• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф08-828/24 по делу N А32-5787/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Общество как собственник расположенных на земельном участке нежилых зданий, сооружений вправе требовать от департамента заключения договора аренды этого участка на 49 лет без проведения торгов. Общество подтвердило соразмерность испрашиваемой площади земельного участка площади необходимой для эксплуатации названных объектов. Наличие в границах земельного участка территорий общего пользования (существующих главных и магистральных улиц, дорог) департамент с необходимой степенью достоверности не подтвердил. Запланированное в долгосрочной перспективе строительство автомобильной дороги общего пользования не могло служить препятствием для реализации обществом его исключительного права на заключение договора аренды земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации принадлежащих ему нежилых зданий, сооружений. Реализация документов территориального планирования и документации по планировке территории в рассматриваемом случае потребует изъятия земельного участка (его части) для соответствующих публичных нужд. Пересечение части земельного участка, за счет которой обеспечивается доступ к территории общего пользования (по сути грунтовой дорогой), с иными грунтовыми дорогами, не являющимися главными и магистральными, также не могло воспрепятствовать предоставлению земельного участка в аренду. Отсутствие обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка обществу в аренду без проведения торгов, подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-2426/2017. Понуждение департамента к направлению обществу подписанного проекта договора аренды земельного участка как способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя не подменяет функцию органа исполнительной власти, не противоречит конституционному принципу разделения властей, положениям части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям, приведенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судом первой инстанций или отвергнутых им как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."