г. Краснодар |
|
29 марта 2024 г. |
Дело N А63-2636/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Зотовой И.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Лаврик"" (ИНН 2635040306, ОГРН 1022601960248) - Марашенко Т.В. (доверенность от 21.03.2023) - Кирсанова А.В. (директор), в отсутствие ответчика - администрации города Ставрополья (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольском краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (ИНН 2634064833, ОГРН 1052600294064), Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (ИНН 2636045699, ОГРН 1052600306770), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу N А63-2636/2021, установил следующее.
ООО "Фирма "Лаврик"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), в котором просило признать право собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 105,9 кв. м, кадастровый номер 26:12:012:101:608, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А; указать, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРН о правообладателе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) и Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя.
Решением суда от 28.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.10.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме, за обществом признано право собственности на спорный объект, указано, что решение служит основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю права собственности на указанный объект недвижимости. С общества в пользу экспертной организации взыскано 14 тыс. рублей за проведение экспертизы.
В кассационной жалобе комитет градостроительства просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя, спорный объект частично размещен в охранной зоне инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации), в месте не допустимом для размещения объекта капитального строительства; данное обстоятельство подтверждается судебными актами по делу N А63-4990/2016, в которых участвовали те же лица.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, постановлением главы города Ставрополя Ставропольского края от 20.09.1999 N 4296 за обществом закреплен земельный участок общей площадью 140,5 кв. м в краткосрочную аренду сроком на один год (в том числе под магазином по продаже продовольственных товаров с отделами "Сувлаки", "Овощи-фрукты", 190,5 кв. м под летней площадкой мороженого - 31 кв. м) по фактическому пользованию под торговым магазином с учетом его реконструкции, в соответствии с разработанным проектом в квартале 524 в районе жилого дома по улице 50 лет ВЛКСМ, 58/1 из земель общего пользования.
Как следует из содержания пунктов 5.2 - 5.3 постановления, на общество возложена обязанность разработать проектно-сметную документацию и согласовать ее со всеми заинтересованными службами, зарегистрировать строительство в администрации Промышленного района, получить разрешение на строительство, а по окончании строительства - сдать в эксплуатацию в установленном порядке.
В 1999 году обществом согласован архитектурный проект реконструкции магазина по продаже продовольственных товаров с отделами "Сувлаки", "Овощи-фрукты", обществу муниципальным предприятием "Бюро архитектуры и строительства" Промышленного района г. Ставрополя выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ всех видов по возведению магазина "Продукты" от 08.06.2000 N 779 по адресу ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1.
25 декабря 2000 года общество и администрация заключили договор аренды земельного участка площадью 140,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ (в районе жилого дома N 58/1) в квартале 524, сроком на один год.
09 апреля 2002 года общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении договора аренды земельного участка под магазином "Продукты" с летней площадкой и осуществлении прирезки земельного участка под проектирование и строительство кафе по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 58/1; подготовлено и утверждено градостроительное заключение на продление договора аренды на земельный участок под магазином "Продукты" с летней площадкой и прирезка земельного участка под кафе.
08 апреля 2003 года обществом с Комитетом архитектуры, градостроительства и землепользования администрации, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ставрополя и другими организациями согласован акт выбора земельного участка.
Спорный объект возведен в 2004 году, СФ ГУП СК "Краевая техническая инвентаризация" осуществлен технический учет здания магазина по продаже продуктовых товаров, под летней площадкой по продаже мороженого по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ (в районе жилого дома N 58/1) в квартале 524 инвентарный номер 30582.
19 июля 2005 года общество обратилось в администрацию с заявлением о продлении договора аренды земельного участка. Постановлением главы города Ставрополя от 03.07.2006 N 2252 обществу утвержден акт выбора земельного участка, согласовано место размещения магазина с кафе по улице 50 лет ВЛКСМ в квартале 524. Земельному участку присвоен почтовый адрес: улица 50 лет ВЛКСМ, 54А.
Обществу предоставлено два земельных участка по улице 50 лет ВЛКСМ в квартале 524 из земель поселений согласно материалам межевания: площадью 280 кв. м - в аренду на три года для проектирования реконструкции существующего магазина под магазин с кафе; площадью 31 кв. м - в аренду на 364 дня под существующей летней площадкой кафе (без права капитального строительства).
15 октября 2007 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации и общество заключили договор аренды N 6105 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:0121001:470, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А, в квартале 524, в границах земель г. Ставрополя, для проектирования реконструкции существующего магазина под магазин с кафе в границах, указанных в кадастровом плане участка, площадью 280 кв. м.
Срок действия договора с 03.07.2006 по 02.07.2009. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 23.05.2008 за номером 26-26-12-02/2007-925.
