г. Краснодар |
|
26 марта 2024 г. |
Дело N А32-36488/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогрессор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2023 (мотивированное решение 02.10.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А32-36488/2023,
установил следующее.
ООО "Прогрессор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления от 24.05.2023 N ЛР-835/2023 Административной комиссии Лазаревского внутригородского района и поселка городского типа Дагомыс муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - административная комиссия) и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.09.2023 (мотивированное решение от 02.10.2023), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2023, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административной комиссией порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 4.1.1., 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку из материалов дела не установлено, что именно обществу принадлежат некапитальные сооружения (строительные бытовки 3 штуки), административным органом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку заказчик не исполнил обязанность по передаче земельного участка во исполнение государственных контрактов N 27 и 29 по расчистке русел рек Псекупсе и Аше. Заявитель полагает, что административной комиссией не соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении, поскольку общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу административная комиссия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.04.2023 в 11 часов 15 минут по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Скрябина, д. 1-ж в ходе рассмотрения обращений от 01.03.2023 N 07.02-31/3245, от 05.04.2023 N П-3 774/23 главным специалистом отдела архитектуры благоустройства и санитарного содержания администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края установлено, что общество самовольно разместило некапитальные строения (бытовки строительные), чем нарушило подпункт 3.11.10.1 пункта 3.11.10 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края", утвержденных решением ГСС от 29.11.2021 N 135 (далее - Правила благоустройства).
В связи с выявленными нарушениями 28.04.2023 главным специалистом отдела администрации составлен протокол об административном правонарушении N 0006362 по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ).
Административной комиссией 24.05.2023 вынесено постановление N ЛР835/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.2 Закона N 608-КЗ, которым общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15 тыс. рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, указав, что вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362, составленным главным специалистом отдела архитектуры, благоустройства и санитарного содержания администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи Таран Ю.Г., копией выписки из ЕГРЮЛ от 28.04.2023, ответом на запрос Департамента имущественных отношений администрации МО город-курорт Сочи Краснодарского края от 17.04.2023, письмом ГУП Краснодарского края "Дагомысское ДРСУ" от 01.03.2023, письмом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 03.04.2023, телефонограммой от 28.04.2023, фототаблицей к протоколу об административном правонарушении от 26.04.2023, обращением гражданина от 05.04.2023.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 Кодекса).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Сделав вывод о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", суды сослались на представленную в материалы дела телефонограмму от 28.04.2023 направленную в 17 часов 15 минут 42 секунды с номера 8-961-585-14-00 и детализацию звонков, подтверждающие извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Однако, согласно единственной представленной в материалы электронного дела телефонограмме от 26.04.2023 (к протоколу об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362), телефонограмма передана директору общества Стягову И.В. о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, выявленном 26.04.2023 в 11 часов 15 минут по адресу: г. Сочи, мкр. Аше, ул. Репина, 1 Ж, тогда как в протоколе об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362 указано, что правонарушение выявлено 26.04.2023 в 11 часов 15 минут по адресу: г. Сочи, ул. Скрябина 1 Ж. Данному обстоятельству судебные инстанции оценку не дали, в том числе в совокупности с представленной с телефонограммой детализацией звонков. Следовательно, вывод судебных инстанций о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 28.04.2023 N 006362 является недостаточно обоснованным. Кроме того, суды не устранили имеющиеся в названных документах противоречия, относительно места выявленного правонарушения (г. Сочи, мкр. Аше, ул. Репина, 1 Ж; г. Сочи, ул. Скрябина 1 Ж).
Определением от 28.04.2023 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.05.2023 в 11 часов 00 минут.
24 мая 2023 года административный орган вынес постановление N ЛР-835/2023 о признании общества виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", в котором указал, что представитель ООО "Прогрессор" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил, поэтому административная комиссия рассмотрела дело без участия представителя общества. Сделав вывод о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, судебные инстанции не указали доказательства, на основании которых пришли к выводу о надлежащем извещении общества на рассмотрение материалов дела и не оценили довод общества об отсутствии такого извещения.
Кроме того, судом не рассмотрено ходатайство общества о восстановлении процессуального срока для обжалования постановления административного органа от 24.05.2023 N ЛР-835/2023, учитывая дату получения данного постановления. Суды не указали мотивы, по которым отклонили доводы общества об отсутствии вины, а также об отсутствии доказательств, подтверждающих принадлежность обществу спорных строительных бытовок в количестве 3 штук.
Поскольку судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия законных и обоснованных судебных актов, обжалуемые обществом решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2023 (мотивированное решение от 02.10.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А32-36488/2023 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 Кодекса).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 Кодекса требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2024 г. N Ф08-381/24 по делу N А32-36488/2023
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-381/2024
13.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17009/2023
04.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36488/2023
02.10.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36488/2023