г. Краснодар |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А32-60789/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Гиданкиной А.В., Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (ИНН 2312062743, ОГРН 1032307150171) - Терновой Л.Н. (доверенность от 10.11.2023), Витушкиной И.А. (доверенность от 05.02.2024), от заинтересованного лица - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Лутай Н.В. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по делу N А32-60789/2022, установил следующее.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 16.11.2022 N 22-043.
Решением суда от 11.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2023, в удовлетворении заявления учреждения отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что департамент доказал совершение учреждением нецелевого использования средств краевого бюджета, связанного с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими, и оплатой фактически не оказанных преподавательских услуг.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 11.08.2023 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2023, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда апелляционной инстанции. Учреждением представлены исчерпывающие доказательства того, что руководящие работники, завершившие обучение, тарифицированы как учителя и являлись педагогическими работниками, что полностью соответствует цели предоставления субсидии учреждению. Следовательно, пункт 1 представления департамента от 16.11.2022 N 22-043 не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации. При подготовке документации, необходимой для заключения контрактов на оказание преподавательских услуг, работники учреждения оценивали время, необходимое для оказания услуг по контрактам, в соответствии с произведенной оценкой установлены сроки оказания услуг и необходимый объем услуг по каждому контракту, в том числе и по контрактам, заключенным с Таран В.Н. Учреждение ответственности за осуществление деятельности по основному месту работы Таран В.Н. не несет. Таким образом, Таран В.Н. имела возможность оказать и оказала преподавательские услуги в сроки и объеме, указанных в контрактах, за что получила оплату, предусмотренную условиями контрактов. Следовательно, нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края учреждение не допустило. В дополнениях от 20.03.2024 учреждение указывает на несоответствие вывода судов о том, что в заявке от 10.03.2020 учреждение просило выделить субсидию в рамках мероприятия 7.14 только на реализацию программ в отношении педагогических работников других субъектов Российской Федерации. По обращению учреждения изменены пункты 1.1 - 1.8 согласованной сметы расходов, утвержденной приказом учреждения от 21.05.2020 N 157, - включена реализация ДПП ПК для руководящих работников. Все запросы документов исполнены учреждением. Запросы о предоставлении списка руководящих работников, которые являются педагогическими, не поступали. Суды не оценили довод учреждения о том, что в рамках возражений на акт проверки департамента от 15.09.2022 (до вынесения оспариваемого представления) учреждение давало пояснения, что руководящие работники, завершившие обучение, тарифицированы как учителя и являлись педагогическими работниками, что полностью соответствует цели предоставления субсидии учреждению, в подтверждение чего представило исчерпывающие доказательства (в том числе в материалы дела).
В отзыве на кассационную жалобу департамент считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением от 22.03.2023 по данному делу в составе суда в связи с отпуском судьи Воловик Л.Н. произведена ее замена на судью Черных Л.А. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель департамента в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Вместе с дополнениям от 20.03.2024 учреждение представило суду кассационной инстанции копии документов (в том числе имеющихся в материалах дела): письма учреждения от 22.11.2022 N 01-20/6234, от 05.12.2022 N 01-20/6505, от 15.08.2022 N 01-20/4173, от 25.08.2022 N 01-20/4642, от 10.03.2020 N 01-20/933 (с заявкой и приложениями к ней), от 16.06.2020 N СУ-20/2234 (с приложениями), заявка на участие в 2019 году в отборе (с приложениями), соглашение о предоставлении субсидии от 20.12.20.2019 N 073-09-2020647 (с приложениями), приказы учреждения от 16.03.2020 N 92 (с приложениями), от 18.03.2020 N 93 (с приложениями), от 21.05.2020 N 157 (с приложениями), список руководящих педагогических работников, пояснения от 22.08.2022 о выполнении Таран Т.Н. работ по договорам, экспертное заключение. На основании статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела. Приложенные к дополнению документы будут возвращены учреждению письмом.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнений, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента от 04.08.2022 N 71, обращения (жалобы) Крикуновской О.М., поступившего из Федеральной антимонопольной службы (вх. от 07.06.2022 N 56П-25/22, от 18.07.2022 N 56П-26/22) проведена внеплановая выездная проверка правильности и обоснованности расходования субсидий, предоставленных учреждению. Проверяемый период: с 01 января 2020 года по истекший период 2022 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 15.09.2022.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 7.14 раздела 3 "Перечень основных мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939" (далее - Перечень основных мероприятий государственной программы), пунктов 1, 2.3.1 договора от 23.04.2020 N 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края "Развитие образования", допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на 8 897 рублей, связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими;
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, пункта 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23.04.2020 N 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края "Развитие образования", допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на 79 844 рубля 22 копейки, выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.
