г. Краснодар |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А53-2566/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А. при участии в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области от заинтересованного лица - Министерству финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Дудко Г.В. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" (ИНН 6165000733, ОГРН 1036165002500), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства труда и социального развития Ростовской области, администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), муниципального унитарного предприятия муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (ИНН 6163050739, ОГРН 1026103170026), Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 5" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-2566/2022, установил следующее.
Акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 5" (далее - общество) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании убытков за 2019 год в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр в сумме 39 602 729 рублей 15 копеек, убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в региональный регистр, в сумме 69 982 567 рублей (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда), администрация города Ростова-на-Дону, муниципальное унитарное предприятие муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс" (далее - предприятие), Департамент транспорта города Ростова-на-Дону.
Решением суда от 17.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество приняло на себя обязательства по перевозке граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) на условиях, указанных в заключенных договорах, в силу статьи 309, части 1 статьи 310, части 3 статьи 320, части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, не вправе изменять их самостоятельно и несет коммерческие риски, связанные с исполнением обязательств.
В кассационной жалобе общество просило принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме дело. По мнению заявителя, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов противоречивы, сделаны без исследования всех фактических обстоятельств дела. Общество, непосредственно предоставившее потребителям услуги перевозки по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы. Поскольку постановлением Администрации Ростовской области не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью ЕСПБ, в соответствии с установленными для общества тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
В отзыве на кассационную жалобу министерство финансов считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель министерства финансов в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя министерства финансов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам на основании заключенных с департаментом транспорта:
- пяти контрактов от 05.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 21, 45, 47, 63, 77;
- контракта от 26.12.2019 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулярным тарифам по маршруту N 63,
- от 08.10.2018 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N 92, 92а.
В течение срока действия вышеуказанных муниципальных контрактов применялись тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 N 941 "О внесении изменений в постановление администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения"".
С 01.01.2019 по 09.08.2019 тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа в общественном транспорте в городском сообщении составлял 20 рублей.
С 10.08.2019 по 31.12.2019 включительно тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа в общественном транспорте в городском сообщении составлял 23 рублей.
С целью возмещения убытков, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный регистр, между предприятием и обществом заключен договор от 30.06.2016 N 135 о порядке распределения сумм, вырученных от ЕСПБ, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении в соответствии с постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 18.09.2014 N 1058 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельных категорий граждан" и постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 23.05.2016N 622.
Понесенные расходы по перевозке в общественном транспорте льготных категорий граждан за 2019 год компенсированы обществу предприятием на основании предоставленных актов оказанных услуг по договору от 30.06.2016 N 135.
Как указало предприятие, в соответствии с пунктами 1.1 и 3.1 договора от 30.06.2016 N 135 в актах стороны отражали не фактическую численность федеральных льготников, перевезенных им, а количество федеральных льготников, приходящих (пропорционально его доле) на его долю денежных средств, вырученных предприятием.
В соответствии с представленным обществом расчетом численности льготных категорий граждан общество за проезд федеральных льготников по ЕСПБ получило за 2019 год 2 961 528 рублей 85 копеек. На этом основании общество полагало, что предприятие лишь частично возместило расходы общества, связанные с перевозкой федеральных льготников по ЕСПБ, поэтому произвело расчет недополученных, по его мнению, доходов по перевозке граждан за 2019 год - 39 602 729 рублей 15 копеек убытков.
Общество также осуществляло перевозку льготных пассажиров, включенных в региональный регистр.
Между обществом и администрацией города Ростова-на-Дону в лице департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону заключен договор 11.01.2019 N 989/3 о возмещении расходов за предоставленные меры социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2.1 данного договора общество обязуется предоставлять по социальной проездной карте (ЕПТ) установленной формы бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования гражданам, имеющим право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области".
Общества получило из областного бюджета за весь 2019 год 32 866 324 рубля возмещения за фактически перевезенных региональных льготников, проживающих в г. Ростов-на-Дону и Ростовской агломерации.
Как указал заявитель, обществу лишь частично возмещены расходы, связанные с перевозкой граждан, имеющих право на соответствующие социальные поддержки в соответствии с вышеуказанными областными законами.
Убытки общества в виде неполученной платы за предоставленный проезд городским пассажирским транспортом общего пользования льготных пассажиров по социальной проездной карте в 2019 году по расчету общества составили 69 982 567 рублей.
Полагая, что убытки от перевозки пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры в части, не покрытой выплатами от предприятия и департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону, подлежат возмещению за счет казны Ростовской области, общество обратилось в суд с иском о взыскании с министерства финансов убытки соответственно 39 602 729 рублей 15 рублей и 69 982 567 рублей.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 15, статьей 784, пунктами 1, 2 статьи 789, пунктом 5 статьи 790, статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""", постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (далее - постановление N 232), пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23), оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан в спорном периоде (за 2019 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с условиями которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 ГК РФ, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Порядок расходования средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан утвержден постановлением N 232, который ориентирован на необходимость заключения поставщиками транспортных услуг с органами социальной защиты населения муниципальных образований договоров в целях компенсации расходов за предоставленный проезд городским пассажирским транспортом общего пользования льготным категориям пассажиров.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления N 23 в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 5 пункта 18 постановления N 23).
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали.
В соответствии со статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отклонили приведенные обществом в обоснование своих требований доводы.
Выводы судов основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-2566/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 5 пункта 18 постановления N 23).
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2024 г. N Ф08-1225/24 по делу N А53-2566/2022