г. Краснодар |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А25-2966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево -Черкесской Республике (ИНН 0901024631 ОГРН 1030900721830) - Кумратова С.М. (доверенность от 11.03.2024), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Захарченя Олеси Николаевны (ИНН 783800709881 ОГРНИП 31578470003867) (направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республики (ИНН 0917040389 ОГРН 1200900003182) (направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - обществ с ограниченной ответственностью "Распод", "Отдых", "Апрель", "ЛПШ-ЭКО", "Ышан", "Вершина", "Мополит", "Юссель", "София", "Турист", "Экстур", "Горные вершины", индивидуальных предпринимателей Казаноковой Валентины Туркбиевны, Гончарова Владимира Викторовича, Эльканова Азамата Умаровича, Киикова Нюрчюка Кадыевича, Батруковой Лауры Борисовны, Абрековой Зурият Казимагомедовны, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 14.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А25-2966/2022, установил.
Индивидуальный предприниматель Захарченя Олеся Николаевна (далее - ИП Захарченя О.Н., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - управление), Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево - Черкесской Республики (далее - министерство) с требованиями о признании:
- недействительным решения управления от 10.08.2022 по жалобе ИП Захарчени О.Н. на действия министерства при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка для рекреационной деятельности по извещению N 130422/45465680/01, размещенному на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru и извещению SALEEAR00001114, размещенному на электронной площадке акционерного общества "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан") - saIe.zakazrf.ru (лоты N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 268, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672);
- незаконными действий организатора торгов по отказу в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, проводимого в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка для рекреационной деятельности по извещению N 130422/45465680/01, размещенному на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru и извещению SALEEAR00001114, размещенному на электронной площадке АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" - saIe.zakazrf.ru (лоты N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 268, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Распод", "Отдых", "Апрель", "Каштан", "ЛПШ-ЭКО", "Мополит", "Юссель", "София", "Турист", "Экстур", "Горные вершины", индивидуальные предприниматели Казанокова Валентина Туркбиевна, Гончаров Владимир Викторович, "Ышан", "Вершина", Эльканов Азамат Умарович, Кииков Нюрчюк Кадыевич, Абрекова Зурият Казимагомедовна, Батрукова Лаура Борисовна.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования предпринимателя удовлетворены по мотиву наличия у министерства сведений о месте направления почтовой корреспонденции у предпринимателя, подавшего заявку на участие в аукционе, формального подхода заказчика к выбору участников закупки, дискриминационного характера оценки организатором торгов правильности заполнения заявок участниками закупки.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что предприниматель указал в заявке только место его регистрации, а не почтовый адрес, не доказал совпадение этих адресов, чем нарушил требования аукционной документации, и не обращался с запросом о разъяснении положений аукционной документации.
В отзыве на жалобу управление поддерживает доводы кассационной жалобы, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований предпринимателя.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе министерства.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты оставить без изменения без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя управления, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что министерство 14.04.2022 издало приказ N 62-ОЛ "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности". Приказами от 24.02.2022 N 62-ОЛ "О проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности", от 02.06.2022 N 97-ОЛ "О внесении изменений в аукционную документацию" определены даты проведения открытого электронного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, согласно перечню аукционных единиц (приложение к протоколу заседания комиссии по проведению лесных аукционов от 08.04.2022 N 1). Министерство 11.04.2022 объявило аукцион на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности (извещения N 130422/45465680/01, SALEEAR00001114, лоты N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 258, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672). Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте https://torgi.gov.ru.
Место проведения аукциона: электронная площадка АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" - saIe.zakazrf.ru; дата и время проведения аукциона: 15 июля 2022 года в 10 час. 00 мин. (время московское); организатор аукциона - министерство; срок аренды лесного участка 49 лет; вид и параметры использования лесов - осуществление рекреационной деятельности и ведение сельского хозяйства.
Из описания лотов следует, что лотам присвоены наименования: "Электронный аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в соответствии со статьями 78 -80 Лесного кодекса Российской Федерации", описание имущества / характеристики: "Карачаево - Черкесская Республика, Карачаевский район, Карачаевское лесничество, Карачаевское участковое лесничество, квартал, часть выдела, общая площадь, кадастровые номера".
К описанию лотов на сайте торговой площадки организатор торгов прикрепил выписки из ЕГРН, доступные для всеобщего ознакомления по адресу: http://file.zakazrf.ru. Аналогичные сведения в краткой форме содержатся в извещении о проведении аукциона, доступном для свободного ознакомления по адресу в сети Интернет: http://file.zakazrf.ru. Форма заявки на участие в аукционе размещена на сайте электронной торговой площадки и доступна для ознакомления по адресу в сети Интернет: http://file.zakazrf.ru. Также в свободном доступе по адресу в сети Интернет http://file.zakazrf.ru доступен для ознакомления документ "Документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора аренды участка", содержащий в числе других пункт 3.1 "Инструкция по заполнению заявок" и пункт 4.2 "Основания для отказа в допуске к участию в аукционе".
Приказом министерства от 11.04.2022 N 62-ОЛ утверждена документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка. Пунктом 3.1 документации об аукционе установлены требования к инструкции по заполнению заявок. В заявке на участие в аукционе указываются (прикладываются) следующие сведения (документы): наименование, организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, адрес места нахождения, почтовый адрес - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту проживания, почтовый адрес - для физического лица или индивидуального предпринимателя, контактный телефон заявителя (в случае подачи заявки от имени индивидуального предпринимателя об этом необходимо указать в тексте заявки).