По результатам проверки департаментом вынесено представление от 16.11.2022 N 22-043, в котором содержится требование:
1) В срок не позднее 10 января 2023 года устранить нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 представления путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 88 741 рубля 22 копейки;
2) В срок не позднее 10 января 2023 года принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 - 2 настоящего представления, в том числе: провести детальный анализ обстоятельств совершения, изложенных в представлении нарушений, по результатам которого разработать и утвердить план мероприятий, направленных на устранение их причин и условий, дав при этом оценку действиям (бездействию) ответственных должностных лиц, рассмотреть вопрос применения к ним мер дисциплинарной ответственности; выработать и организовать реализацию необходимых управленческих решений, направленных на недопущение в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе предусмотрев ответственность конкретных должностных лиц на всех этапах реализации мероприятий, связанных с расходованием бюджетных средств, источником которых являются средства бюджета Краснодарского края.
Учреждение платежным поручением от 22.12.2022 N 408887 перечислило в доход бюджета Краснодарского края 88 741 рубль 22 копейки.
Суды при вынесении судебных актов руководствовались статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 78, частью 1 статьи 78.1, статьями 78.4, пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2, статьей 306.4 Бюджетного кодекса, статьями 2 и 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), пунктом 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы, пунктом 2.2 раздела 2 "Реализация дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения" Методических рекомендаций N ВК-1013/06, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
В части нецелевого использование средств краевого бюджета на 8 897 рублей, связанного с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими (пункт 1 описательной части представления департамента от 16.11.2022 N 22-043), суды указали, что согласно материалам дела в рамках пункта 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы учреждением в министерство направлена заявка от 10.03.2020 N 01-20/933 на 2020 год на получение 33 005 700 рублей субсидии, в которой учреждение просило выделить в рамках реализации мероприятия субсидию, в том числе на реализацию дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации (далее - ДПП ПК) педагогических работников других субъектов Российской Федерации.
На основании приказа министерства от 01.04.2020 N 1204 в 2020 году учреждению на проведение мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы, утверждён объём субсидии (33 005 700 рублей), предусмотрено заключение договора на предоставление субсидии, а также обеспечение учреждением своевременного и целевого освоения денежных средств, выделенных на проведение мероприятия.
23 апреля 2020 года министерством заключён с учреждением договор N 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края "Развитие образования" (далее - договор N11БУ/Р07.14), предметом которого является предоставление министерством учреждению 33 005 700 рублей субсидии на реализацию мероприятий в рамках пункта 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы по коду 02107R532002.
В период с 18.08.2020 по 31.08.2020 на основании приказа учреждения от 18.08.2020 N 126-вб реализована ДПП ПК руководящих педагогических работников, курирующих предметы филологического цикла и начального образования в общеобразовательных организациях по теме: "Совершенствование условий функционирования и развития русского языка Российской Федерации в общеобразовательной организации" г. Краснодар (Северная Осетия) очно-заочно, с использованием дистанционных образовательных технологий по спискам количество обучающихся - 50 человек - директора школ, их заместители.
Согласно приказу учреждения от 31.08.2020 N 139-вб директора школ и их заместители муниципальных государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений завершили учебные занятия по реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы, в 2020 году по ДПП ПК очно-заочно с 18.08.2020 по 31.08.2020, о чём получили удостоверения установленного образца.
В качестве документов, подтверждающих реализацию ДПП ПК 50 директоров школ, их заместителей учреждением предоставлены списки преподавателей и специалистов, привлеченных на реализацию ДПП ПК; учебно-тематический план; расписание учебных занятий; список слушателей; зачётные ведомости результатов; аналитическая справка по результатам итоговой предметной диагностики слушателей курсов; итоговая зачётная ведомость результатов; ведомость посещаемости и успеваемости слушателей; выполнение учебно-тематического плана; учёт часовой учебной нагрузки.