Принадлежащий обществу спорный объект расположен на земельном участке общей площадью 280 кв. м (в том числе, который предоставлен обществу в аренду согласно постановлению от 03.07.2006 N 2252, и сформирован путем объединения земельных участков, находящихся в квартале 524 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ставрополя площадью 77 кв. м по адресу: г. Ставрополь, р-н Промышленный, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 58/1 с кадастровым номером 26:12:012101:0178 и части земельного участка площадью 203 кв. м, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами с кадастровым номером 26:12:012101:0175). Общество пользовалось земельным участком площадью 280 кв. м, расположенным по ул. 50 лет ВЛКСМ, 54-а, в 524 квартале на основании договора аренды земельного участка в границах земель г. Ставрополя от 15.10.2007 N 6105, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя.
Этот же земельный участок на основании постановления главы г. Ставрополя от 15.02.2010 N 229 предоставлен обществу в аренду на три года для реконструкции существующего магазина под магазин с кафе по ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А, в квартале 524 из земель населенных пунктов.
26 февраля 2010 года общество и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации заключили договор аренды N 8032 земельного участка с кадастровым номером 26:12:0121001:470 для реконструкции существующего магазина под магазин с кафе, в границах, указанных в кадастровом плане участка. Срок действия договора с 15.02.2010 по 14.02.2013. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 23.05.2008 за номером 26-26-01/023/2010-851.
02 апреля 2010 года ГУП СК "Крайтехинвентаризация" выдало обществу кадастровый паспорт от 02.04.2010 на магазин площадью 99,1 кв. м, инвентарный номер N 30582, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012101:470 по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 2004.
18 октября 2010 года по заявлению общества Управлением архитектуры комитета градостроительства администрации был утвержден градостроительный план N RU 26309000-00000000000967 земельного участка с кадастровым номером 26:12:0121001:470.
28 сентября 2011 года общество получило разрешение N RU 26309000-"00751-с" на реконструкцию объекта капитального строительства: магазина (литера А) под магазин с кафе поз. 1 по ГП (общая площадь - 366,55 кв. м; площадь земельного участка 280 кв. м, количество этажей - 2 ед.; строительный объем - 1 758,04 куб. м), расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А. Срок действия разрешения до 26.03.2013.
Филиалом ФГБУ 2ФКП Росреестра по Ставропольскому краю" обществу выдан кадастровый паспорт от 06.09.2012 на нежилое здание кадастровый номер 26:12:012101:608, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный) 30582, расположенное по адресу:
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ 54А, общей площадью 99,1 кв. м, количество этажей - 1, год завершения строительства - 2004 года.
Постановлением главы г. Ставрополя от 05.05.2014 N 1551 земельный участок с кадастровым номером 26:12:0121001:470 предоставлен обществу в аренду на новый срок - три года для продолжения реконструкции существующего магазина под магазин с кафе.
17 мая 2014 года общество и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации заключили договор аренды N 3641 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:0121001:470 для продолжения реконструкции существующего магазина под магазин с кафе. Срок действия договора с 05.05.2014 по 04.05.2017. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 27.06.2014 за номером 26-0-1-107/2003/2014-959.
14 ноября 2014 года обществу выдано разрешение N RU 26309000-"0924-с" на реконструкцию объекта капитального строительства: магазина под магазин с кафе (общая площадь - 395,3 кв. м; площадь земельного участка 280 кв. м, количество этажей - 2 ед.; строительный объем - 1 808,80 куб. м). Срок действия до 30.11.2016.
Разрешение N RU 26309000-"0924-с" выдано вместо разрешения от 28.09.2011 N RU 26309000-"00751-с" в связи с корректировкой для продолжения строительства.
01 марта 2016 года комитетом градостроительства принято решение N 0924-с/о, согласно которому выданное обществу разрешение от 14.11.2014 N RU 26309000-"0924-с" на строительство (реконструкцию) магазина под магазин с кафе подлежит отмене в связи с расположением реконструируемого объекта в охранной зоне ливневой канализации на основании акта осмотра от 01.03.2016.
Комитет градостроительства обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу в котором просил обязать ответчика за свой счет снести самовольное строение - незавершенный строительством объект примерными наружными размерами 24 м на 7 м, этажностью 1 единица, возведенный обществом на земельном участке площадью 280 кв. м, с кадастровым номером 26:12:012101:470, по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А.
Решением суда от 04.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017 и постановлением кассационного суда от 01.11.2017, исковое заявление удовлетворено, суд обязал общество за свой счет снести самовольное строение.
Общество, полагая, что после сноса названного объекта нежилое здание кадастровый номер 26:12:012101:608, инвентарный номер (ранее присвоенный учетный) 30582 не нарушает градостроительные и строительные нормы, обратилось в суд с иском о признании права собственности на указанный объект.
Разрешая спор, суды руководствовались статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, правовыми позициями, изложенными в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 101-О и от 27.09.2016 N 1748-О.