Подпунктом 1 пункта 4.2 "Документации" установлено, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является несоответствие представленной заявки на участие в аукционе установленным требованиям.
Тридцатого мая 2022 года ИП Захарченя О.Н. на электронной площадке АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" http://saIe.zakazrf.ru разместил заявку на участие в электронном аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по лотам N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 258, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672, находящимся в государственной собственности (извещения N 130422/45465680/01, SALEEAR00001114, лоты N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 258, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672), 12.07.2022 оператор электронной торговой площадки по электронному адресу ИП Захарченя О.Н. уведомил об отклонении заявки по мотиву нарушения пункта 3.1 аукционной документации - "в заявке не указан почтовый адрес ИП Захарченя О.Н."., указан адрес регистрации.
Протоколом приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 12.07.2022 принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ИП Захарченя О.Н. по всем лотам (N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 258, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672) по следующей причине: "Участником не представлен в форме заявки почтовый адрес, обязанность указания которого установлена п.3.1 документации".
Предприниматель 21.07.2022 обратился с жалобой на неправомерные действия организатора торгов (министерства) (извещения N 130422/45465680/01, SALEEAR00001114, лоты N 72, 73, 77, 78, 91, 92, 189, 234, 257, 258, 266, 258, 296, 456, 462, 470, 510, 657, 658, 664, 670, 671, 672). Решением управления от 10.08.2022 жалоба предпринимателя признана необоснованной. Предприниматель обжаловал решение управления в арбитражный суд..
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно отметил, что частями 1, 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) определено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона. При осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ). Приказом министерства от 11.04.2022 N 62-ОЛ утверждена документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка, пунктом 3.1 которой установлены требования к инструкции по заполнению заявок. В ней в том числе отмечено, что к заявке на участие в аукционе указываются (прикладываются) следующие сведения (документы): а) наименование, организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, адрес места нахождения, почтовый адрес - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту проживания, почтовый адрес - для физического лица или индивидуального предпринимателя, контактный телефон заявителя (в случае подачи заявки от имени индивидуального предпринимателя об этом необходимо указать в тексте заявки). В подпункте 1 пункта 4.2 документации основанием для отказа в допуске к участию в аукционе названо несоответствие заявки на участие в аукционе установленным требованиям.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРП) либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. Последний несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по этим адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
О месте направления такого юридически значимого сообщения предприниматель, как правильно установил суд, указал в заявке (место регистрации по месту жительства), который также отражен и в ЕГРП. Законом не установлена обязанность получателя корреспонденции сообщать о месте получения юридически значимых сообщений исключительно по почтовому адресу, выбор местонахождения получения сообщений индивидуальным предпринимателем принадлежит, как следует из буквального прочтения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, им самим (ЕГРП или указанный им адрес). Приводимое управлением толкование норм права в рассматриваемом случае (совпадение данных о местонахождении предпринимателя со сведениями в ЕГРП и местом его регистрации в миграционных органах) в отсутствие согласования выдвинутого им требования об указании в заявке на участие в торгах почтового адреса лица, подавшего заявку на участие в торгах, противоречит содержанию названной нормы права и ограничивает права потенциального участника торгов на получение договора по удобному для него адресу.
Суд правомерно отметил, что предприниматель в заявке на участие в аукционе указал местом его регистрации место жительства, организатор торгов мог сличить названный в заявке адрес с местом регистрации, указанным в предоставляемой каждым участником торгов копии документа, удостоверяющего личность.
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В заявках победителей аукциона (индивидуальных предпринимателей Казаноковой В.Т., Гончарова В.В., Эльканова А.У., Кийкова Н.К., Абрековой З.К., физического лица Батруковой Л.Б.) также, как и в заявке ИП Захарченя О.Н., отсутствовала отдельная запись о "почтовом адресе" в дополнение к месту жительства. Однако, заявки этих победителей аукциона организатор торгов не отклонял.
Под действиями, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции могут пониматься любые, не предусмотренные законом действия, в отношении одного или нескольких участников торгов. Нарушение в отношении даже одного из потенциальных участников аукциона является безусловным основанием для признания действий организатора аукциона необоснованным ограничением доступа к участию в аукционах на право заключения договора аренды лесного участка.
Следовательно, выводы суда об ограничении министерством как заказчиком конкуренции в отношении предпринимателя и отсутствии у управления оснований для признания жалобы предпринимателя на действия организатора торгов необоснованной основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 14.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 по делу N А25-2966/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О месте направления такого юридически значимого сообщения предприниматель, как правильно установил суд, указал в заявке (место регистрации по месту жительства), который также отражен и в ЕГРП. Законом не установлена обязанность получателя корреспонденции сообщать о месте получения юридически значимых сообщений исключительно по почтовому адресу, выбор местонахождения получения сообщений индивидуальным предпринимателем принадлежит, как следует из буквального прочтения статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, им самим (ЕГРП или указанный им адрес). Приводимое управлением толкование норм права в рассматриваемом случае (совпадение данных о местонахождении предпринимателя со сведениями в ЕГРП и местом его регистрации в миграционных органах) в отсутствие согласования выдвинутого им требования об указании в заявке на участие в торгах почтового адреса лица, подавшего заявку на участие в торгах, противоречит содержанию названной нормы права и ограничивает права потенциального участника торгов на получение договора по удобному для него адресу.
...
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2024 г. N Ф08-1627/24 по делу N А25-2966/2022