г. Краснодар |
|
02 апреля 2024 г. |
Дело N А01-67/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Строй-Комплекс" (ИНН 0107017529, ОГРН 1090107000940) - Мачукова О.К. (конкурсный управляющий), в отсутствие истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794), третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищный комплекс Тургеневский"" (ИНН 0107022261, ОГРН 1120107000650) и Совмиза Аскербия Касполетовича (ИНН 010704163713), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Совмиза Аскербия Касполетовича на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А01-67/2020, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к ООО "Строй-Комплекс" (далее - общество) с иском о взыскании 1 567 179 рублей 41 копейки задолженности по договору от 15.12.2016 N 1111616 за потребленную в сентябре 2019 года электроэнергию и 263 778 рублей 21 копейки неустойки, начисленной с 01.05.2019 по 30.09.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Россети Кубань", ООО "Управляющая компания "Жилищный комплекс Тургеневский"", Совмиз Аскербий Касполетович и общество с ограниченной ответственностью "Строй-Техно" (ИНН 2310135876, ОГРН 1082310019197, 06.07.2023 исключено из ЕГРЮЛ в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Решением суда от 03.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Совмиз А.К. просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить. По мнению заявителя, лицензия общества на управление многоквартирными домами аннулирована с 10.10.2019, а задолженность взыскивается за сентябрь 2019 года; в спорный период общество осуществляло управление многоквартирными домами выставляло квитанции собственникам помещений в домах и принимало от них оплату.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 15.12.2016 компания (гарантирующий поставщик) и общество (исполнитель) заключили договор ресурсоснабжения N 1111616, согласно которому гарантирующий поставщик продает электроэнергию (мощности), а последний обязуется оплатить ее на условиях и в количестве, определенных договором. Перечень точек поставки определен в приложении N 1 к договору (с учетом дополнительного соглашения от 24.05.2017 N 2 к договору) - ТУ N 11 жилой дом, Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, пгт Яблоновский, ул. Гагарина, 155; ТУ N 11 многоквартирный дом, Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, аул Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 25/4.
Пунктом 2.2 предусмотрено, что исполнитель приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания потребителям коммунальной услуги энергоснабжения внутридомовых инженерных сетей, внутриквартирного оборудования, внутриимущественных электрических сетей, а также для компенсации потерь электроэнергии в электрических сетях потребителей. Исполнитель обязан соблюдать установленные договором условия оплаты, оплачивать все начисления, предусмотренные договором (пункт 3.2.1).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.09.2017 по делу N А01-2346/2016 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.08.2019 по делу N А01-1210/2019 по иску Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея аннулирована лицензия от 08.02.2016 N 35 на осуществление обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Судом первой инстанции установлено, что у общества в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью обществом не было реализовано; в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество. В апелляционном и кассационном порядке решение суда от 05.08.2019 не обжаловано, по истечении срока на обжалование решение вступило в законную силу.
Как указал истец, на основании договора N 1111616 в сентябре 2019 года он поставил электрическую энергию на 1 661 946 рублей 54 копейки на следующие объекты: жилой дом, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, пгт Яблоновский, ул. Гагарина, д. 155; многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, аул Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 25/4.
Задолженность общества в пользу компании составила 1 567 179 рублей 41 копейку.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой инстанции исходили из того, что ответчик не стал исполнителем коммунальной услуги по снабжению электрической энергией собственников помещений в МКД и сам не потреблял ее.
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и абзацу 4 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Энергопринимающее устройство - это аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления (абзац 46 статьи 3 Закона N 35-ФЗ).
Пунктом 34 Основных положений N 442 (в редакции, действующей в период заключения договора от 15.12.2016) предусмотрен перечень документов, необходимых для заключения с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии, к которым, в том числе относятся документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем).
В силу приведенных норм компания при заключении договора от 15.12.2016 обязана была убедиться в том, что общество является собственником или законным владельцем энергопринимающих устройств, однако этого не сделала.
Сам по себе факт заключения договора энергоснабжения в отношении точек поставки (ТУ N 11 жилой дом, Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, пгт Яблоновский, ул. Гагарина, 155; ТУ N 11 многоквартирный дом, Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, аул Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 25/4) с обществом не свидетельствует о том, что им осуществлялось фактическое потребление.
Договор энергоснабжения предполагает оплату потребленной электроэнергии. Потребление электроэнергии возможно титульными владельцами энергопринимающих устройств.
При этом судами установлено, что общество не являлось управляющей организацией и не выполняло функций исполнителя коммунальных услуг в отношении жилых домов, расположенных в Республике Адыгея по адресам; Тахтамукайский р-н, пгт Яблоновский, ул. Гагарина, 155; Тахтамукайский р-н, аул Новая Адыгея, ул. Тургеневское шоссе, д. 25/4), поэтому правовые основания для возложения на указанное лицо обязанности по оплате стоимости поставленной электрической энергии отсутствуют.
В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению домом (часть 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
После исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в силу части 3 статьи 200 названного Кодекса исполняет обязанности по управлению многоквартирным домом до дня возникновения обязательств по управлению таким домом у новой управляющей организации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).
В письме от 10.11.2022 N 02-02/2947 Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея указало, что в период действия лицензии общество деятельность по управлению многоквартирными домами фактически не осуществляло; в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество; указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея в арбитражный суд с иском об аннулировании лицензии от 08.02.2016 N 35.
Вопреки доводу Совмиз А.К. лицензия от 08.02.2016 N 35 аннулирована решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.08.2019 по делу N А01-1210/2019, которое вступило в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, при этом судом в рамках указанного дела установлено, что в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 03.08.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А01-67/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация в силу части 3 статьи 200 названного Кодекса исполняет обязанности по управлению многоквартирным домом до дня возникновения обязательств по управлению таким домом у новой управляющей организации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).
...
Вопреки доводу Совмиз А.К. лицензия от 08.02.2016 N 35 аннулирована решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.08.2019 по делу N А01-1210/2019, которое вступило в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, при этом судом в рамках указанного дела установлено, что в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2024 г. N Ф08-447/24 по делу N А01-67/2020