Целевые показатели эффективности использования учреждением субсидии, предусмотренные пунктом 2.3.3 договора от 23.04.2020 N 11БУ/Р07.14: численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков в количестве 510 человек.
Наряду с этим сметой расходов, утверждённой приказом учреждения от 21.05. 2020 N 157, реализация ДПП ПК предусмотрена для педагогических работников.
На этом основании суды сделали вывод о том, что учреждение допустило нецелевое использование средств краевого бюджета на 8 897 рублей, связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими.
Вместе с тем данный вывод судов сделан без исследования и оценки следующих обстоятельств.
Вступившие в законную силу судебные акты по делу N А32-63955/2022 об оспаривании учреждением постановления департамента от 08.12.2022 N 22-043/ЮЛ/1 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 218 рублей штрафа не содержат выводы об установленных судами обстоятельствах нецелевого использования учреждением средств краевого бюджета на 8 897 рублей, связанного с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими.
Согласно пункту 1.2.2 "Состав работ в рамках реализации мероприятия" концепции заявки учреждения на участие в 2019 году в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2022 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в рамках ведомственной целевой программы "Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (т. 1, л. 82 - 97) учреждение планировало направление "организация повышения квалификации" не только для педагогических, но и управленческих работников, для чего создать стажировочную площадку "Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение и совершенствование преподавания русского языка и языков народов Российской Федерации как основы гражданской самоидентичности и межкультурного диалога", а в июле - октябре 2020 года (пункт 3.9 плана-графика выполнения работ (пункт 4 концепции заявки)) реализовать ДПП ПК на базе субъектов Российской Федерации для управленческих работников в рамках организационно-методической деятельности стажировочной площадки по практикам и моделям, обеспечивающим высокое качество обучения русскому языку как государственному языку Российской Федерации и русскому языку как родному с целью их распространения на всей территории Российской Федерации.
В пункте 1.1 - 1.12 заявки от 10.03.2020 N 01-20/933 на 2020 год на получение 33 005 700 рублей субсидии учреждение просило выделить в рамках реализации мероприятия по пункту 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы субсидию, в том числе на реализацию ДПП ПК не только педагогических работников Республики Дагестан, Республики Адыгея, Республики Северная Осетия-Алания, но и руководящих работников этих субъектов Российской Федерации (цифровой носитель CD-RW диск (т. 2, л. д. 17) - пункт 13 приложения к отзыву департамента от 18.01.2023 (т. 2, л. д. 1 - 15)), в том числе приложило смету на 33 005 700 рублей субсидии с указанием мероприятия по реализацию ДПП ПК руководящих работников субъектов Российской Федерации.
Именно эта сумма получена учреждением по договору от 23.04.2020 N 11БУ/Р07.14 на реализацию мероприятий в рамках пункта 7.14 раздела 3 Перечня основных мероприятий государственной программы, на что указано в акте проверки департамента от 15.09.2022.
Согласно пункту 2.12 приложения N 1 "Порядок реализации мероприятий, предусмотренного пунктом 7.14 государственной программы Краснодарского края "Развитие образования" "Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в 2020 году"" к приказу учреждения от 21.05.2020 N 157, обучение по ДПП ПК предполагает повышение квалификации управленческих работников образовательных организаций в субъектах Российской Федерации (цифровой носитель CD-RW диск (т. 2, л. д. 17)). Аналогичная формулировка указана в пункте 3.9 приложения N 2 "План-график" к приказу учреждения от 02.06.2020 N 172 "О создании стажировочной площадки" (т. 2, л. д. 69 - 83).
Кроме того, суды не оценили довод учреждения о том, что в рамках возражений на акт проверки департамента от 15.09.2022 (до вынесения оспариваемого представления) учреждение давало пояснения, что руководящие работники, завершившие обучение, тарифицированы как учителя и являлись педагогическими работниками, что полностью соответствует цели предоставления субсидии учреждению, в подтверждение чего представило исчерпывающие доказательства (в том числе в материалы дела). Все запросы документов в рамках проверки исполнены учреждением. Запросы о предоставлении документов о том, что руководящие работники являются педагогическими, в рамках проверки не поступали.
