г. Краснодар |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А53-19048/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Черниковой Н.С. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие представителя Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023 по делу N А53-19048/2023, установил следующее.
АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) о взыскании 2 658 466 рублей 10 копеек субсидии.
Решением суда от 19.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2022 N 301-ЭС21-27962 по делу N А40-253574/2020, указывает, что правовая позиция по делу N А21-3994/2016 в данном случае не подлежит применению, так как исковое заявление содержало требований о взыскании с министерства субсидии в связи с применением законодательно установленной льготы, а не межтарифную разницу, как написал суд апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Ростовской области от 20.09.2009 N 900 "О предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщении" (далее - постановление N 900) установлена льгота обучающимся в общеобразовательных организациях старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в размере 50% скидки от действующего тарифа с 01.01.2022 по 15.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022.
Во исполнение постановления N 900 общество осуществляло перевозку указанной категории граждан железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ростовской области с 01.01.2022 по 15.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022 с предоставлением 50% скидки на проезд от установленного тарифа.
В целях возмещения обществу недополученных доходов заключено соглашение от 12.08.2022 N 24-О "О предоставлении из областного бюджета субсидии организации железнодорожного транспорта на возмещение неполученных доходов в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения".
Пунктом 1.1 соглашения определено, что предметом соглашения является предоставление из бюджета Ростовской области в 2022 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, являющихся обучающимися общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, которым устанавливается льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде скидки в размере 50% от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Ростовской области.
В соответствии с разделом III соглашения на получателя субсидии возложена обязанность предоставить установленные соглашением документы, подтверждающие факт и размер недополученных доходов от предоставленной льготы.
Срок для предоставления необходимых документов установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом порядок предоставления документов в целях получения субсидий и покрытия недополученных доходов за декабрь выделен в отдельные условия, определенные пунктом 3.3 соглашения.
Субсидия за декабрь текущего года предоставляется не позднее 31 декабря текущего года на основании представленных получателем не позднее 15 декабря текущего года документов.
Получатель субсидии в срок до 15 января года, следующего за годом предоставления субсидии, представляет в министерство расчет-обоснование получения субсидии за декабрь года предоставления субсидии.
В случае, если размер перечисленной субсидии за декабрь года предоставления субсидии превышает размер субсидии, указанный в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, получатель в срок до 30 января года, следующего за годом предоставления субсидии, обязан возвратить в областной бюджет часть субсидии в размере разницы перечисленной суммы и суммы, указанной в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь.
В случае, если размер перечисленной субсидии за декабрь года предоставления субсидии меньше размера субсидии, указанного в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, министерство при доведении лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидии, принимает решение о предоставлении получателю части субсидии за декабрь в размере разницы суммы, указанной в расчете-обосновании получения субсидии за декабрь, и перечисленной суммы в декабре года предоставления субсидии на основании предварительного расчета-обоснования предоставления субсидии за декабрь.
Перечисление части субсидии, указанной в абзаце третьем названного пункта, осуществляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении части субсидии.
Сумма недоплаты с 01.12.2022 по 31.12.2022 по расчетам общества составила 2 658 466 рублей 10 копеек.
22 декабря 2022 года министерство письмом N 19.4.1/1678 уведомило общество о выполнении обязательств в 2022 году по обеспечению предоставления субсидии и указало на отсутствие лимитов для возмещения недополученных доходов за 2022 год.
Общество направило в адрес министерства претензию о добровольном возмещении суммы субсидии.
Претензия оставлена министерством без исполнения.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", постановлением N 900.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2021 N 71/91 "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" тариф для расчета с пассажирами установлен в размере 18 рублей 50 копеек за одну десятикилометровую зону.
Исходя из установленного размера субсидирования, на основании предоставленных обществом данных о пассажиропотоке в 2022 году условия соглашения исполнены и истцу из областного бюджета выплачено 52 680 700 рублей субсидии.
Таким образом, суды посчитали, что обществу компенсированы из областного бюджета недополученные доходы за 2022 год.
В установленном порядке обществом указанный тариф на 2022 год не оспорен, не признан недействительным.
Суды отметили, что на министерство не могут быть возложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого перевозчика.
В Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 587р, отражено, что убытки перевозчика, не покрываемые средствами, предусмотренными контрактами, и возникшие вследствие его неэффективной деятельности, не подлежат компенсации со стороны субъекта Российской Федерации.
Истцом не доказано, что недополученные доходы в размере 2 658 466 рублей 10 копеек являются экономически обоснованными и могут быть отнесены к расходам, связанным с регулируемым видом деятельности. Образовавшаяся разница между расходами и доходами истца не означает, что она явилась следствием тарифного регулирования Ростовской области.
Пунктом 4.4.1 соглашения определено, что получатель субсидии вправе направлять в министерство предложения о внесении изменений в договор. Изменение соглашения осуществляется по соглашению сторон и оформляется в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью соглашения (пункт 7.3 соглашения).
Доказательства того, что общество обращалось в министерство с предложениями по увеличению в бюджете Ростовской области субсидии на возмещение недополученных доходов, равно как и с предложением о заключении дополнительных соглашений, увеличивающих лимит денежных обязательств, в материалы дела не представлены.
Доказательства, позволяющие выявить экономически обоснованные и неучтенные при установлении тарифов расходы, истцом при рассмотрении дела не представлены.
