г. Краснодар |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А63-10640/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Садовникова А.В. и Твердого А.А., при ведении протокола, проводимого посредством системы видео-конференц-связи помощником судьи Довлатовой В.О., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю (ИНН 2635136449, ОГРН 1102635009817) - Болдыревой А.А. и Такушеновой Д.С.(доверенности от 29.03.2023 и 06.03.2024), в отсутствие заявителей: общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" (ИНН 2615004860, ОГРН 1052600578106), общества с ограниченной ответственностью "Южный дом" (ИНН 2371003250, ОГРН 1192375033806), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по делу N А63-10640/2023, установил следующее.
ООО "Южный дом" (далее - основное общество) и ООО "Южный дом" (далее - присоединяемое общество) обратились в арбитражный суд с заявлением к МИФНС N 11 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) о признании незаконными решений от 12.04.2023 N 3054А и 3048А об отказе в государственной регистрации, а также о возложении на инспекцию обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ на основании заявлений N Р12016 и Р13014.
Решением суда от 03.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований. По мнению заявителя, суды не учли, что протокол совместного общего собрания участников от 03.03.2023 не удостоверен в нотариальном порядке, следовательно, не мог рассматриваться регистрирующим органом в качестве надлежащего документа, предусмотренного подпунктом "б" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Сведения и документы, подтверждающие соблюдение порядка принятия решения совместным собранием участников общества, в соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в период проведения проверки достоверности сведений в регистрирующий орган не представлены. Подписывая протокол от 03.03.2023, участники обществ принимают решения, отнесенные к компетенции общества в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), требующие соблюдения порядка подтверждения решения, установленного в статье 67.1 Гражданского кодекса. Ссылка основного общества на отсутствие формы нотариального удостоверения факта принятия решений на совместном собрании реорганизуемых обществ несостоятельна, поскольку заявителями не представлено в суд официального отказа нотариуса в совершении нотариального действия. Совместное собрание удостоверяется формой 3.8, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2020 N 226 (ред. от 24.11.2021) "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления", о чем выдается свидетельство об удостоверении решения органа управления юридического лица. Исходя из пункта 2 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (далее - Обзор) решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения принятых решений, требует нотариального удостоверения. Ненотариальный способ подтверждения принятия решения участниками основного общества не установлен решением общества и уставом, зарегистрированным в установленном порядке. Оспариваемые отказы не нарушают прав и законных интересов заявителей ввиду того, что 19.12.2023 заявители направили в регистрирующий орган документы в связи с решениями об отмене реорганизации, о чем 26.12.2023 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи.
В отзыве на кассационную жалобу заявители указали на несостоятельность представленных в ней доводов, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции, просили отменить судебные акты.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Из материалов дела видно и судами установлено, что основное общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 19.10.2005 за основным регистрационным номером 1052600578106. Единственным участником общества является Котлярова Н.Н. (100% уставного капитала общества).
Присоединяемое общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 06.05.2019 за основным регистрационным номером 1192375033806. Единственным участником общества является Котляров А.В. (100% уставного капитала общества).
В соответствии с решением от 09.11.2022 N 2 единственный участник присоединяемого общества решил провести реорганизацию в форме присоединения к основному обществу.
Решение от 09.11.2022 N 2 удостоверено нотариусом, о чем выдано свидетельство от 09.11.2022 26АА4993186.
Согласно решению от 09.11.2022 N 46 единственный участник основного общества Котлярова Н.Н. решила провести реорганизацию в форме присоединения к присоединяемому обществу. Решение от 09.11.2022 N 46 удостоверено нотариусом, о чем выдано свидетельство от 09.11.2022 26АА4993185.
В соответствии со статьей 53 Закона N 14-ФЗ стороны подписали договор о присоединении присоединяемого общества к основному обществу от 09.11.2022, согласно которому стороны реорганизуются путем присоединения присоединяемого общества на основании решения единственного участника Котлярова А.В. (решение от 09.11.2022 N 2) к основному обществу на основании решения единственного участника Котляровой Н.Н. (решение от 09.11.2022 N 46).
18 ноября 2022 года в ЕГРЮЛ внесены записи за ГРН 2222600574238 о нахождении присоединяемого общества в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, также внесена запись за ГРН 2222600574227 о нахождении основного общества в процессе реорганизации в форме присоединения к нему другого юридического лица.
