г. Краснодар |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А32-25254/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Мусороуборочная компания" (ИНН 2308131994, ОГРН 1072308006011) - Ермоленко Н.А. (доверенность о 09.01.2024), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А32-25254/2023, установил следующее.
АО "Мусороуборочная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 282 274 рублей 25 копеек основного долга и 34 574 рублей 67 копеек неустойки. Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору на оказание услуг.
Решением от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление, по делу - принять новый судебный акт. По мнению заявителя, истец документально не подтвердил фактическое оказание услуг в заявленном объеме. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление N 497) не подлежат начислению неустойки до 01.10.2022. Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебные расходы на уплату государственной пошлины не подлежат взысканию.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что обществу в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" присвоен статус "региональный оператор по Краснодарской зоне деятельности", что подтверждается приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 09.01.2017 N 1, приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16.12.2020 N 720.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), собственник твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Общество (региональный оператор) и учреждение (потребитель) заключили контракт от 27.09.2021 N 8847/Т-СП на оказание услуг по обращению с ТКО и иными отходами 4-5 классов опасности, не относящимися к ТКО, образовавшимися у учреждения (далее - контракт).
Региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 контракта).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 11 контракта региональный оператор обязан принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 контракта потребитель обязан производить оплату по контракту в порядке, размере и сроки, которые определены контрактом. Потребители обязаны складировать ТКО на специально оборудованные места накопления ТКО, внесенные в территориальную схему.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчеты объема услуг с собственниками ТКО осуществляются исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. В крае нормативы утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае" (далее - постановление N 175). Юридические лица также могут разрабатывать самостоятельно нормативы накопления отходов и лимиты на их размещение, утверждение данного документа осуществляется Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея или Министерством природных ресурсов Краснодарского края по подведомственности юридического лица;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. В соответствии с протоколом совещания, проведенного под председательством заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края 01.06.2017 по вопросу "Реализация постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае", принято согласованное решение о возможности использования технических отчетов по обращению с отходами при определении фактически образованных ТКО при наличии находящихся в ведении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей контейнерных площадок, обособленных от площадок общего пользования или расположенных на закрытых территориях. Для иных хозяйствующих субъектов объем определяется исходя из нормативов накопления ТКО, установленных постановлением N 175.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с ТКО, в частности, относится установление нормативов накопления ТКО.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528 внесены изменения, а именно увеличились нормы накопления ТКО в Краснодарском крае.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утверждаются приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края. Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 01.12.2021 N 14/2021 - ТКО утвержден единый тариф на услуги регионального оператора.
Общество с апреля по октябрь 2022 года оказало учреждению услуги в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом; в обоснование указанного представлены акты об оказании услуг. Учреждение обязательства по оплате не исполнило. В связи с чем, у него перед обществом возникла задолженность в размере 282 274 рублей 25 копеек. В связи с уклонением ответчика от оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО, истец направил в адрес ответчика досудебную претензию от 08.02.2023 N 3806 ДП о погашении задолженности, неисполнение требований которой послужило основанием для обращения в суд.
Суды верно установили, что правоотношения сторон регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также положениями Закона N 89-ФЗ.
По смыслу пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Таким образом, обязанность заказчика по оплате возникает при совершении исполнителем конкретных действий по оказанию услуг.
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и руководствуясь нормами статей 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 89-ФЗ, установив оказание обществом услуг по вывозу ТКО с апреля по октябрь 2022 года, сделали вывод о том, что оказание истцом ответчику услуг по обращению с ТКО с апреля по октябрь 2022 года на заявленную сумму долга подтверждено материалами дела. Ответчик их объем и стоимость документально не оспорил, доказательств оплаты спорной суммы не представил. Согласно расчету общества сумма задолженности предпринимателя составила 282 274 рубля 25 копеек. Суды проверили расчет и признали его верным. Суды также признали обоснованными по праву и размеру требования общества о взыскании пеней, начисленных на указанную сумму.
Учреждение, возражая против удовлетворения иска, указало, что фактически вывезенный объем ТКО был меньше, акты оказанных услуг, направленные обществом, приняты им не в полном объеме ввиду выявленных расхождений в объемах. Вместе с тем, заявляя о ненадлежащем исполнении истцом договора на оказание услуг применительно к качеству и количеству услуг, ответчик в материалы дела не представил доказательств фиксации указанных нарушений применительно к требованиям договора, а также оказания услуг в меньшем объеме, чем указано истцом в соответствующих актах и заявлено в иске. В связи с изложенным суды обоснованно заключили, что услуги оказаны и подлежат оплате.
Довод заявителя жалобы о направлении уведомлений о ненадлежащем исполнении обязательств не опровергает вывод суда первой инстанции о том, что доказательств соблюдения ответчиком установленного пунктом 16 контракта порядка фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору, а также оказания услуг в меньшем объеме, в материалы дела не представлено. Ссылка на постановление N 497 суд округа не принимает во внимание, поскольку расчет пеней произведен после окончания моратория (с 04.10.2022 по 31.03.2023).
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании судебных расходов истца на оплату государственной пошлины с учреждения, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 110 Кодекса, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны.
Доводы кассационной жалобы исследованы и получили надлежащую правовую оценку суда с подробным изложением мотивов их отклонения, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными. По существу доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств, установленных фактических обстоятельств, и сделанных на их основании выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А32-25254/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и руководствуясь нормами статей 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 89-ФЗ, установив оказание обществом услуг по вывозу ТКО с апреля по октябрь 2022 года, сделали вывод о том, что оказание истцом ответчику услуг по обращению с ТКО с апреля по октябрь 2022 года на заявленную сумму долга подтверждено материалами дела. Ответчик их объем и стоимость документально не оспорил, доказательств оплаты спорной суммы не представил. Согласно расчету общества сумма задолженности предпринимателя составила 282 274 рубля 25 копеек. Суды проверили расчет и признали его верным. Суды также признали обоснованными по праву и размеру требования общества о взыскании пеней, начисленных на указанную сумму.
...
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании судебных расходов истца на оплату государственной пошлины с учреждения, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 110 Кодекса, согласно которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2024 г. N Ф08-1556/24 по делу N А32-25254/2023