г. Краснодар |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А53-22813/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Уткино" (ИНН 6132008960, ОГРН 1046132001618), органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Мартыновского района Ростовской области (ИНН 6118005526, ОГРН 1026101186000) и публичного акционерного общества "Россети Юг", извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Мартыновского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А53-22813/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Охотхозяйство "Уткино" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации Мартыновского района Ростовской области (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением о признании незаконным отказа от 29.03.2023 N 81.01/1381.
Заявление основано на положениях статей 27, 39.3, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и мотивировано следующим. Администрация незаконного отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, предназначенного для сельскохозяйственного производства. Оспариваемое заявителем решение нарушает его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Юг".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023, признано незаконным решение администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, выраженное в письме от 29.03.2023 N 81.01/1381. На администрацию возложена обязанность по подготовке и направлению обществу подписанного от имени продавца договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241.
Суды установили, что на основании постановления главы Мартыновского района Ростовской области от 05.05.2008 N 387 индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гасайниеву Магомеду Мачаровичу (далее - глава хозяйства) по договору аренды от 08.05.2008 N 237 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 61:20:600020:0102. Земельный участок площадью 182,07 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для использования в целях сельскохозяйственного производства, был предоставлен на срок с 05.05.2008 по 05.05.2015. Данный участок без проведения торгов предоставлялся на основании единственного заявлению, поданного главой хозяйства, в отсутствие заявлений от иных заинтересованных лиц. Сведения о предстоящем предоставлении земельного участка были опубликованы в районной газете "Мартыновский вестник" (выпуск N 25-26 (9114-9115) от 04.04.2008). В 2015 году по заявлению главы хозяйства был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 61:20:600020:0102 на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами 61:20:0600020:2241 (площадью 732 160 кв. м) и 61:20:0600020:102 (площадью 1 088 540 кв. м). С главой хозяйства был заключен договор от 09.11.2015 N 557 аренды земельного участка площадью 732 160 кв. м с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях сельскохозяйственного производства на срок по 09.11.2018. По договору от 31.05.2016, заключенному между главой хозяйства и обществом, права и обязанности арендатора по договору от 09.11.2015 N 557 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 уступлены обществу. В связи с истечением 09.11.2018 договора аренды от 09.11.2015 N 557 между администрацией и обществом был заключен договор от 21.11.2018 N 729 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 для использования в целях сельскохозяйственного производства (пастбище) на срок с 10.11.2018 по 09.11.2021. Действующий договор от 09.12.2021 N 984 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, расположенный по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, примерно в 2,84 км по направлению на юго-восток от х. Новый, заключен администрацией с обществом в преимущественном порядке на срок по 09.11.2024. Общество 02.03.2023 направило в администрацию заявление о предоставлении в собственность (без торгов) арендуемого земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241. Рассмотрев заявление от 09.03.2023 за N 81/750, руководствуясь подпунктом 10.1.1 пункта 10.1 раздела 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Продажа земельного участка в собственность", утвержденного постановлением администрации от 30.09.2022 N 1331 (далее - административный регламент), уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении услуги (письмо от 29.03.2023 N 81.01/1381). Отказ мотивирован следующим. В соответствии с информацией отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Мартыновского района земельный участок фактически используется под выпас сельскохозяйственных животных в соответствии с условиями действующего договора аренды. На основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в том числе гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота, при этом выкуп арендуемого земельного участка указанной категории в собственность не допускается. Учитывая, что первоначально земельный участок предоставлялся гражданину Гасайниеву М.М., для сельскохозяйственного производства (пастбище), и, руководствуясь при этом пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности. Общество, ссылаясь на незаконность решения администрации, нарушающего права (интересы) заявителя в сфере предпринимательской деятельности, оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 15, 27, 39.1 - 39.3 Земельного кодекса, статьи 10 Закона N 101-ФЗ, также учтены разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор от 23.12.2020). Испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 732 160 кв. м с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, предназначенный для сельскохозяйственного производства (пастбище), используется обществом с 31.05.2016. Фактически данный участок используется обществом для выпаса сельскохозяйственных животных в соответствии с условиями действующего договора аренды. Использование участка как пастбище не противоречит установленному виду разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Напротив, использование заявителем арендуемого земельного участка под пастбище напрямую относится к сельскохозяйственному производству. Решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка в собственность обществу обосновано положениями пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Однако уполномоченный орган не учитывает, что указанной нормой установлен законодательный запрет на выкуп земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных гражданам в аренду для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных. Вместе с тем указанный запрет необходимо рассматривать в системном толковании с положениями пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Указанная норма предоставляет гражданам или юридическим лицам, арендующим земельные участки, находящиеся в публичной собственности, и в отношении которых у уполномоченных органов отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при их использовании, право приобрести такие земельные участки в собственность. В пункте 3 статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что законом могут быть установлены случаи запрета выкупа арендованного имущества, на что и указано в абзаце втором пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Поскольку договор аренды является действующим, испрашиваемый участок используются обществом добросовестно и по назначению, суды пришли к выводу об отсутствии у администрации законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя. Получение обществом прав на земельный участок по договору перенайма в 2016 году с учетом того, что с этого момента данный участок используется заявителем уже более трех лет, не является обстоятельством, исключающим реализацию обществом права приобретения испрашиваемого участка в собственность за плату без торгов. Иных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого участка в собственность без торгов судами не установлено. Следовательно, общество вправе приобрести указанный земельный участок в собственность для осуществления сельскохозяйственной деятельности в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ. Исходя из обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды признали, что отказ администрации в предоставлении обществу в собственность за плату (без торгов) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, выраженный в письме от 29.03.2023 N 81.01/1381, является незаконным. С учетом положений части 5 статьи 201 Кодекса суд первой инстанции возложил на администрацию обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу подписанный от имени продавца договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована следующим. Испрашиваемый обществом в собственность земельный участок с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 перешел во владение заявителя не в результате конкурсной процедуры (по итогам торгов). Право возникло в связи с переуступкой права аренды (договор от 09.11.2015 N 557) по договору от 31.05.2016, заключенному между главой хозяйства и обществом. Из буквального толкования условий договора аренды земельного участка и договора уступки прав требования от 31.05.2016 не предусмотрено право общества на предоставление (выкуп) земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Исходя из толкования положений земельного и гражданского законодательства передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка осуществляется в объеме и пределах прав, предусмотренных договором аренды и соглашением (договором) о передаче указанных прав. В противном случае возможность передачи прав в неограниченном объеме иным лицам, не участвовавших в конкурсных процедурах и приобретшим право аренды в результате передачи прав, способствовало злоупотреблению данными лицами правом в целях избежание конкурсных процедур (торгов) при выкупе земельных участков в собственность. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ выкуп земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленных в аренду гражданам для сенокошения и выпаса скота, в собственность не допускается. Указанная норма является специальной нормой прямого действия по отношению к общим положениям Земельного кодекса. При этом не имеет правового значения отсутствие информации о ненадлежащем (нецелевом) использовании заявителем испрашиваемого земельного участка, в том числе о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка. Однако суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание доводы администрации, а также неправильно истолковали положения закона, что влечет необоснованность обжалуемых судебных актов и принятие их с нарушением норм материального права.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению заявителя, выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм действующего земельного законодательства и соответствуют материалам дела, подтверждающим как незаконность оспариваемого решения администрации, так и наличие оснований для предоставления обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
От акционерного общества "Россети Юг" отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступал.
Участники спора явку представителей в суд округа не обеспечили. От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Мартыновского района Ростовской области от 05.05.2008 N 387 главе хозяйства по договору аренды от 08.05.2008 N 237 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 61:20:600020:0102. Участок площадью 182,07 га из категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для использования в целях сельскохозяйственного производства, предоставлялся на срок с 05.05.2008 по 05.05.2015. Земельный участок без проведения торгов предоставлялся на основании единственного заявлению, поданного главой хозяйства, в отсутствие заявлений от иных заинтересованных лиц. Сведения о предстоящем предоставлении земельного участка были опубликованы в районной газете "Мартыновский вестник" (выпуск N 25-26 (9114-9115) от 04.04.2008).