Следовательно, не может быть признан правильным вывод судов о том, что пункт 1 описательной части представления департамента от 16.11.2022 N 22-043 о нецелевом использовании средств краевого бюджета на 8 897 рублей, связанном с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими, соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации. Данные процессуальные нарушения привели к недостаточно полному исследованию доказательств и принятию неправильных и необоснованных судебных актов в соответствующей части, что является основанием для их частичной отмены в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении либо были отвергнуты судом, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какая норма материального права должна быть применена (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не предоставил ему права исследовать и оценивать доказательства, которые ранее не были предметом исследования (оценки).
При таких обстоятельствах дело в отмененной части надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, истребовать документы и доказательства, в полном объеме исследовать доводы лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства, а также разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
В части нецелевого использования средств краевого бюджета на 79 844 рубля 22 копейки, выразившегося в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг (пункт 2 описательной части представления департамента от 16.11.2022 N 22-043) суды учли, что в рамках обучения работников учреждением в 2020 году заключены с Таран В.Н. 33 контракта на оказание преподавательских услуг в период с 15.07.2020 по 16.12.2020 на общую сумму 750 720 рублей.
Факт того, что оплата по контрактам на общую сумму 750 720 рублей, начислениям на выплаты по оплате преподавательских услуг Таран В.Н. во внебюджетные фонды в общей сумме 203 445 рублей 12 копеек осуществлена учреждением в полном объёме за счёт субсидии, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Департаментом при проведении проверки в автономную некоммерческую общеобразовательную организацию "Школа N 1 ст. Новотитаровская" (далее - школа) направлен запрос от 10.08.2022 о представлении информации, документов, материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия.
Школой предоставлены документы в части подтверждения выполнения Таран В.Н. трудовых обязанностей в качестве заместителя директора по воспитательной работе с 01.09.2015. К проверке представлены индивидуальный учёт часов учебной нагрузки Таран В.Н. в разрезе групп слушателей с указанием видов работ, предусмотренных контрактами, дат и количества часов (все индивидуальные учёты часов учебной нагрузки подписаны), копии табелей учёта рабочего времени расчёта оплаты труда Таран В.Н. за 2020 год, согласно которым Таран В.Н. в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла трудовую деятельность в школе в качестве заместителя директора по воспитательной работе ежедневно при пятидневной рабочей неделе по 8 часов. Занятость Таран В.Н. в школе в этот период подтверждена табелями учёта рабочего времени и расчёта оплаты труда, подписанными ответственным лицом Тощенко Т.И. и директором школы Ковтун И.И.
Согласно анализу департамента количества отработанных часов Таран В.Н. за 2020 год в разрезе контрактов на оказание преподавательских услуг с учреждением по данным индивидуальных учётов часов учебной нагрузки и табелей учёта рабочего времени расчета оплаты труда школы по датам, установлено, что ежедневная занятость в этот период (рабочее время) Таран В.Н. превышает количество часов в сутках (24): к примеру, по данным индивидуального учёта часов учебной нагрузки и табелей учёта рабочего времени расчета оплаты труда в школе 09.09.2020 Таран В.Н. отработала 33 астрономических часа; 14.10.2020 - 32 астрономических часа; 09.12.2020 - 34,5 астрономических часа. Следовательно, рабочее время Таран В.Н. превышает количество часов в сутках (24).
Фактически учреждением приняты и оплачены преподавательские услуги Таран В.Н. за 17 дней, исполнение которых в совокупности с рабочим временем в школе, превышает количество часов в сутках, то есть Таран В.Н., отработав по основному месту работы, физически не имела возможности оказать преподавательские услуги учреждению в заявленных к оплате объемах.
Общее количество, превышающее количество часов в сутках, составляет 96,75 часа.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-63955/2022 об оспаривании учреждением постановления департамента от 08.12.2022 N 22-043/ЮЛ/1 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 218 рублей штрафа установлены обстоятельства нецелевого использования учреждением средств, предоставленных из бюджета Краснодарского края в 2020 году, на оплату фактически не оказанных преподавательских услуг, подтверждена правомерность выводов департамента в этой части, что также указывает на несоответствие целям предоставления субсидии.
Согласно разделу 2.3 Методических рекомендаций N ВК-1013/06 администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде, а также все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.