3 марта 2023 года состоялось совместное общее собрание участников обществ, на котором учредители утвердили изменение состава участников и уставного капитала основного общества, утвердили устав общества в новой редакции, определили в качестве способа подтверждения (удостоверения) решений, принятых на совместном общем собрании реорганизуемых обществ, и состава участников, присутствующих при их принятии, подписание протокола общего собрания всеми присутствующими на собрании участниками реорганизуемых обществ.
3 марта 2023 года заявители подали в инспекцию заявление о завершении процедуры присоединения формы Р12016 и заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, формы Р13014.
Решением от 13.03.2023 N 6048А инспекция приостановила государственную регистрацию, предложив заявителям представить документ, подтверждающий нотариальное удостоверение принятых на общем собрании 03.03.2023 решений.
Посчитав, что истребованные регистрирующим органом документы не предусмотрены законом, заявители направили в инспекцию соответствующие пояснения.
Решением от 12.04.2023 N 3054А инспекция отказала в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица на основании подпунктов "а", "г", "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, несоблюдением нотариальной формы представляемых документов, представлением документов, содержащих недостоверные сведения.
Решением от 12.04.2023 N 3048А инспекция отказала в государственной регистрации завершения процедуры присоединения на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, указав, что отказ в государственной регистрации изменений, внесенных в устав основного общества, исключает возможность внесения записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, поскольку в связи с утратой правоспособности юридического лица утрачивается возможность проведения совместного совещания обществ для решения вопроса и внесение изменений в устав основного общества.
Не согласившись с основаниями отказов в государственной регистрации, заявители обратились с жалобой в Управление ФНС по Ставропольскому краю, которое решением от 18.05.2021 N 07-20/009971 оставило жалобы без удовлетворения.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения обществ в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров (Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (статья 54 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса).
Как следует из пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона N 14-ФЗ общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.
Согласно пункту 3 статьи 53 Закона N 14-ФЗ совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.
Пунктом 2.3 договора о присоединении обществ предусмотрено, что стороны обязуются провести общее собрание участников обоих обществ до завершения процедуры реорганизации в порядке, установленном законом, в целях утверждения изменений и дополнений в устав (новой редакции) основного общества (т. 1, л. д. 62).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 12 Закона N 14-ФЗ устав общества является учредительным документом общества. Изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 данного Закона для регистрации общества. Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Изменение устава общества отнесено статьей 33 Закона N 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в реорганизации, указанное в пункте 3 статьи 53 Закона 14-ФЗ, не является по смыслу закона общим собранием участников общества, порядок проведения которого урегулирован положениями раздела
V Закона
14-ФЗ и принятие решений на котором удостоверяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса.
Между тем суды не учли, что на совместном собрании участниками обоих обществ принято решение о внесении изменений в устав основного общества, в соответствии с которыми в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения.
В пункте 2 Обзора указано, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения.
Учитывая, что на день проведения совместного общего собрания участников обществ устав основного общества, в который решением от 03.11.2023 внесены изменения об альтернативном способе подтверждения, а также устав присоединяемого общества не содержали положений о порядке подтверждения приятия решения участником общества, инспекция правомерно отказала в государственной регистрации новой редакции устава основного общества, указав на отсутствие нотариального удостоверения решения совместного собрания обществ от 03.11.2023.
Поскольку инспекция отказала в государственной регистрации изменений внесенных в устав основного общества, отказ в государственной регистрации завершения процедуры присоединения также является правомерным, так как в связи с утратой правоспособности юридического лица утрачивается возможность проведения совместного совещания обществ для решения вопроса и внесение изменений в устав основного общества.
При таких обстоятельствах суд округа приходит к выводу, что оспариваемые решения инспекции являются мотивированными и законными.
Суд округа также принимает во внимание тот факт, что 26.12.2023 в ЕГРЮЛ внесены изменения об отмене присоединяющимся обществом решения о реорганизации.
Поскольку все существенные по делу обстоятельства установлены судами, однако судами неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по делу N А63-10640/2023 отменить.
Вынести новый судебный акт.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 4 статьи 12 Закона N 14-ФЗ устав общества является учредительным документом общества. Изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания участников общества. Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 данного Закона для регистрации общества. Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.
Изменение устава общества отнесено статьей 33 Закона N 14-ФЗ к компетенции общего собрания участников общества.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в реорганизации, указанное в пункте 3 статьи 53 Закона 14-ФЗ, не является по смыслу закона общим собранием участников общества, порядок проведения которого урегулирован положениями раздела
V Закона
14-ФЗ и принятие решений на котором удостоверяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса.
...
В пункте 2 Обзора указано, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2024 г. N Ф08-1857/24 по делу N А63-10640/2023