Решение Челябинского областного суда от 20 декабря 2023 г. по делу N 3а-225/2023
УИД 74OS0000-01-2023-000619-21
Челябинский областной суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Козиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Девольд В.К. к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области о признании не действующим в части решения от 22.12.2021 N 244, установил:
Девольд В.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области с учетом изменений требований о признании не действующим Генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, утвержденных решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 22.12.2021 N 244 (далее - решение от 22.12.2021 N 244), в отношении установления зоны Д2 - зона озеленения специального назначения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что Девольд В.К. на праве собственности принадлежит указанный земельный участок, площадью 1561+/-27 кв. м. Оспариваемым решением земельный участок включен территориальную зону Д2, что влечет изменение целевого назначения, вводит существенные ограничения на его использование, поскольку в данной зоне вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", а также строительство объектов не предусмотрены. Земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет и передан в собственность первому правообладателю по договору купли-продажи от 20.09.2011. На момент предоставления земельного участка в собственность он относился к зоне Г2 с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства". Право собственности истицы на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от 04.04.2019. На тот период времени в отношении земельного участка была установлена территориальная зона Г2 - промышленных объектов, разрешающая эксплуатацию земельных участков и строительство. Оспариваемым решением административный ответчик лишил административного истца права устанавливать в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка какой-либо вид разрешенного использования.
Представитель административного истца Леонтьева Н.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Григорьева А.А. с требованиями не согласилась.
Административный истец Девольд В.К., представитель административного ответчика Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области, представители заинтересованных лиц Администрации Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явились.
Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Девольд В.К. с 09.04.2019 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1561+/-27 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (Т. 1, л.д. 11 - 12).
В соответствии с решением от 22.12.2021 N 244 указанный земельный участок находится в территориальной зоне Д2 - зоне озеленения специального назначения.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана муниципального образования, внесение в него изменений относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлениями Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 06.07.2021 N 947 и от 12.07.2021 N 963 принято решение о подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (Т. 1, л.д. 138, 166).
20.10.2021 состоялись общественные обсуждения по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (Т. 1, л.д. 149, 176). 03.11.2021 подготовлены заключения о результатах общественных обсуждений по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, которые опубликованы в тот же день (Т. 1, л.д. 154, 178, 179).
Решение от 22.12.2021 N 244 принято на 18 (очередном) заседании Собрания депутатов Сосновского муниципального района шестого созыва при участии 20 депутатов из числа 21 депутата (кворум 11 депутатов).
Согласно протоколу N 18 шестым вопросом обсуждалось утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Проголосовали "за" 20 депутатов. (Т. 1., л.д. 181 - 186).
Решение N 244 опубликовано 24.12.2021 в информационном бюллетене "Сосновская Нива" N 23 (Т. 1, л.д. 187 - 243).
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Из материалов дела следует, что оповещение о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана и правил землепользования и застройки опубликовано 29.09.2021 в газете "Сосновская Нива" N 41, общественные обсуждения, прием предложений и замечаний начаты с 29.09.2021 (Т. 1, л.д. 173 - 175).
Экспозиция проекта генерального плана Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области была открыта с 29.09.2021 по 20.10.2021 (Т. 1, л.д. 145 - 153, 169 - 172, 176 - 177).
Таким образом, сведения об общественных обсуждениях опубликованы 29.09.2021, т.е. в день начала общественных обсуждений.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры, предусмотренной пунктом 1 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о заблаговременном оповещении заинтересованных лиц об общественных обсуждениях и размещении соответствующего проекта.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что общественные обсуждения не были проведены в соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то оспариваемое решение от 22.12.2021 N 244 принято в нарушение установленного порядка.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного административного искового заявления, поскольку процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта соблюдена не была, что нарушает права административного истца.
В разъяснениях, содержащихся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", отмечено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт надлежит признать недействующим полностью со дня его принятия.
В соответствии с требованиями, содержащимися в подпункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в газете "Сосновская Нива".
Руководствуясь статьями 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.12.2021 N 244 "Об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки Рощинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области".
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете "Сосновская Нива" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2024.
Председательствующий |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 20 декабря 2023 г. по делу N 3а-225/2023 Ключевые темы: правила землепользования и застройки - зона озеленения специального назначения - изменение целевого назначения земельного участка
Опубликование:
-