помощи (при наличии медицинских показаний).
21. Мероприятия, предусмотренные в пункте 20 настоящего Регламента, организуются медицинской организацией по месту жительства получателя социальных услуг, нуждающегося в уходе, и осуществляются в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов с учетом стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.
22. Медицинская организация:
при поступлении от поставщика социальных услуг информации об ухудшении состояния здоровья получателя социальных услуг организует оказание необходимой медицинской помощи;
при изменении состояния здоровья получателя социальных услуг направляет поставщику социальных услуг рекомендации по уходу за гражданином, нуждающимся в уходе;
ежегодно оценивает эффективность ухода за получателями социальных услуг в рамках системы долговременного ухода в соответствии с критериями по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Регламенту.
23. Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл осуществляет на постоянной основе контрольные мероприятия в целях проверки результативности исполнения договора, заключенного между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем, и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
24. Медицинские организации Республики Марий Эл:
осуществляют на постоянной основе контрольные мероприятия по исполнению медицинских рекомендаций по организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;
Минздрав Республики Марий Эл:
представляет в Минтруда и соцзащиты Республики Марий Эл результаты ежегодного мониторинга эффективности ухода за гражданами, нуждающимися в уходе, в рамках системы долговременного ухода.
VIII. Порядок и формы взаимодействия при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинскую организацию
25. В день выписки гражданина, нуждающегося в уходе, из медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, поставщик социальных услуг передает информацию о возвращении гражданина, нуждающегося в уходе, в медицинскую организацию, выбранную гражданином, нуждающимся в уходе, для получения первичной медико-санитарной помощи, посредством телефонной связи.
26. Медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь, при поступлении от поставщика социальных услуг информации о выписке гражданина, нуждающегося в уходе, из медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях:
в течение двух рабочих дней со дня поступления информации о выписке гражданина организует выход медицинских работников по месту проживания гражданина, нуждающегося в уходе, в целях проведения осмотра, оценки состояния его здоровья, назначения (коррекции) лечения после госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, корректировки перечня медицинских рекомендаций;
осуществляет при необходимости обновление сведений о гражданине, нуждающемся в уходе, вносит изменения в перечень медицинских рекомендаций и направляет обновленные сведения в территориальный координационный центр в течение двух рабочих дней с момента выхода к гражданину, нуждающемуся в уходе.
27. Территориальный координационный центр при необходимости в течение одного рабочего дня организует работу по корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг гражданина, нуждающегося в уходе, вносит сведения в информационную систему.
28. Территориальный координационный центр после определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании направляет информацию:
поставщику социальных услуг для предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода;
в региональный координационный центр для внесения сведений в информационную систему.
Приложение N 1
к Регламенту межведомственного
взаимодействия участников системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе,
в Республике Марий Эл
СВЕДЕНИЯ
о гражданах, нуждающихся в уходе
Приложение N 2
к Регламенту межведомственного
взаимодействия участников системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе,
в Республике Марий Эл
(наименование медицинской
организации)
________________________________
(адрес медицинской организации)
________________________________
(Ф.И.О. (отчество - при наличии)
гражданина, его законного
представителя)
________________________________
________________________________
(адрес гражданина)
________________________________
________________________________
(телефон)
ИНФОРМИРОВАННОЕ
ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
Я, ______________________________________________________________________
(Ф.И.О. (отчество - при наличии) гражданина, (его законного
представителя)
"___" _______ ______ года рождения, проживающий (ая) по адресу: _________
_________________________________________________________________________
даю информированное добровольное согласие на передачу ___________________
_________________________________________________________________________
(наименование медицинской организации)
_________________________________________________________________________
в центр социальной поддержки населения, поставщику социальных услуг
сведений об имеющихся у меня/у лица, в отношении которого я исполняю
функции опекуна
(ненужное зачеркнуть)
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О., лица, находящегося под опекой)
_________________________________________________________________________
(адрес фактического проживания)
ограничениях жизнедеятельности и рекомендациях по организации ухода,
необходимых для определения перечня социальных услуг, их объема и
периодичности предоставления, а также формы социального обслуживания.
