г. Краснодар |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А53-25966/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Воловик Л.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникацией Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-25966/2023,
установил следующее.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лидермедиахолдинг" (далее - общество) о взыскании 19 250 рублей 23 копеек задолженности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 - 4 квартал 2017 года; пени в размере 10 341 рубль 43 копейки на 06.07.2023, пени, начисленные на сумму долга в размере 19 250 рублей 23 копейки, исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 07.07.2023 по дату фактической оплаты.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам Главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 28.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2023, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы пропуском срока исковой давности по заявленным требованиям.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Министерство полагает, что оно не могло узнать о наличии у общества задолженности по уплате отчислений за 1 - 4 кварталы 2017 года, а также пени за неуплату отчислений ранее 13.10.2021
По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Министерство не могло узнать о наличии у общества задолженности по уплате отчислений за названные периоды ранее, чем 13.10.2021, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством главным администратором доходов федерального бюджета по средствам отчислений являлось Федеральное агентство связи, которое упразднено Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" и его функции переданы министерству. Федеральное агентство связи ликвидировано 13.10.2021.
Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, основным видом экономической деятельности общества являлась деятельность в области радиовещания (ОКВЭД 60.10). Являясь оператором сети связи общего пользования, общество осуществляло свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров, формируется резерв универсального обслуживания.
Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники (пункт 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отчет кварталов ведется с начала календарного года.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, его функции переданы министерству.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение N 418).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения N 418 министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Пунктом 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) оператором сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 195, 196, 197, 199, 200, 203, 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), положениями Закона N 126, Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение N 418), Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (постановление N 43), пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества задолженности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 - 4 кварталы 2017 года и пени.
Судебные инстанции установили, что общество, являющееся оператором связи, отчисления в резерв универсального обслуживания за 1 - 4 кварталы 2017 года не производило, в связи с чем сумма задолженности общества по неналоговым платежам составила 19 250 рублей 23 копейки.
Министерство направило обществу уведомление от 19.09.2022 N П14-1-09-200-57382 о необходимости уплаты задолженности по обязательным отчислениям (неналоговым платежам) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Общество оставило уведомление без ответа, уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату не произвело, что послужило основанием для обращения министерства в суд с рассматриваемым заявлением.
Судебные инстанции установили, что заявление о взыскании с общества спорной задолженности и пени подано министерством в арбитражный суд посредством системы "Мой арбитр" 19.07.2023. Общество заявило о пропуске срока исковой давности в отношении взыскания спорной задолженности и пени.
Судебные инстанции, сославшись на часть 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ, согласно которой платежи должны быть осуществлены не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, учитывая, что с заявлением в арбитражный суд министерство обратилось 19.07.2023, сделали правильный вывод о пропуске министерством срока исковой давности по заявленному требованию о взыскании с общества задолженности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 - 4 кварталы 2017 года и отсутствии оснований для удовлетворения требования. Основания для восстановления срока исковой давности суды не установили.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса течение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении требования.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснил, что по смыслу норм пункта 3 статьи 23, статьи 205 Гражданского кодекса срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Министерство начислило обществу пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 1 - 4 кварталы 2017 года.
Судебные инстанции также обоснованно отказали министерству в удовлетворении требования о взыскании с общества пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 10 341 рубля 43 копеек, начисленных на сумму задолженности в размере 19 250 рублей 23 копеек, учитывая пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей), о чем заявлено обществом в суде первой инстанции, и положения статьи 207 Гражданского кодекса, согласно которой с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям.
Судебные инстанции проверили довод министерства о том, что министерство не могло узнать о наличии у общества задолженности ранее 13.10.2021 в связи с ликвидацией Федерального агентства связи, правопреемником которого является министерство, и признали его несостоятельным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления N 43 разъяснил, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судебные инстанции правильно указали, что упразднение Федерального агентства связи и передача министерству его функций согласно пунктам 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", не является основанием для изменения порядка исчисления сроков исковой давности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судебных инстанций, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, установленных при его рассмотрении по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А53-25966/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления N 43 разъяснил, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судебные инстанции правильно указали, что упразднение Федерального агентства связи и передача министерству его функций согласно пунктам 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", не является основанием для изменения порядка исчисления сроков исковой давности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2024 г. N Ф08-1451/24 по делу N А53-25966/2023