Суды установили, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 26:12:012101:608 был построен на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012101:470 с разрешением использования - для реконструкции существующего магазина под магазин с кафе.
В целях определения обстоятельств, имеющих значения для дела, судом первой инстанции была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам судебно - экспертной лаборатории "Независимой экспертно-консультационной службы" Душину В.В., Аксененко Д.В. и Бирюкову А.В.
Согласно заключению экспертов от 06.05.2022 N 24/04/22Э спорный объект соответствует требованиям градостроительных, строительных норм и правил (за исключением частичного отсутствия отмостки, отсутствия системы водоотведения с кровли, снегозадерживающих устройств - дефектов, являющихся устранимыми); санитарно-гигиеническим и экологическим нормам и правилам; противопожарным нормам и правилам. Не соответствует нормам, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополь Ставропольского края, утвержденные Постановлением администрации от 15.10.2021 N 2342 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края", обязательным требованиям к параметрам застройки, в части превышения предельных размеров разрешенного строительства объекта недвижимого имущества по отношению к установленным границам земельного участка; превышения максимального процента застройки в границах земельного участка на уровне поверхности земли; необеспеченности объекта экспертизы системой водоотведения с кровли. Также экспертами был сделан вывод, что спорный объект недвижимого имущества создает препятствие в пользовании, представляет угрозу жизни и здоровью неограниченному кругу лиц. Экспертам не получилось определить находится ли спорный объект в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:0178 и части земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:0175. Объект недвижимого имущества частично расположен вне границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:470.
Эксперты указали, что ответить на вопрос, входит ли объект капитального строительства в охранную зону каких-либо инженерных коммуникаций (если такие коммуникации имеются) не представляется возможным, поскольку сведения о наличии документации на инженерные коммуникации, нормативно-правовой акт о принятии соответствующего разрешения об установлении существования охранной зоны в материалы дела не представлены.
В связи с тем, что общество ссылалось на устранение недостатков, указанных в экспертном заключении от 06.05.2022 N 24/04/22Э, определением суда от 17.10.2022 судом назначено проведение повторной судебной экспертизы, проведение которой поручено экспертам АНО "Федеральный центр судебных экспертиз и оценки "Эксперт Центр"" Державиной А.А. и Сидоренко И.В.
Согласно выводам повторной судебной экспертизы от 22.02.2023 N 002 нежилое здание с кадастровым номером 26:12:012101:608 соответствуют требованиям градостроительных норм и правил, противопожарных норм, нормам об охране окружающей среды, и санитарно-эпидемиологическим нормам. Конструкции объекта целостны; деформаций основания фундамента не обнаружено; угрозы распространения огня на соседние здания в случае возгорания нет; исследуемый объект не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не представляет угрозы жизни и здоровью людей. Эксперты пришли к выводу, что некоторые из оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения, например, по деформативности, а в железобетоне по трещиностойкости, в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, несущая способность конструкций (с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений) обеспечивается.
Экспертами отмечено, что при объединении земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:0178 и части цельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:0175 допущена реестровая ошибка, выраженная в пересечение границ земельного участка с границами строения уже существовавшего на момент проведения данных кадастровых работ, что подтверждается проведенным экспертом сопоставлением, чертежами и схемами, в том числе имеющимися в составе материалов кадастровых работ, топографическими съемками, градостроительными планами, материалами инвентаризации, а также текстовым описанием, в составе материалов землеустройства.
Суды установили, что общество предприняло меры по обращению за выдачей разрешения на строительство и последующей реконструкции спорного объекта, была подготовлена вся проектная и рабочая документация, в соответствии с которым осуществлено строительство объекта.
Отклоняя доводы Комитета градостроительства о том, что спорный объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации), суды указали, что при проведении судебной экспертизы по ходатайству экспертов была истребована из МУП "Водоканал" схема расположения централизованной ливневой системы водоотведения, предназначенная для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:0121001:470. Из ответа МУП "Водоканала" следует, что город Ставрополь имеет раздельные хозяйственно-бытовую и ливневую (дождевую) системы водоотведения, МУП "Водоканал" осуществляет эксплуатацию и ремонт существующей городских сетей хозяйственно-бытовой канализации на праве хозяйственного ведения, то есть зарегистрированных в реестре муниципальной собственности в комитете по управлению муниципальным имуществом администрации и переданных на обслуживание предприятию. Ливневая (дождевая) система канализации осуществляет сбор и отведение поверхностных сточных вод и к хозяйственно-бытовой канализации не относится, в связи с чем ее эксплуатация в компетенцию МУП "Водоканал" не входит. При этом при составлении экспертного заключения от 06.05.2022 N 24/07/22Э эксперты указали, что ответить на вопрос, входит ли спорный объект капитального строительства в охранную зону каких-либо инженерных коммуникаций (если такие коммуникации имеются) не представляется возможным, поскольку сведения о наличии документации на инженерные коммуникации, нормативно-правовой акт о принятии соответствующего разрешения об установлении существования охранной зоны в материалы дела не представлены.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что наличие охранной зоны инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации) не подтверждено документально.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, экспертные заключения, их которых следует, что спорный объект соответствует градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам и правилам, не несет угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права и интересы других лиц, в том числе интересы собственника земельного участка, а ответчик не доказал, что спорный объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации), суды удовлетворили требования общества.
