г. Краснодар |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А32-36490/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Воловик Л.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогрессор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2023 (мотивированное решение 27.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А32-36490/2023,
установил следующее.
ООО "Прогрессор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления от 24.05.2023 N ЛР-836/2023 Административной комиссии Лазаревского внутригородского района и поселка городского типа Дагомыс муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - административная комиссия) и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.09.2023 (мотивированное решение от 27.09.2023), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2023, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административной комиссией порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 4.1.1, 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку обществом размещены донные отложения водных объектов (речной грунт), ответственность за размещение которых при выполнении работ по расчистке русла реки, не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Заявитель полагает, что административной комиссией не соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении, поскольку общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Суды не учли, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу административная комиссия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе рассмотрения обращений от 01 марта 2023 года N 07.02-31/3245, от 05 апреля 2023 года N П-3 774/23 главным специалистом отдела архитектуры благоустройства и санитарного содержания администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Таран Юрием Георгиевичем установлено, что общество в нарушение подпункта 4.1.51.1 пункта 4.1.51 "Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края", утвержденных решением ГСС от 29.11.2021 N 135, допустило размещение и накопление грунта (речного) в месте специально не отведенном и не предназначенном для этих целей, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" N 608-КЗ от 23.07.2003, выразившееся в размещении и накоплении грунта (речного) по адресу: г. Сочи, ул. Скрябина, 1 Ж.
Постановлением N ЛР-836/2023 от 24.05.2023 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Не согласившись с постановлением административной комиссии, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании указанного ненормативного акта незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, указав, что вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006363, составленным главным специалистом отдела архитектуры, благоустройства и санитарного содержания администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи Таран Ю.Г., копией выписки из ЕГРЮЛ от 28.04.2023, ответом на запрос Департамента имущественных отношений администрации МО город-курорт Сочи Краснодарского края от 17.04.2023, письмом ГУП Краснодарского края "Дагомысское ДРСУ" от 01.03.2023, письмом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 03.04.2023, телефонограммой от 28.04.2023, фототаблицей к протоколу об административном правонарушении от 26.04.2023, обращением гражданина от 05.04.2023.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 Кодекса).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Сделав вывод о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", суды сослались на представленную в материалы дела телефонограмму от 28.04.2023 направленную в 17 часов 15 минут 42 секунды с номера 8-961-585-14-00 и детализацию звонков, подтверждающие извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Однако, согласно единственной представленной в материалы электронного дела телефонограмме от 26.04.2023 (к протоколу об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362), телефонограмма передана директору общества Стягову И.В. о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, выявленном 26.04.2023 в 11 часов 15 минут по адресу: г. Сочи, мкр. Аше, ул. Репина, 1 Ж, тогда как в протоколе об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006363 указано, что правонарушение выявлено 26.04.2023 в 11 часов 20 минут по адресу: г. Сочи, ул. Скрябина 1 Ж. Данному обстоятельству судебные инстанции оценку не дали, в том числе в совокупности с представленной с телефонограммой детализацией звонков, а также не дали суды оценку тому обстоятельству, что телефонограмма от 26.04.2023 (17 часов 15 минут) передана к протоколу об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362, тогда как по данному административному делу составлен протокол от 28.04.2023 N 06363. Следовательно, вывод судебных инстанций о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006363 является недостаточно обоснованным. Кроме того, суды не устранили имеющиеся в названных документах противоречия, относительно места выявленного правонарушения (г. Сочи, мкр. Аше, ул. Репина, 1 Ж; г. Сочи, ул. Скрябина 1 Ж).
Определением от 28.04.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.05.2023 в 11 часов 00 минут.
24 мая 2023 года административный орган вынес постановление N ЛР-836/2023 о признании общества виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", в котором указал, что представитель ООО "Прогрессор" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил, поэтому административная комиссия рассмотрела дело без участия представителя общества. Сделав вывод о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, судебные инстанции не указали доказательства, на основании которых пришли к выводу о надлежащем извещении общества на рассмотрение материалов дела и не оценили довод общества об отсутствии такого извещения.
Кроме того, судом не рассмотрено ходатайство общества о восстановлении процессуального срока для обжалования постановления административного органа от 24.05.2023 N ЛР-836/2023.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия законных и обоснованных судебных актов, обжалуемые обществом решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2023 (мотивированное решение от 27.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 по делу N А32-36490/2023 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку обществом размещены донные отложения водных объектов (речной грунт), ответственность за размещение которых при выполнении работ по расчистке русла реки, не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Заявитель полагает, что административной комиссией не соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении, поскольку общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Суды не учли, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм действующего законодательства.
...
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2024 г. N Ф08-384/24 по делу N А32-36490/2023