г. Краснодар |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А32-52230/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВУШ" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А32-52230/2023 по правилам части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВУШ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии при администрации Западного внутригородского округа г. Краснодар (далее - комиссия) от 13.09.2023 N 35/1 о взыскании 30 тыс. рублей штрафа по статье 3.15 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-К3 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 608-КЗ) за нарушение порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, велосипедных парковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в части требования общества о прекращении производства об административном правонарушении производство по делу прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока привлечения к ответственности, отсутствием оснований для изменения или отмены назначенного наказания.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, удовлетворить требование. Указывает, что необходимость в создании стационарных или нестационарных пунктов размещения электрического самоката (далее - электросамокат) как СИМ отсутствует. В материалах дела нет доказательств наличия и функционирования каких-либо стационарных или нестационарных объектов, и на муниципальных землях.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и полноту обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что 02.08.2023 в 16 час. 28 мин. комиссия выявила нарушение обществом порядка и условий размещения пунктов проката электросамокатов на землях муниципальной собственности в отсутствие соответствующего решения о предоставлении земельных участков в пользование и установления сервитута в городе Краснодаре по улице Северной возле дома 223. Наличие этого факта зафиксировано 21.08.2023 в протоколе об административном правонарушении N 027450, рассмотрев который вместе с материалами дела об административном правонарушении (в том числе фотоснимки) комиссия постановлением от 13.09.2023 N 35/1 привлекла общество к ответственности по статье 3.15 Закона N 608-К3 в виде взыскания 30 тыс. рублей штрафа, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
Статьёй 3.15 Закона N 608-КЗ установлена ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами Краснодарского края порядка и условий размещения пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, велосипедных парковок на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 08.04.2014 N 2128 "Об исполнении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 608-КЗ" ее территориальные органы обеспечивают составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 2.2(1), 3.2, 3.3, 3.8, 3.15, 5.4, 7.2, 7.15 Закона N 608-КЗ.
Пунктом 8.6. Положения об администрации Западного внутригородского округа города Краснодара, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 N 69, пунктом 12 "Об утверждении Положения об администрации Западного внутригородского округа города Краснодара" за должностными лицами администрации Западного внутригородского округа города Краснодара закреплены полномочия по реализации Закона N 608-КЗ, в том числе по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 2.2(1), 3.2, 3.3, 3.8, 3.15, 5.4, 7.2, 7.15 Закона. Статьей 11.3 Закона N 608-КЗ, статьей 6 Закона Краснодарского края от 14.12.2006 N 1144-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий" административные комиссии отнесены к постоянно действующим в муниципальных образованиях коллегиальным органам, уполномоченным в соответствии с частью 5 статьи 11.3 Закона N 608-КЗ осуществлять подготовку к рассмотрению и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 608-КЗ, и совершенных на территориях соответствующих муниципальных образований, а также выносить по этим делам решения в порядке, установленном федеральным законом.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество 02.08.2023 нарушило порядок и условия размещения пунктов проката самокатов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута на территории Краснодарского края, в городе Краснодаре по улице Северной возле дома N 223.
Судебными актами по делу N А32-35872/2022 установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) для поездок через приложение (кикшеринг), то есть по принципу каршеринга, в соответствии с которым пользователь оставляет электрический самокат в месте завершения поездки. По условиям договора правообладатель обязуется предоставить пользователю мобильное приложение Whoosh на условиях договора, а пользователь обязуется выплачивать правообладателю вознаграждение за предоставленное право в соответствии с условиями договора. После использования СИМ и прекращении его проката пользователь обязан корректно припарковать СИМ, чтобы он не создавал помех движению пешеходов и/или транспортных средств (например, СИМ должно располагаться максимально близко к стене, забору, краю тротуара и ориентирован вдоль стены, забора, края тротуара, а не перпендикулярно к ним) (пункт 4.4.15.1 договора). По договору правообладатель передаёт во временное владение и пользование пользователю электросамокат, а пользователь принимает его для использования в потребительских целях (для личных нужд), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Передача электросамоката пользователю в аренду осуществляется посредством использования пользователем функционала мобильного приложения в порядке, предусмотренном офертой (пункт 2.2.1).
Статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 39.36 Земельного кодекса регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утверждён Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в соответствии с пунктом 25 которого, к таким объектам относятся пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велосипедные парковки.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2019 N 2839 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута"" утверждён административный регламент предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Заключение договора на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута", который распространяется на правоотношения по размещению пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велосипедной парковки (подпункт 24 пункта 1 постановления Администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2019 N 2839).
В муниципальном образовании город Краснодар отношения по организации размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велосипедных парковок регулируются постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.02.2022 N 511. Этим постановлением утверждена схема размещения пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велосипедных парковок на территории муниципального образования город Краснодар (далее - схема). Она не предусматривает размещение пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также велосипедных парковок на территории муниципального образования город Краснодар по улице Северной возле дома N 223 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Заключение договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, осуществляется в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.07.2019 N 2839. Доказательства согласования обществом в установленном порядке места для оказания услуг по предоставлению СИМ по спорному адресу в материалы дела не представлены. Общество не организовало работу таким образом, чтобы не создавать некомфортные условия в городской среде посредством несанкционированного размещения электросамокатов на территории муниципального образования город Краснодар.
Суд правильно отметил, что предоставление удалённого доступа к средству передвижения возлагает на лицо, предоставляющее такой вид услуги, обязанность контролировать места размещения СИМ, в том числе после завершения их эксплуатации очередным получателем услуги. Средства и способы такого контроля продавец услуги должен определить самостоятельно, в том числе с учётом соблюдения действующего законодательства Российской Федерации. Размещение пунктов прокатов велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, а также велосипедных парковок на территории муниципального образования город Краснодар производится в местах, определённых схемой. Документы о внесении спорного пункта проката в схему в материалах дела не имеется.
Довод жалобы о недоказанности расположения спорной стоянки для электросамокатов на государственных или муниципальных землях, кассационная инстанция также учитывает следующее. В нарушение Федерального закона от 16.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) общество, как правильно установил суд, самовольно разместив электросамокаты для предоставления их в аренду на платной основе, предоставляло услуги в отсутствие специального разрешения на осуществление такой деятельности в названном месте выдаваемого администрацией муниципального образования город Краснодар места для оказания услуг по предоставлению электросамокатов в аренду. Место оказания услуг не выделялось для размещения и функционирования объектов (электросамокатов), предоставление которых для передвижения обладает признаками услуги аренды.
Пунктами 3, 5, 7, 10, 19, 20 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Частью 1, пунктами 1, 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) в границах полосы отвода автомобильной дороги, определяемых на основании документации по планировке территории, запрещены выполнение работ и размещение объектов, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса.
Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения (часть 5 статьи 27 Закона о дорожной деятельности). Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 4 части 1 статьи 29 Закона); нарушать установленные муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (пункт 7 части 2 статьи 29 Закона).
Пунктом 1,2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства России от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД) к дороге отнесена обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; остановкой признается преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства; а парковкой (парковочным местом), - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо являющееся частью площадей и иных объектов улично-дорожной сети, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги; перекрестком является место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей; препятствие представляет собой в том числе посторонние предметы и т.п., не позволяющие продолжить движение по этой полосе; прилегающей является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (например, автостоянки и тому подобное); тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Из правового подхода, сформированного в решения Судебной коллегии по административных делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2022 N АКПИ-66, следует, что абзац восемнадцатый пункта 1.2 ПДД корреспондирует пункту "о" статьи 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), согласно которому термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся Сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам.
Приведенное в абзаце сороковом в пункта 1.2 ПДД понятие пешехода и приравненных к пешеходу лиц соответствует законодательству о безопасности дорожного движения, об организации дорожного движения. Термин "транспортное средство" употребляется также в иных законодательных актах, отражающих технические характеристики, присущие транспортным средствам. В течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. Также имеются технические средства передвижения различных конструктивных особенностей, приводимые в движение мотором небольшой мощности, развивающие малые скорости, имеющие определенные производителем максимальные нагрузки массы тела пользователя, указанные в инструкции по эксплуатации, используемые детьми и взрослыми на улице и дома для бытовых нужд. К таким средствам передвижения могут относиться и электросамокаты, технические характеристики которых не достигают минимальных значений, установленных для мопеда или мотоцикла.
