г. Краснодар |
|
03 апреля 2024 г. |
Дело N А32-8524/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Сокол-М" (ИНН 2312141113, ОГРН 1072312010770) - Рябушко С.В. (доверенность от 08.02.2024), в отсутствие истца - публичного акционерного общества страховая компания "Росгосстрах" (ИНН 7707067683, ОГРН 1027739049689), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ТК Континент" (ИНН 2311183230, ОГРН 1142311020213), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Сокол-М" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А32-8524/2021, установил следующее.
ПАО страховая компания "Росгосстрах" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО ЧОО "Сокол-М" (далее - общество) о взыскании 4 105 636 рублей 20 копеек ущерба в порядке суброгации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ТК Континент" (далее - организация).
Решением от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2024, с общества в пользу компании взыскано 4 095 456 рублей 60 копеек ущерба, в удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе компания просит решение и постановление отменить, дело - направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не установили достоверно сумму ущерба, а также не определили, в результате чьих действий (бездействия) в части нарушения обязательств по договору причинен ущерб. Заявитель считает виновным третье лицо, которое не уведомило ответчика о нахождении имущества в чужом складе; следовательно, ответчик не принял на себя обязательство по его охране и не несет ответственности за возникновение у истца убытков. При определении размера ущерба суды не устранили существенные противоречия между двумя судебными экспертизами, не назначили повторную экспертизу.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что компания (страховщик) и организация (страхователь) заключили договор страхования (полис по страхованию имущества от 20.09.2019 N 36150010-166-1972019) в соответствии с Правилами страхования имущества предприятий и убытков от перерыва в деятельности ("поименованные риски") (типовые (единые)) N 166, в соответствии с которым объектом страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с риском утраты/гибели и/или повреждения следующего имущества: товарные запасы для реализации в соответствии с Перечнем застрахованного имущества (приложение N 4 к страховому полису) на общую страховую сумму 252 млн рублей.
Общая сумма страховой премии - 352 800 рублей, период страхования с 21.09.2019 по 20.09.2020 застрахованные риски: кража, грабеж и/или разбой, в соответствии с пунктом 2.3.7 Правил страхования (и пункта 7 раздела "Застрахованные риски" страхового полиса), территория страхования - на складе по адресу: г. Краснодар, Ростовское шоссе, 25/2, склад, франшиза: сумма страхового возмещения уменьшается на сумму безусловной франшизы в размере 0,5% от общей страховой суммы (раздел "Франшиза" страхового полиса).
Согласно постановлению от 13.04.2020 о возбуждении уголовного дела и постановлению от 13.08.2020 о приостановлении предварительного следствия в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, в период времени с 23 часов 00 минут 02.04.2020 по 01 час 16 минут 03.04.2020, неустановленное лицо, умышленно и из корыстных побуждений с целью тайного хищения чужого имущества незаконно проникло на территорию базы организации, откуда тайно похитило имущество, после чего скрылось с места совершения преступления.
Указанный случай признан страховым.
Компания выплатила организации страховое возмещение в размере 4 105 636 рублей 20 копеек (платежное поручение от 08.10.2020 N 27).
Организация и общество заключили договор от 15.01.2016 N 01/2016 на оказание охранных услуг (далее - договор на оказание охранных услуг), согласно которому общество приняло на себя обязательства по организации и обеспечению охраны имущества организации на складе по адресу г. Краснодар, Ростовское шоссе, 25/2 (пункт 1.1 названного договора). При этом общество обязалось пресекать посягательства на материальные ценности и имущество организации, находящиеся на охраняемом объекте (пункты 3.1.3 и 3.1.6 договора на оказание охранных услуг) и нести полную материальную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение, своих обязанностей по договору на оказание охранных услуг (пункты 3.1.13 и 4.1.1 данного договора).
Договор на оказание охранных услуг на дату страхового случая являлся действующим (пункт 6.1 и 6.2 договора на оказание охранных услуг).
Компания, полагая, что общество является лицом, ответственным за причинение организации ущерба, она обратилась с рассматриваемым иском о взыскании ущерба в порядке суброгации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 965 Гражданского кодекса если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация); перешедшее право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Для взыскания убытков как меры гражданско-правовой ответственности лицо, требующее их возмещения, должно доказать состав правонарушения, включающего противоправность действий причинителя вреда, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками, вину причинителя вреда. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса, установив, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по договору на оказание охранных услуг, а также причинение ущерба имуществу организации в результате хищения товарно-материальных ценностей подтвержден материалами дела, пришел к верному выводу о том, что у общества возникли обязательства возместить компании убытки в порядке суброгации. Выводы судов о наличии виновных действий общества и размере убытков основаны на договоре на оказание охранных услуг и результатах проведенной в рамках данного дела судебной экспертизы. Суды, установив необходимую совокупность обстоятельств для взыскания убытков в порядке суброгации, с учетом выводов, изложенных в заключениях эксперта, признали обоснованными требования в части взыскании ущерба в размере 4 095 456 рублей 60 копеек (5 355 456 рублей 60 копеек (сумма страхового возмещения) - 1 260 тыс. рублей (безусловная франшиза)).
Суды обеих инстанций, отклоняя доводы общества о том, что оно не несет ответственности за причиненный третьему лицу ущерб, о нахождении имущества на складе, принадлежащем иному лицу, в связи с чем ответчик не осуществлял охрану объекта, оценили их как противоречащие материалам дела и не подтвержденные соответствующими доказательствами. Суды правомерно приняли во внимание положения договора на оказание охранных услуг, указав на то, что стороны в договоре определили единый объект охраны - объект, расположенный по адресу: г. Краснодар, Ростовское шоссе, 25/2 (пункт 1.1), без конкретизации складских помещений, при этом исполнитель осуществляет охрану объекта одним круглосуточным постом (пункт 1.3). По мере реализации договорных отношений разногласия относительно объекта охраны общества и организации отсутствовали. Оснований, предусмотренных пунктом 4.1.5 договора, для освобождения ответчика от имущественной ответственности, суды не усмотрели.
Довод заявителя жалобы о том, что организованная схема договорных отношений, делает общество и организацию солидарными ответчиками, несостоятелен. По общему правилу солидарная ответственность возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом, в частности, при неделимости предмета обязательства. В рассматриваемом случае общество не привело доводы и не представило доказательства, исключающие ответственность для него как исполнителя по договору на оказание охранных услуг. Названный договор не содержат положений о солидарной ответственности.
Доводы подателя, изложенные в кассационной жалобе, по существу, сводящиеся к утверждению о недоказанности состава убытков, не затрагивают вопросов правильности применения судами при рассмотрении спора норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой данных обстоятельств и имеющейся по делу доказательственной базы, в том числе экспертных заключений. Между тем, переоценка исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств в силу положений статьи 286 Кодекса в суде кассационной инстанции не допускается. При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А32-8524/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1 и 2 статьи 965 Гражданского кодекса если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация); перешедшее право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф08-2406/24 по делу N А32-8524/2021