Согласно пояснениям ректора учреждения от 25.08.2022 N 01-20/4642 отдел информационно-аналитического центра осуществляет формирование групп в дистанционном обучении, осуществляет техническое сопровождение; за каждой группой закреплен технический специалист информационно-аналитического центра, который взаимодействует с участниками образовательного процесса, в том числе с Таран В.Н.; распечатки инструкций, итоговых ведомостей из системы дистанционного обучения (далее - СДО), наличие работ слушателей, подтверждают все указанные затраты исполнителей договоров ГПХ и как следствие, подтверждают систематический контроль. Систематический контроль слушателей со стороны Таран В.Н. подтверждается наличием слушателей в системе, зачетных ведомостей и других форм, подписанных руководителем курсов.
Учреждением в подтверждение выполнения услуг Таран В.Н. департаменту наряду с приказами, аналитическими справками, зачётными ведомостями, учётами часов учебной нагрузки, также представлен протокол Таран В.Н. из базы системы СДО Moodle, который не содержит данные об активности Таран В.Н. в указанные даты.
Согласно пояснениям проректора по воспитательной работе, дополнительному образованию, цифровой трансформации учреждения Терновой Л.Н. от 22.08.2022, часть файлов протокола работы СДО не открывается, выдавая ошибку, так как прошло более 2 лет. Из объяснений Таран В.Н. следует, что работу по сопровождению форумов она осуществляла в телефонном режиме в индивидуальном порядке, а отсутствие вопросов непосредственно в системе СДО связано с тем, что слушатели получали индивидуальные консультации.
Учреждением при проверке не представлены документы, подтверждающие активность Таран В.Н. в СДО Moodle в даты и часы, указанные Таран В.Н. в учетах часов учебной нагрузки. Довод о том, что выполнение контрактов предполагало ее нахождение в сети не более 3,5 часов, заявлен только в дополнении к кассационной жалобе, по существу является новым, не исследовался судебными инстанции, документально не подтвержден.
Департаментом проведён анализ ежедневной занятости Таран В.Н. за 2020 год в разрезе контрактов с учётом рабочего времени Таран В.Н. за 2020 год, в том числе с превышением количества часов в сутках. Стоимость часа установлена в соответствии с конкретным контрактом и свидетельствует о том, что учреждением за счёт субсидии оплачены фактически не оказанные преподавательские услуги в общей сумме 79 844 рублей 22 копеек (с учетом начислений (27,1%) (17 024 рублей 22 копеек + +62 820 рублей)).
Доказательства того, что имелись объективные причины, не позволившие учреждению разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения нецелевого использования средств субсидии в соответствующей части, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного вывод департамента о том, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета на 79 844 рубля 22 копейки, выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг, соответствует нормам права и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного суды правомерно и обоснованно пришли к выводу о том, что представление департамента от 16.11.2022 N 22-043 в части пункта 2 описательной части представления департамента от 16.11.2022 N 22-043 не нарушает права и законные интересы учреждения. Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Нарушения норм материального и процессуального права по данному эпизоду (нецелевое использование средств краевого бюджета на 79 844 рубля 22 копейки) не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы в соответствующей части отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2023 по делу N А32-60789/2022 отменить в части отказа в удовлетворения требований о признании недействительным представления Департамента финансово-бюджетного контроля Краснодарского края от 16.11.2022 N 22-043 в части нецелевого использования средств краевого бюджета на 8897 рублей, связанного с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края
В остальной части судебные акты по данному делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-63955/2022 об оспаривании учреждением постановления департамента от 08.12.2022 N 22-043/ЮЛ/1 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 1 218 рублей штрафа установлены обстоятельства нецелевого использования учреждением средств, предоставленных из бюджета Краснодарского края в 2020 году, на оплату фактически не оказанных преподавательских услуг, подтверждена правомерность выводов департамента в этой части, что также указывает на несоответствие целям предоставления субсидии.
Согласно разделу 2.3 Методических рекомендаций N ВК-1013/06 администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде, а также все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2024 г. N Ф08-674/24 по делу N А32-60789/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12110/2024
22.11.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14866/2024
02.08.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60789/2022
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-674/2024
17.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15286/2023
11.08.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60789/2022