Таким образом, истцом нарушена процедура увеличения субсидии на возмещение недополученных доходов, закрепленная в пунктах 4.4.1 и 7.3 соглашения.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований общества.
Однако выводы судебных инстанций нельзя признать законными и обоснованными, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Во исполнение постановления N 900 общество и министерство 12.08.2022 заключили соглашение.
Льгота предоставлялась обучающимся общеобразовательных организаций старше 7 лет, а также обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в размере 50% скидки от действующего тарифа (тарифа для населения) с 01.01.2022 по 15.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022.
Ростовской областью в лице уполномоченного органа - Региональной службы по тарифам Ростовской области постановлением от 20.12.2021 N 71/91 "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" установлен предельный тариф для расчета с пассажирами (тариф для населения) в размере 18 рублей 50 копеек за одну десятикилометровую тарифную зону.
Иными словами, исходя из требований постановления N 900 общество при оплате проезда школьниками и студентами получало денежные средства в размере 50% от тарифа, установленного для пассажиров, а именно 9 рублей 25 копеек.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что общество обратилось с заявлением о взыскании субсидии для целей возмещения экономически обоснованных расходов, которые не покрываются установленным тарифом, не соответствуют материалам дела.
Разделом III соглашения урегулированы порядок и сроки предоставления документов в целях получения субсидии и покрытия недополученных доходов общества, за декабрь регламентированы следующим образом.
Общество не позднее 15 декабря представляет сведения о фактически осуществленной перевозке за декабрь 2022 года (пункт 3.3 соглашения).
Субсидия за декабрь текущего года предоставляется не позднее 31 декабря текущего года на основании представленных получателем не позднее 15 декабря текущего года документов.
Общество в срок до 15 января года следующего за годом предоставления субсидии представляет в Министерство расчет-обоснование получения субсидии за декабрь года предоставления субсидии. Таким образом, сведения об объеме услуг по перевозке льготной категории граждан представляется в следующем финансовом году - в данном случае 2023 году.
Общество представило в материалы дела отчеты о возмещении недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся, копии сводных ведомостей по перевозке льготников по льготам 2605, 2606 (школьники и студенты) в подтверждение факта выполнения обществом своих обязательств по соглашению в целом и в декабре 2022 года в частности.
На основании указанных данных общество направило министерству документы, установленные соглашением, а именно отчет о количестве обучающихся, воспользовавшихся льготой за декабрь 2022 года (от 12.12.2022 N 5267, от 12.12.2022 N 5276, от 11.01.2023 N 108). Получение министерством фактического отчета на предоставление субсидии за декабрь 2022 года подтверждается отметкой о вручении от 12.01.2023.
Как следует из материалов дела, 22.12.2022 письмом N 19.4.1/1678 министерство уведомило общество о выполнении обязательств в 2022 году по обеспечению представления субсидии и отказало в возмещении недополученных доходов за 2022 год.
Министерство не оспаривало факт надлежащего выполнения обществом своих обязательств по перевозке школьников и студентов по льготной стоимости проезда в декабре 2022 года, а также то, что доходы истца за декабрь 2022 года в соответствии с утвержденным тарифом должны были быть в размере 6 464 466 рублей 40 копеек, а размер фактической компенсации 3 806 тс. рублей 30 копеек.
В возражениях к исковому заявлению от 09.06.2023 N 157/275 министерство подтверждает объем недополученных доходов истца в размере 6 464 466 рублей 40 копеек, из которых 3 806 тыс. рублей компенсированы министерством.
С учетом этого сумма недоплаты с 01.12.2022 по 31.12.2022 составила 2 658 466 рублей 10 копеек.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством (пункт 33 Обзора судебной практики N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами; установление права на получение субсидий позволяет оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
При этом субсидии могут иметь стимулирующий характер, когда финансовая поддержка, предоставляемая в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Однако в отличие от субсидий стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
При вынесении судебных актов суды не приняли во внимание, что предоставление перевозчику субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с государственным регулированием порядка предоставления льгот отдельным категориям населения установлено постановлением N 900, таким образом, отыскиваемые убытки не относится к субсидиям стимулирующего характера, поэтому не могут быть поставлены в зависимость от наличия лимитов бюджетных обязательств.
Первоначально соглашение от 27.04.2022 N 1-0 предусматривало компенсацию из бюджета 33 896 100 рублей, именно по инициативе общества 20.12.2022 подписано дополнительное соглашение об увеличении объема субсидирования на 18 784 600 рублей. В материалы дела не прдставлено доказателств, свидетельствующих о том, что министерство в связи с отсутствием бюджетных лимитов инициировало внесение изменений в постановление N 900 о периоде предоставления льготного проезда с 01.01.2022 по 15.06.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022 и сократило его до 15.12.2022.
Судами не дана оценка доводу общества о том, что соглашение предусматривает установление фактического объема оказанных услуг и окончательный расчет в следующем финансовом году, поэтому, публичный орган должен был предусмотреть компенсационные выплаты на 2023 год.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты приняты по неполно установленным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, дать оценку всем доводам общества, оценить представленные в материалы дела доказательства, принять законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023 по делу N А53-19048/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не может служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидий, если обязательность компенсации затрат (недополученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством (пункт 33 Обзора судебной практики N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами; установление права на получение субсидий позволяет оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2024 г. N Ф08-1256/24 по делу N А53-19048/2023