Суд правильно указал, что из имеющихся в материалах дела доказательств ( в том числе фотоснимков, скрин-образа карты Яндекс и схемой расположения домов поблизости от места совершения правонарушения) следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения электросамокатов являлась улица Северная в г. Краснодаре (электросамокаты расположены в непосредственной близости от дорожной разметки "пешеходный переход"), - то есть на дороге, под которой понимаются в том числе тротуары, часть автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо часть площадей и иных объектов улично-дорожной сети. При этом электросамокаты не только препятствуют организованному движению по дороге (частью которой являются и дорожное полотно, и тротуары, и обочина) транспортных средств и пешеходов, но и своим фактическим размещением на этой дороге организуют временную (до разбора потребителями услуги их проката) парковку с остановившимися (остановка в смысле, определенном ПДД) электросамокатами.
Отсутствие у такой площадки официального статуса парковочного места (специально обозначенного места как части автомобильной дороги и (или) примыкающего к проезжей части и (или) тротуару, обочине), предназначенного для организованной стоянки на платной основе, при невыполнении обществом возложенной законом обязанности получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления на организацию фактической парковки электросамокатов не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного нарушения и вины в его совершении.
На администрацию г. Краснодар возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в границах поселения; созданию условий для предоставления транспортных услуг населению; созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания (к которым отнесены и услуги аренды (проката); утверждению правил благоустройства территории поселения и муниципального контроля соблюдения правил благоустройства территории поселения; утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Комиссия является уполномоченным структурным подразделением администрации г. Краснодар, созданным для осуществления и координации мероприятий не только по проведению муниципального контроля на территории г. Краснодар в области благоустройства муниципальных территорий, торговли и других вопросов, но и для контроля законности размещения объектов потребительского рынка на территории муниципального образования.
Размещение нестационарных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью объектов. Термин торговля предполагает не только деятельность по продаже товаров, но и оказание в качестве предпринимательской иной деятельности, квалифицирующим признаком в таком случае выступает осуществление такой деятельности в месте, которое не определялось актом органа местного самоуправления в качестве места нестационарной торговли. Место оказания услуги проката электросамоката не выделялось для размещения и функционирования транспортного средства. Отсутствие у такой площадки (места расположения) официального статуса парковочного места (специально обозначенного места как части автомобильной дороги и (или) примыкающего к проезжей части и (или) тротуару, обочине), предназначенного для организованной стоянки на платной основе, при невыполнении обществом возложенной законом обязанности получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления на организацию фактической парковки автомобилей не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного нарушения и вины в его совершении. Сходный правовой подход сформирован в делах N А53-8607/2022, N А63-162/2022.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой им деятельности, принятия им мер по соблюдению установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлены. Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены. Основания для отмены или изменения назначенного обществу наказания не установлены, суд в числе других обстоятельств учел факты привлечения общества к ответственности за совершение аналогичных правонарушений.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 по делу N А32-52230/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд правильно указал, что из имеющихся в материалах дела доказательств ( в том числе фотоснимков, скрин-образа карты Яндекс и схемой расположения домов поблизости от места совершения правонарушения) следует, и это зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и постановлении комиссии, что местом нахождения электросамокатов являлась улица Северная в г. Краснодаре (электросамокаты расположены в непосредственной близости от дорожной разметки "пешеходный переход"), - то есть на дороге, под которой понимаются в том числе тротуары, часть автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, либо часть площадей и иных объектов улично-дорожной сети. При этом электросамокаты не только препятствуют организованному движению по дороге (частью которой являются и дорожное полотно, и тротуары, и обочина) транспортных средств и пешеходов, но и своим фактическим размещением на этой дороге организуют временную (до разбора потребителями услуги их проката) парковку с остановившимися (остановка в смысле, определенном ПДД) электросамокатами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2024 г. N Ф08-1530/24 по делу N А32-52230/2023