В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 24 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1078/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области, за 2023 год.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений Министерства социального развития Московской области в срок до 15 марта 2024 года разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства социального развития Московской области https://msr.mosreg.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об органиазциях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра социального развития Московской области Марченко В.П.
Министр социального развития |
Л.С. Болатаева |
УТВЕРЖДЕН
приказом министра
социального развития
Московской области
от 05.03.2024 N 20П-67
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области, за 2023 год
1. Введение
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на территории Московской области, за 2023 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение части 2 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктом 24 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1078/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области".
2. Общие положения
В 2023 году Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) осуществляло региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области (далее - государственный контроль) в соответствии с пунктом 14.55 1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 N 642/29 "О Положении о Министерстве социального развития Московской области", постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1078/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области" (далее - Постановление N 1078/38).
Государственный контроль осуществлялся в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления, сведения о которых содержатся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области (далее - организации).
Государственный контроль непосредственно осуществлялся управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.
Реализация Министерством надзорных полномочий в части осуществления государственного контроля в 2023 году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ), Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) посредством организации и проведения:
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
наблюдений за соблюдением обязательных требований;
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, самообследование, профилактический визит.
По состоянию на 29.12.2023 в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области включены 223 организации. В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
3. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)
3.1. Организация и проведение внеплановых проверок
В соответствии с пунктом 61 Постановления N 1078/38 основанием для проведения внеплановых проверок, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля (надзора) от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2023 году внеплановые проверки не проводились.
3.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В 2023 году Министерством осуществлялись мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а именно систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований на основании статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся Министерством в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятии, утверждаемых министром или заместителем министра
За 2023 год Министерство не выносило юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области организации отдыха и оздоровления детей.
3.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований
Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, Министерством осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обращений граждан по вопросам, содержащим, сведения о нарушении обязательных требований, в адрес Министерства в 2023 году не поступало.
4. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
4.1. Типовые нарушения обязательных требований
В 2023 году нарушений обязательных требований Министерством не выявлено.
4.2. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований
Значительное место в работе Министерства занимало проведение в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ профилактических мероприятий, направленных на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Министерство осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Министерством в 2023 году осуществлялись в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области на 2023 год, утвержденной распоряжением Министерства от 20.12.2022 N 20РВ-346 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области на 2023 год" (далее - Программа).
На основании Программы в целях профилактики нарушений обязательных требований Министерством:
1) обеспечено размещение на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
2) осуществлено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
В случае изменения обязательных требований Министерство подготавливало и распространяло комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации: о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
3) обеспечено обобщение практики осуществления регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления и размещение на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" соответствующего обобщения, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
В целях создания комфортных условий и среды посредством доведения до подконтрольных субъектов информации об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации в понятной и удобной форме, мотивирующей субъекты контроля (надзора),к снижению нарушений обязательных требований должностными лицами Министерства проводились семинары и вебинары, направленные на освещение изменений законодательства в области организации отдыха и оздоровления детей.
4) проведено 120 консультирований контролируемых лиц.
4.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере организации отдыха и оздоровления детей Министерство в 2023 году обеспечило подготовку изменений в Постановление N 1078/38, заключающихся в исключении категорирования объектов контроля, что позволит уменьшить нагрузку на контролируемых лиц.
Также в 2023 году Министерством были подготовлены изменения в постановление Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1077/38 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области", предусматривающие исключение действовавших индикаторов риска и разработку новых, соответствующих установленным законодательством требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра социального развития Московской области от 5 марта 2024 г. N 20П-67 "Об утверждении доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики, в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, на территории Московской области, за 2023 год"
Опубликование:
сайт Министерства социального развития Московской области (msr.mosreg.ru) 6 марта 2024 г.