"___ ________________ _______ г. ________________________________________
(подпись)
Приложение N 3
к Регламенту межведомственного
взаимодействия участников системы
долговременного ухода за гражданами
пожилого возраста и инвалидами,
нуждающимися в уходе,
в Республике Марий Эл
КРИТЕРИИ
эффективности ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках системы долговременного ухода
Наименование мероприятия |
Содержание |
Оценка (да/нет) |
Показатель качества |
1. Выполнение гигиенических процедур |
1.1. Смена постельного белья |
|
Да |
1.2. Смена нательного белья |
|
Да |
|
1.3. Уход за кожей: | |||
- мытье, душ, обтирание |
|
Да |
|
- наличие покраснений, мацерации, пролежней |
|
Нет |
|
- гигиена полости рта (полоскание, чистка зубов при наличии) |
|
Да |
|
1.4. Уход за: | |||
- ногтями (подстрижены) |
|
Да |
|
- волосами (чистые, причесаны) |
|
Да |
|
- глазами |
|
Да |
|
- носом |
|
Да |
|
- ушами |
|
Да |
|
1.5. Своевременная смена абсорбирующего белья (при их использовании) |
|
Да |
|
| |||
2. Контроль за регулярным приемом пищи |
2.1. Соблюдение режима питания |
|
Да |
2.2. Исключение (ограничение) продуктов (при наличии заболеваний) |
|
Да |
|
2.3. Оказание помощи при приеме пищи (при необходимости) |
|
Да |
|
| |||
3. Пребывание на свежем воздухе |
3.1. Регулярные прогулки (при возможности передвижения за пределы квартиры, дома и т.п.) |
|
Да |
| |||
4. Соблюдение рекомендаций врача (оценивается при наличии назначений) |
4.1. Контроль за своевременным приемом лекарственных препаратов |
|
Да |
4.2. Выполнение комплекса упражнений (ЛФК) |
|
Да |
|
4.3. Выполнение дыхательной гимнастики |
|
Да |
|
| |||
5. Наблюдение за состоянием здоровья (при наличии рекомендаций врача) |
5.1. Ведение дневника: |
||
- артериального давления |
|
Да |
|
- частоты пульса |
|
Да |
|
- частоты дыхательных движений (одышка) |
|
Да |
|
5.2. Контроль сатурации |
|
Да |
|
5.3. Контроль уровня глюкозы в крови (при сахарном диабете) |
|
Да |
|
| |||
6. Оценка болевого синдрома (при наличии) |
6.1. Ведение дневника боли (наличие оценок по шкале ВАШ) |
|
Да |
6.2. Своевременное обращение в медицинскую организацию для коррекции обезболивающей терапии (при необходимости) |
|
Да |
|
| |||
7. Своевременность вызова врача на дом |
7.1. Вызов врача при появлении симптомов, свидетельствующих об ухудшении состояния |
|
Да |
Оценка настроения и удовлетворенности гражданина, за которым осуществляется уход (проводится экспертом в случае отсутствия у гражданина органического поражения головного мозга, психических заболеваний, выраженных когнитивных расстройств и носит субъективный характер)
1. Настроение гражданина (эмоциональное состояние) |
- хорошее (эмоционально стабилен); - подавленное |
2. Общая удовлетворенность уходом |
- удовлетворен полностью; - удовлетворен частично; - неудовлетворен |
Вывод эксперта (указать причины несовпадения оценки эксперта с показателем качества: по вине помощника по уходу, не зависящие от помощника по уходу и др.):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Итоговая оценка:
Результат оценки |
Выбрать (V) |
Рекомендации |
Уход качественный |
|
Продолжить уход |
Качество ухода недостаточное |
|
Улучшить качество ухода (с учетом выявленных недостатков) по пунктам ______________________________________________ ______________________________________________ |
Уход некачественный |
|
Сменить помощника по уходу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства цифрового развития Республики Марий Эл от 26 февраля 2024 г. N 223/315/11 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия участников системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Республике Марий Эл"
Зарегистрировано в Министерстве внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл 14 марта 2024 г.
Регистрационный N 1208202400007
Вступает в силу с 15 марта 2024 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф) 15 марта 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 15 марта 2024 г. N 1201202403150011