В 2015 году по заявлению главы хозяйства был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 61:20:600020:0102 на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами 61:20:0600020:2241 (площадью 732 160 кв. м) и 61:20:0600020:102 (площадью 1 088 540 кв. м). С главой хозяйства был заключен договор от 09.11.2015 N 557 аренды земельного участка площадью 732 160 кв. м с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 из категории земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях сельскохозяйственного производства на срок по 09.11.2018.
По договору уступки права требования от 31.05.2016, заключенному между главой хозяйства и обществом, права и обязанности арендатора по договору от 09.11.2015 N 557 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 уступлены обществу.
В связи с истечением 09.11.2018 договора аренды от 09.11.2015 N 557 между администрацией и обществом был заключен договор от 21.11.2018 N 729 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241 для использования в целях сельскохозяйственного производства (пастбище) на срок с 10.11.2018 по 09.11.2021.
Действующий договор от 09.12.2021 N 984 аренды земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, расположенный по адресу: Ростовская область, Мартыновский район, примерно в 2,84 км по направлению на юго-восток от х. Новый, заключен администрацией с обществом в преимущественном порядке на срок по 09.11.2024.
Общество 02.03.2023 направило в администрацию заявление о предоставлении в собственность (без торгов) арендуемого земельного участка с кадастровым номером 61:20:0600020:2241. Рассмотрев заявление от 09.03.2023 вх. N 81/750, руководствуясь подпунктом 10.1.1 пункта 10.1 раздела 2 Административного регламента, уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении услуги (письмо от 29.03.2023 N 81.01/1381), мотивировав его следующим. В соответствии с информацией отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Мартыновского района земельный участок фактически используется под выпас сельскохозяйственных животных в соответствии с условиями действующего договора аренды. На основании пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в том числе гражданам в аренду для сенокошения и выпаса скота, при этом выкуп арендуемого земельного участка указанной категории в собственность не допускается. Учитывая, что первоначально земельный участок предоставлялся гражданину Гасайниеву М.М., для сельскохозяйственного производства (пастбище), и, руководствуясь при этом пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка заявителю.
Общество, ссылаясь на незаконность решения администрации, нарушающего его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорило данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом (пункт 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
По смыслу приведенных правовых норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
При решении вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, земельных участков, находящихся в публичной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет, для исчисления трехлетнего срока аренды, предусмотренного названной нормой, может быть учтен не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором. Трехлетний срок аренды земельного участка в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка (пункты 4 и 5 Обзора от 23.12.2023).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса, а исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предоставлении такого земельного участка, без проведения торгов - в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого обществом решения администрации об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций признали общество надлежащим арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, соответствующего установленным требованиям. Судебные инстанции исходили из того, что мотивы, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого им решения, не могут служить законным основанием для непредоставления в собственность заявителя (без торгов) указанного земельного участка. Решение администрации об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не только противоречит нормам земельного законодательства, но также нарушает права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, которые администрация приводит в кассационной жалобе, воспроизводят правовую позицию уполномоченного органа, которую он заявлял ранее. Эти доводы проверены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора, они отклонены со ссылкой на нормы права и материалы дела. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые судебные инстанции оценили по правилам статьи 71 Кодекса, у Арбитражного суда Северо-Кавказского округа отсутствуют законные основания для иных выводов по существу разрешенного спора. Нормы материального права применены судами правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами в силу иного понимания им норм земельного законодательства и иной оценки доказательств, представленных в материалы дела, не может служить основанием для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. Исходя из приведенных уполномоченным органом доводов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А53-22813/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса, а исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предоставлении такого земельного участка, без проведения торгов - в статье 39.16 Земельного кодекса. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1); земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого обществом решения администрации об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций признали общество надлежащим арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:20:0600020:2241, соответствующего установленным требованиям. Судебные инстанции исходили из того, что мотивы, приведенные уполномоченным органом в обоснование принятого им решения, не могут служить законным основанием для непредоставления в собственность заявителя (без торгов) указанного земельного участка. Решение администрации об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не только противоречит нормам земельного законодательства, но также нарушает права (интересы) общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2024 г. N Ф08-254/24 по делу N А53-22813/2023