Между тем суды не учли следующего.
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил (статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Градостроительному кодексу при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Пунктом 7.23 СНиПа 2.07.01-89* установлены охранные зоны для ливневой канализации, водовода, электрического кабеля, которые необходимо соблюдать при производстве строительных работ, расстояние по горизонтали от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений принимается по таблице 14, в соответствии с которой охранная зона самотечной канализации (в том числе дождевой) составляет 3 метра по горизонтали до фундаментов зданий и сооружений.
Из материалов дела следует, что комитет градостроительства ранее обращался в арбитражный суд с иском к обществу о возложении обязанности снести самовольное строение - незавершенный строительством объект примерными наружными размерами 24 м на 7 м, этажностью 1 единица, возведенный на земельном участке площадью 280 кв. м, с кадастровым номером 26:12:012101:470, по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 54А (дело N А63-4999/2016). Общество обратилось в суд с требованиями о признании незаконным и отмене решения от 01.03.2016 N 0924-с/о об отмене разрешения N RU 26309000-"0924-с" на реконструкцию капитального объекта магазина под магазин с кафе, выданного обществу 14.11.2014 (дело N А63-8731/2016). Определением суда от 16.01.2017 дело N А63-8731/2016 объединено в одно производство с делом N А63-4990/2016 с присвоением объединенному делу N А63-4990/2016.
Решением суда от 04.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.08.2017 и постановлением кассационного суда от 01.11.2017, суды обязали общество за свой счет снести самовольное строение - незавершенный строительством капитальный объект примерными наружными размерами 24 м на 7 м, этажностью 1 единица, возведенный на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012101:470, по ул. 50 лет ВЛКСМ, 54а в г. Ставрополе. В удовлетворении требований общества отказано.
Суды, проанализировав представленный в материалы дела чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 26:12:0121001:470, выполненный в масштабе 1:500 на основе топографической съемки МУП "Земельная палата", с фактическим местом размещения объекта незавершенного строительства, нежилого назначения общей площадью застройки 162,5 кв. м, степенью готовности - 18%, с кадастровым номером 26:12:012101:6358, акт обследования, проведенного специалистами комитета градостроительства, и имеющиеся в материалах дела фотоматериалы, пришли к выводу о том, что объект частично размещен в охранной зоне инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации), в месте недопустимом для размещения объекта капитального строительства.
При этом указанный объект (кадастровый номер 26:12:012101:6358) находится на том же земельном участке, что и спорный объект (кадастровый номер 26:12:012101:608) по рассматриваемому делу.
Вместе с тем при проведении первичной судебной эксперты по настоящему делу эксперты, отвечая на вопрос - входит ли объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером 26:12:012101:608 в охранную зону каких либо инженерных коммуникаций (если такие коммуникации имеются), указали, что ответить на поставленный вопрос не представляется возможным, сделав данный вывод исключительно из-за отсутствия правоустанавливающих документов, то есть визуальный осмотр не проводили и не устанавливали фактическое нахождение и состояние инженерных коммуникаций (их наличие/отсутствие, функционирование либо неработоспособность или гибель, повреждение) рядом с земельным участком 26:12:0121001:470. Суды, несмотря на установленные в рамках дела N А63-4990/2016 обстоятельства, данные вопросы перед экспертами не поставили. При проведении повторной судебной экспертизы, состоявшейся после устранения обществом недостатков, выявленных при первоначальном исследовании, вопрос о фактическом нахождении спорного объекта рядом с ливневой канализацией и в охранной зоны инженерных коммуникаций (с учетом требований СНиПа 2.07.01-89*) экспертам также не ставился.
В ходе рассмотрения дела Комитет градостроительства неоднократно указывал на данные обстоятельства, однако суды их надлежащим образом не исследовали.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что вывод судов о том, что спорный объект недвижимого имущества не расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (самотечной ливневой канализации), является преждевременным, сделанным по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела и без надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов и пояснений участвующих в деле лиц.
Поскольку суды неполно исследовали все представленные в дело документы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, устранить допущенные противоречия, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 по делу N А63-2636/2021 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суды руководствовались статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, правовыми позициями, изложенными в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 101-О и от 27.09.2016 N 1748-О.
...
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил (статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Градостроительному кодексу при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2024 г. N Ф08-808/24 по делу N А63-2636/2021