Решение Самарского областного суда от 13 декабря 2023 г. N 3а-2287/2023
Самарский областной суд, административное дело N 3а-2287/2023 по административному исковому заявлению Селиверстовой Светланы Сергеевны о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
С.С.С. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 11962 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме. По сведениям технического учета в помещении отсутствуют офисные или торговые помещения, помещения общественного питания или бытового обслуживания. По результатам обследования, проведенного 24.04.2023 года по поручению министерства имущественных отношений Самарской области ГБУ СО ЦРР, фактическое использование помещения не удалось установить в связи с отсутствием доступа в него. Обследование проведено в отсутствие административного истца, извещение об обследовании направлено по месту нахождения объекта, а не по месту регистрации С.С.С. Включение нежилого помещения в Перечень на 2023 год не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности А.К.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация г.о. Самара не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Администрации Железнодорожного района г. Самары по доверенности Д.М.А. оставил разрешение заявленного требования на усмотрение суда.
Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект включен и в Перечень на основании заявления Администрации Железнодорожного района г. Самары от 10.03.2020 года N МИО/7750, к которому был приложен акт осмотра фактического использования объекта под парикмахерскую (салон красоты). В рамках рассмотрения заявления административного истца от 13.10.2022 года по вопросу исключения объекта из Перечня был произведен осмотр 14.12.2022 года, из которого следует, что объект используется под парикмахерский салон "Т.". 24.04.2023 года осмотр не был произведен в связи с отсутствием доступа членов комиссии для осмотра. Принимая фактическое использование нежилого помещения, министерство включило данное помещение в Перечень как объект бытового обслуживания.
Администрация Железнодорожного района г. Самары представила отзыв, в котором оставила разрешение заявленного требования на усмотрение суда.
Заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года N 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.
В Перечень на 2023 год под пунктом 11962 включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4, 6 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что С.С.С. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 47,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости назначение помещения - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Указанное помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка.
Административным истцом представлена техническая документация, выполненная 22 сентября 2023 года ООО "С.З.К.", из которой следует, что в помещении расположены помещения, коридоры, санузел.
Данная техническая документация составлена после даты утверждения оспариваемого Перечня на 2023 год, поэтому не может быть принята в качестве достоверного доказательства по делу.
В порядке электронного взаимодействия судом из ППК Роскадастр по Самарской области истребован технический паспорт (план) на помещение, в ответ на запрос судом получена выписка из технического паспорта с планом помещения, справка Бюро технической инвентаризации. Экспликация к плану строения в представленной документации с указанием назначения помещения и его частей отсутствует.
Включение помещения в Перечень на 2023 год произведено исходя из фактического использования помещения, установленного на основании актов осмотра помещения от 28.02.2020 года, от 14.12.2022 года, от 24.04.2023 года.
Акт осмотра объект недвижимого имущества от 28.02.2020 года выполнен комиссией Железнодорожного района г.о. Самары.
В нем указано, что нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 47,5 кв. м, используется как парикмахерский салон (салон красоты). К акту приложены фотографии с внешним (с улицы) изображением помещения, находящегося в жилом доме, с вывеской "Т. салон".
Однако, данный акт не может быть признан допустимым по делу доказательством, поскольку внутренний осмотр помещений не был произведен, в силу чего невозможно определить, какие помещения расположены в спорном нежилом помещении, процентное соотношение помещений, занимаемых объектом бытового обслуживания от общей площади помещения.
Свидетель В.И.М., принимавшая участие в комиссии по осмотру нежилого помещения, подтвердила тот факт, что в помещение комиссия не входила и не имела на это полномочий, вывод о том, что помещение занято парикмахерским салоном, сделан на основании вывески на помещении.
Представленный суду акт осмотра, выполненный 14 декабря 2022 года ГБУ СО ЦРР, из которого следует, что в нежилом помещении расположен парикмахерский салон (19,3 кв. м), маникюрный кабинет (12,2 кв. м), солярий (4,3 кв. м), комната приема пищи (2,6 кв. м), санузел (1,3 кв. м), коридор, тамбур (8 кв. м), не может быть принят судом во внимание в качестве доказательства. поскольку он выполнен после даты утверждения оспариваемого Перечня.
24 апреля 2023 года доступ в помещение не был предоставлен, что указано в акте осмотра, выполненном ГБУ СО ЦРР, и указанный акт также не является допустимым по делу доказательством, поскольку составлен после даты утверждения оспариваемого Перечня.
Ссылка административного ответчика на пояснения С.С.С. не обоснована, поскольку из пояснений административного истца невозможно определить площадь помещений, занимаемых парикмахерской, а также площадь вспомогательных и подсобных помещений на момент утверждения Перечня на 2023 год.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Перечень на 2023 год в части включения в него нежилого помещения с кадастровым номером N не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования С.С.С. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 11962 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 13 декабря 2023 г. N 3а-2287/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника