Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования Омской
области
от 15 марта 2024 г. N 28
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования Омской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году
1. Обобщение правоприменительной практики Министерства образования Омской области (далее - Министерство) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - госконтроль) проведено для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
С учетом статей 7, 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) Министерство осуществляет государственный контроль (надзор) в сфере образования, включающий в себя:
1) госконтроль в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Организации), зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области, за исключением Организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Закона N 273-ФЗ;
2) государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Предметом госконтроля согласно части 3 статьи 93 Закона N 273-ФЗ являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
К отношениям, связанным с осуществлением госконтроля, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). Часть 5 статьи 93 Закона N 273-ФЗ устанавливает требование осуществления госконтроля в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
С учетом части 1 статьи 7 Закона N 273-ФЗ, пункта 4 Положения о госконтроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 (далее - Положение N 997), объектом госконтроля, осуществляемого Министерством, является образовательная деятельность Организаций, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения на территории Омской области, в отношении которых Министерство было правомочно осуществлять переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования на 29 декабря 2023 года - 1881, из них 57 индивидуальных предпринимателей и 1824 юридических лица.
В целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям Министерством обеспечена в 2023 году реализация госконтроля с применением риск-ориентированного подхода.
Госконтроль осуществлен на основе оценки рисков причинения вреда и работы с информацией о подконтрольной среде, при этом был направлен на то, чтобы предотвращение нарушений закона превалировало над наказанием. Профилактика нарушений обязательных требований в 2023 году являлась важной и неотъемлемой частью госконтроля. Цель профилактики - проинформировать контролируемых лиц об обязательных требованиях, предостеречь от их нарушения.
Контрольная (надзорная) деятельность Министерства ориентирована на защиту охраняемых ценностей, минимизацию ущерба в сфере общественных отношений.
Объекты госконтроля отнесены к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). В соответствии с приложением N 1 к Положению N 997 в качестве критериев отнесения указанных объектов к категориям риска определены:
1) тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований;
2) вероятность несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта госконтроля к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта госконтроля критериям отнесения объектов госконтроля к категориям риска иной категории риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Для оценки риска причинения вреда (ущерба) в 2023 году проведен сбор информации по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
Министерством было издано распоряжение от 13.09.2022 N 3201 "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" (далее - распоряжение Министерства N 3201), в соответствии с которым объекты госконтроля были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в следующем порядке:
- Перечень объектов госконтроля, отнесенных к категории высокого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по основаниям наличия обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Министерстве, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта госконтроля к определенной категории риска, а также наличия вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП): статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, 19.30, 19.30.2 в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта госконтроля к определенной категории риска;
- Перечень объектов госконтроля, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по основаниям наличия обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Министерстве, от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта госконтроля к определенной категории риска;
- Перечень объектов госконтроля, отнесенных к категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по основанию наличия вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями КоАП: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, 19.30, 19.30.2 в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта госконтроля к определенной категории риска;
- Перечень объектов госконтроля, отнесенных к категории низкого риска, в случае отсутствия оснований, указанных в вышеназванных абзацах.
Распоряжением Министерства N 3201 к объектам госконтроля с высокой категорией риска отнесено 3 контролируемых лица, средней категорией риска - 85, низкой категорией риска - 1727.
Также Министерством 29.09.2023 издано распоряжение N 3449 "Об отнесении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", на основании которого к объектам госконтроля с высокой категорией риска отнесено 2 контролируемых лица, средней категорией риска - 4, низкой категорией риска - 1844.
Таким образом, количество объектов госконтроля с высокой категорией риска уменьшилось на 33% (с 3-х в 2022 году до 2-х в 2023 году), количество объектов госконтроля со средней категорией риска уменьшилось на 95% (с 85-и в 2022 году до 4-х в 2023 году), количество объектов госконтроля с низкой категорией риска увеличилось на 7%о (с 1727-и в 2022 году до 1844-х в 2023 году).
Утвержденный Министерством перечень категорированных объектов госконтроля размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - Сайт Министерства, сеть Интернет).
Категории рисков объектов госконтроля влияют на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем на основании Положения N 997, а также постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) в связи с введением моратория на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий план проведения плановых проверок на 2023 год Министерством не составлялся. Плановые проверки в отношении образовательных организаций с высокой категорией риска были заменены на обязательные профилактические визиты.
При осуществлении госконтроля с учетом Постановления N 336 в 2023 году Министерством проводился только следующий вид контрольных (надзорных) мероприятий: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) образовательными организациями (далее - мониторинг безопасности).
Основанием для контрольных (надзорных) мероприятий в виде мониторинга безопасности являлось задание руководителя Министерства.
На основании статьи 74 Закона N 248-ФЗ Министерством проведено 12 мониторингов безопасности при:
1) размещении в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) сведений об аттестатах об основном общем образовании и среднем общем образовании, выданных в 2022 году 3 муниципальными общеобразовательными организациями, зарегистрированными по месту нахождения на территории Омской области;
2) организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим программам, размещении информации в сети Интернет и формировании структуры официального сайта в сети Интернет 71 общеобразовательной организацией, зарегистрированной по месту нахождения на территории Омской области;
3) размещении информации о 29 профессиональных образовательных организациях, зарегистрированных по месту нахождения на территории Омской области, в сети Интернет и формировании структуры официального сайта в сети Интернет;
4) размещении в ФИС ФРДО сведений об аттестатах об основном общем образовании и среднем общем образовании, выданных в 2023 году 697 общеобразовательными организациями, зарегистрированными по месту нахождения на территории Омской области;
5) размещении информации о 8 организациях дополнительного образования, зарегистрированных по месту нахождения на территории Омской области, в сети Интернет и формировании структуры официального сайта в сети Интернет.
В целях мониторинга при размещении сведений в ФИС ФРДО проведен сбор, анализ данных, имеющихся у Министерства, в том числе:
1) данные мониторинга системы образования;
2) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) сведения из ФИС ФРДО.
По итогам соответствующего мониторинга выявлены признаки нарушений части 9 статьи 98 Закона N 273-ФЗ, пунктов 4, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N 825, в деятельности образовательных организаций, в связи с чем Министерством было объявлено 145 предостережений.
В целях мониторинга при размещении информации в сети Интернет и формировании структуры официального сайта в сети Интернет, а также при организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим программам проведен сбор, анализ данных, имеющихся у Министерства, в том числе:
1) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц; '
2) информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет.
По итогам вышеуказанного мониторинга выявлены признаки нарушений статьи 29 Закона N 273-ФЗ, Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 N 1802, Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831, Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 N 236, Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 N 458 (далее - Порядок N 458), в деятельности образовательных организаций, в связи с чем Министерством было объявлено 107 предостережений.
В ходе мониторинга сайтов проанализирована информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет, в том числе локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся на обучение по основным общеобразовательным программам (далее - ЛНА по приему), дополнительным общеразвивающим программам.
Среди выявленных Министерством признаков нарушений по итогам мониторинга сайтов общеобразовательных организаций по вопросу организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим программам к типовым относятся следующие:
1) нарушения при размещении информации на официальных сайтах общеобразовательных организаций в сети Интернет:
- не обновлены сведения не позднее 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений;
- не размещен распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района или городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования о закреплении образовательных организаций за соответственно конкретными территориями муниципального района, городского округа в течение 10 календарных дней с момента его издания;
- в подразделе "Документы" специального раздела "Сведения об образовательной организации" не размещены в виде копий и электронных документов либо отсутствуют ЛНА по приему;
- отсутствуют или размещены не в полном объеме документы, позволяющие оценить исполнение обязанности общеобразовательной организации по ознакомлению поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, свидетельством о государственной аккредитации, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
- в подразделе "Вакантные места для приема (перевода) обучающихся" специального раздела "Сведения об образовательной организации" не содержится актуальная информация о количестве вакантных мест для приема (перевода) обучающихся по каждой реализуемой образовательной программе;
- информация о сроках приема на обучение в первый класс, сроках издания распорядительного акта о приеме на обучение, категориях поступающих, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение, не соответствуют требованиям Порядка N 458;
- отсутствует образец заявления о приеме на обучение родителей (законных представителей) ребенка или поступающего, реализующего право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Закона N 273-ФЗ, информация о сроках приема документов на обучение по программам дошкольного образования, информация о количестве мест в первых классах;
- образец заявления о приеме на обучение по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:
не предусматривает ознакомления родителя (ей) (законного (ых) представителя (ей) ребенка или поступающего с документами, регламентирующими права и обязанности обучающихся;
не содержит отдельных сведений, предусмотренных Порядком N 458;
- перечень документов, представляемых родителями (законными представителями) ребенка или поступающим для приема на обучение по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, не соответствует требованиям Порядка N 458;
- не размещена информация, которая размещается, опубликовывается по решению общеобразовательной организации;
2) нарушения при принятии ЛНА по приему:
- ЛНА по приему приняты без учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);
- при разработке ЛНА по приему используются нормативные правовые акты, утратившие законную силу;
- отдельные положения ЛНА по приему не соответствуют требованиям законодательства, в части указанных:
документов, подлежащих представлению обучающимися или родителями (законными представителями) обучающегося для приема на обучение, способов подачи заявления о приеме на обучение, категорий поступающих, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение;
сведений в заявлении о приеме на обучение;
сроков приема заявлений в первый класс детей, издания распорядительного акта о приеме на обучение;
документов, с которыми общеобразовательная организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) при приеме на обучение;
сведений, не относящихся к деятельности общеобразовательной организации, в частности:
установлен порядок приема на обучение лиц, имеющих право внеочередного приема (во внеочередном порядке предоставляются места только в общеобразовательных организациях, имеющих интернат);
предусмотрены нормы, подлежащие применению исключительно в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Среди выявленных Министерством признаков нарушений по итогам мониторинга сайтов образовательных организаций (далее - Сайты) по вопросу размещения информации об образовательных организациях в сети Интернет и формировании структуры Сайтов к типовым относятся следующие:
1) в специальном разделе "Сведения об образовательной организации" отсутствуют подразделы "Образовательные стандарты и требования", "Организация питания в образовательной организации";
2) в подразделе "Основные сведения" отсутствуют:
- сведения о сокращенном наименовании образовательной организации;
- информация о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе сведения об адресах мест осуществления образовательной деятельности, которые в соответствии с частью 4 статьи 91 Закона N 273-ФЗ, не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;
3) в подразделе "Структура и органы управления образовательной организацией" отсутствуют в виде электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронные документы), положения о структурных подразделениях образовательной организации;
4) в подразделе "Документы" отсутствуют документы, либо не размещены в виде копий и электронных документов (в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых образовательной организацией):
- устав образовательной организации;
- правила внутреннего распорядка обучающихся;
- свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями);
- локальные нормативные акты образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- коллективный договор;
- отчет о результатах самообследования;
5) подраздел "Образование" не содержит информацию, либо она не размещена в виде электронных документов:
- о реализуемых образовательных программах, в том числе об адаптированных образовательных программах, с указанием в отношении каждой образовательной программы:
форм обучения; нормативного срока обучения;
языка (ов), на котором (ых) осуществляется образование (обучение); нормативного срока обучения;
срока действия государственной аккредитации образовательной программы;
- об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- об описании образовательных программ с их приложением в форме электронных документов или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам Сайта, в том числе:
об учебном плане с приложением его в виде электронного документа;
об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) с приложением рабочих программ в виде электронного документа;
о календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа;
о методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы, в виде электронного документа;
- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам;
- о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности);
6) в подразделе "Образовательные стандарты и требования" отсутствует доступ к применяемым в образовательной организации федеральным государственным образовательным стандартам;
7) подраздел "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" не содержит информации, либо она размещена не в форме электронного документа:
- о персональном составе педагогических работников каждой реализуемой образовательной программы в форме электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам Сайта, содержащим в том числе информацию:
об уровне образования, повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке, общем стаже работы и стаже работы по специальности педагогических работников;
о квалификации, наименовании направления подготовки и (или) специальности;
о занимаемой должности, преподаваемых учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях);
- о контактных телефонах и адресах электронной почты заместителей руководителя образовательной организации;
8) в подразделе "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" не размещена информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе:
- об оборудованных учебных кабинетах;
- об объектах для проведения практических занятий;
- о библиотеке (ах);
- об объектах спорта;
- о средствах обучения и воспитания;
- об условиях питания обучающихся;
- об условиях охраны здоровья обучающихся;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся;
9) в подразделе "Платные образовательные услуги":
- отсутствует информация об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
- в образце договора об оказании платных образовательных услуг имеются ссылки на нормативные правовые акты, утратившие законную силу;
- информация об утверждении стоимости обучения размещена не в виде электронного документа;
10) подраздел "Финансово-хозяйственная деятельность" не содержит:
- информацию об объеме образовательной деятельности на 2023 год;
- информацию о поступлении финансовых и материальных средств по итогам 2022 года;
- информацию о расходовании финансовых и материальных средств по итогам 2022 года;
- копию плана финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год;
11) в подразделе "Вакантные места для приема (перевода) обучающихся" не содержится актуальная информация о количестве вакантных мест для приема (перевода) обучающихся по каждой реализуемой образовательной программе;
12) в подразделе "Доступная среда" не содержится информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ), в том числе:
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- о специально оборудованных учебных кабинетах;
- о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации;
- о специальных условиях питания;
- о специальных условиях охраны здоровья;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
13) подраздел "Организация питания в образовательной организации" не содержит:
- информацию о наличии диетического меню в образовательной организации;
- перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания;
- перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в образовательную организацию;
- ответы на вопросы родителей по питанию;
14) отсутствуют ссылки на официальные сайты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации;
15) не обновлены сведения, размещенные на Сайтах, не позднее 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Таблица "Типичные нарушения
обязательных требований, признаки
которых выявлены в 2023 году
в ходе мониторингов безопасности"
Типичные нарушения обязательных требований, признаки которых выявлены в ходе мониторингов безопасности |
Количество контролируемых лиц, у которых выявлены признаки нарушения обязательных требований |
Доля контролируемых лиц, у которых выявлены признаки нарушения обязательных требований,% |
Нарушение требований при размещении информации об образовательной организации в сети Интернет и формировании структуры официального сайта образовательной организации в сети Интернет |
102 |
32 |
Нарушение требований при приеме на обучение по основным общеобразовательным программам, дополнительным общеразвивающим программам в образовательной организации |
69 |
21 |
Нарушение требований при предоставлении платных образовательных услуг |
7 |
2 |
Нарушения требований при размещении в ФИС ФРДО сведений о выданных документах об образовании и обучении |
145 |
45 |
При установлении предмета мониторинга безопасности Министерство руководствовалось Перечнем нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденным Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 21.09.2021.
В 2023 году значение ключевого показателя "Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, в отношении которых применялись меры, предусмотренные статьей 93 1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", такие как лишение государственной аккредитации, аннулирование действия лицензии" выполнено и равно 0, так как ни к одному контролируемому лицу меры, предусмотренные статьей 93.1 Закона N 273-ФЗ, в отчетном периоде не применялись в связи с особенностями организации и осуществления в 2023 году госконтроля, установленными Постановлением N 336.
2. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего образования, по образовательным программам среднего общего образования, Министерством осуществлен ряд контрольных мероприятий.
В целях осуществления контроля за соблюдением порядка проведения ГИА в период проведения основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) Министерством совершено 64 выезда в пункты проведения экзаменов (далее - ППЭ) г. Омска и Омской области, проверено 62 ППЭ -42% от общего количества ППЭ, организованных на территории Омской области на базе образовательных организаций (147 ППЭ).
По итогам контрольных мероприятий в регионе отмечается соблюдение установленного порядка проведения ОГЭ, экзамены прошли в штатном режиме. Во всех проверенных ППЭ необходимые для проведения ОГЭ условия созданы.
В целях осуществления контроля за соблюдением порядка проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в 2023 году Министерством проведен комплекс контрольных мероприятий.
Сотрудники Министерства с целью контроля выехали в период экзаменов 52 раза в 41 ППЭ г. Омска и муниципальных районов Омской области, а также осуществляли контроль работы предметных комиссий Омской области, казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования", регионального ситуационного центра. Кроме этого, через портал smotriege.ru провели 133 сеанса видеонаблюдения за порядком проведения ЕГЭ в ППЭ, а также осуществили видеонаблюдение за 138 аудиториями со специализированной рассадкой в ППЭ (100%). Таким образом, контроль осуществлен в отношении 100% ППЭ, организованных на территории Омской области.
Онлайн-наблюдение в день экзамена также осуществлялось общественными наблюдателями в отношении всех ППЭ г. Омска и Омской области.
Всего за период проведения экзаменов по статистике портала smotriege.ru онлайн-наблюдателями поставлено 89 меток. Общее количество подтвержденных модератором меток о нарушении установленного порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования в ППЭ составило 35, отработано в ППЭ - 100%. Самые распространенные метки:
- протокол об окончании экзамена не зачитан на камеру;
- некорректное изображение с камеры;
- при выходе из аудитории участника ЕГЭ организаторами не проверялась комплектность контрольно-измерительных материалов;
- подозрение на наличие телефона или справочных материалов;
- организатор сидел на месте, предусмотренном для участника ЕГЭ;
- камера не транслировала звук или его почти не слышно;
- вынос контрольно-измерительных материалов.
Кроме того, отсмотрены все неодобренные метки, поставленные онлайн-наблюдателям на портале smotriege.ru, особое внимание уделено информации о нарушениях, связанных с наличием у участников ЕГЭ справочных материалов, средств связи. Нарушений не выявлено.
В целях снижения риска возникновения нарушений в последующие дни проведения ЕГЭ специалистами Министерства оперативно проводились мероприятия по выяснению причин возникновения возможных нарушений в ППЭ, просмотр видеозаписей проведения экзамена в отдельных аудиториях, штабе, сбор и анализ дополнительных материалов при необходимости.
Таблица "Сведения о присутствии
должностных лиц в ППЭ"
Период |
Количество 1ШЭ, организованных на территории Омской области |
Количество проверенных ППЭ |
Процент охвата проверенных ППЭ |
2021 |
86 (из них: 11 - на дому, 10 в учреждении закрытого типа) |
51 - выезды, 14 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждениях закрытого типа) |
2022 |
104 (из них: 27 - на дому, 12 в учреждении закрытого типа) |
40 - выезды, 25 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждениях закрытого типа) |
2023 |
91 (из них: 17 - на дому, 10 - в учреждении закрытого типа) |
41 - выезды, 23 - видеонаблюдение |
100 (кроме ППЭ на дому, в учреждениях закрытого типа) |
Планирование контроля за соблюдением порядка проведения ЕГЭ в ППЭ проводилось с учетом анализа контрольных мероприятий 2022 года (ППЭ, в которых отмечено наибольшее количество нарушений установленного порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, зафиксировано значительное количество "меток" по результатам онлайн-наблюдения).
По итогам контрольных мероприятий в регионе отмечается соблюдение установленного порядка при организации и проведении ЕГЭ. Вместе с тем имели место случаи нарушения со стороны участников ЕГЭ и работников ППЭ.
По фактам выявленных нарушений составлено 7 протоколов об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.30 КоАП в отношении участников ЕГЭ за наличие средств связи - 2, за наличие справочных материалов, письменных заметок - 3, в отношении членов государственной экзаменационной комиссии Омской области (далее - ГЭК): 1 - за отсутствие видеозаписи при проведении ЕГЭ в ППЭ на дому, 1 - за необеспечение порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования при проведении ЕГЭ в аудитории ППЭ.
Составленные протоколы об административных правонарушениях направлены в суды и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таблица "Правоприменительная практика за три года"
Год |
Всего протоколов |
Количество протоколов, составленных по ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ |
Сумма штрафа (руб.) |
||||
Члены ГЭК |
Руководители ППЭ |
Организаторы ППЭ |
Технические специалисты |
Участники ЕГЭ |
|||
2021 |
10 |
0 |
1 |
0 |
0 |
9 |
9000 |
2022 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
9000 |
2023 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
35000 |
3. В 2023 году в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2023 год, утвержденной распоряжением Министерства от 19.12.2022 N 4949, Министерством проведен следующий ряд мероприятий:
1) обеспечено размещение и (или) поддержание в актуальном состоянии на Сайте Министерства (374 факта размещения информации):
- текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление госконтроля;
- сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление госконтроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
- сообщений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и комментарии к ним, об изменениях, внесенных в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие;
- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом госконтроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов госконтроля к категориям риска;
- перечня объектов госконтроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться Министерством у контролируемого лица;
- проверочных листов, используемых при осуществлении госконтроля;
- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
- доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства;
- доклада о государственном контроле (надзоре) в сфере образования;
- сведений по объявленным предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований;
2) утвержден доклад о правоприменительной практике Министерства за 2022 год;
3) объявлено 350 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения);
4) проведено 654 консультации контролируемых лиц и их представителей;
5) проведены мероприятия по организации 60 обязательных профилактических визитов, проведено 53 обязательных профилактических визита и 262 профилактических визита по заявлениям контролируемых лиц;
6) принято участие в совещаниях по вопросам организации и проведения ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования в 2023 году для руководителей муниципальных органов управления образованием и специалистов, ответственных за проведение ГИА, руководителей образовательных организаций, на базе которых планируется открытие ППЭ, руководителей ППЭ, членов ГЭК, с выступлением по теме: "О результатах осуществления контрольно-надзорных мероприятий в период проведения ГИА на территории Омской области в 2022 году";
7) подготовлена и представлена в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчетная информация о правоприменительной практике Министерства по части 4 статьи 19.30 КоАП в период проведения ГИА;
8) контролируемым лицам направлены информационные письма по актуальным вопросам применения обязательных требований;
9) подготовлена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении госконтроля на 2024 год;
10) проведено анкетирование контролируемых лиц по вопросу их удовлетворенности проведенными Министерством профилактическими мероприятиями.
По результатам проведенных профилактических мероприятий достигнуты следующие результаты:
1) информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о порядке проведения проверок, правах при проведении Министерством контрольных (надзорных) мероприятий;
2) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование Министерством и контролируемыми лицами;
3) предупреждение совершения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований;
4) повышение качества проводимых Министерством контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках госконтроля представляется необходимым обратить внимание на следующее.
Частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем Законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. В связи с этим не представляется возможным оценить эффективность проведения такого профилактического мероприятия как объявление предостережения.
Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным установить в законодательстве Российской Федерации обязанность контролируемых лиц представлять в контрольный (надзорный) орган информацию о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам рассмотрения объявленного предостережения.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Омской области от 15 марта 2024 г. N 28 "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.