В соответствии с частями 2, 3, 4 и 5 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 23 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)", и Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания, утвержденном постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2016 г. N 48 "Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания", приказываю:
1. Утвердить Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Республики Северная Осетия-Алания в 2023 году (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Отделу федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах обеспечить размещение Доклада о правоприменительной практике на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 19 марта 2024 года.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания C.Л. Гобеев.
Министр |
В.З. Базаев |
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории РСО-Алания в 2023 году
I. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного контроля (надзора)
Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания (далее - министерство) выполняет государственную функцию по федеральному государственному лесному контролю (надзору), в соответствии со статьями 83, 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
В рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) деятельность министерства направлена на соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (контролируемыми лицами) требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами РСО-Алания в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования).
Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность министерства по выполнению государственной функции по лесному контролю приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в свободном доступе на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства) в разделе "Деятельность".
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) на территории РСО-Алания осуществляется государственными лесными инспекторами министерства, в том числе отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального пожарного надзора в лесах:
проверки (плановые/внеплановые, документарные/выездные);
инспекторский визит;
производство по делам об административных правонарушениях, в том числе административные расследования.
В 2023 году, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", направленного на снижение административной нагрузки на бизнес в условиях санкций, предусматривающего мораторий на контрольно-надзорные мероприятия, плановые проверки, не проводились.
Проведение внеплановых проверок допускалось лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причем при согласовании с органами прокуратуры. Таковых мероприятий не проводилось.
Министерством утверждена и реализована Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории РСО-Алания на 2023 год (далее Программа профилактики обязательных требований).
Основными целями Программы профилактики обязательных требований являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и, как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства, включая устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
сокращение количества нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства;
открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного лесного контроля;
недопустимость злоупотребления правом.
В рамках реализации Программы профилактики обязательных требований в 2022 году проведены следующие профилактические мероприятия:
1. Информирование контролируемых лиц осуществлялось посредством размещения и актуализации на официальном сайте министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" следующей информации:
текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора);
перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора);
Руководства по соблюдению обязательных требований;
перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
Программы профилактики обязательных требований;
способы получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
информации о федеральном государственном лесном контроле (надзоре);
иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Кроме того, в рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований министерством осуществляется информирование контролируемых лиц посредством опубликования на официальном сайте министерства и в средствах массовой информации информационных писем, статей и иных материалов.
Контролируемым лицам в целях профилактики совершения нарушений обязательных требований рекомендовано при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного лесного контроля (надзора), формами проверочных листов, которые содержат вопросы, затрагивающие требования, соблюдение которых является наиболее значимым и применяется в ходе плановых проверок.
2. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора).
3. Проведено 6 консультаций для контролируемых лиц.
Мероприятия, предусмотренные Программой профилактики обязательных требований, выполнены в полном объеме.
В целях охраны лесов от пожаров принят совместный приказ N 58 от 15.02.2023 г. "Об утверждении плана мероприятий межведомственной рабочей группы" министерства и ГУ МЧС России по РСО-Алания, МВД по РСО-Алания, Аланского казачьего общества и АМС районов. В рамках его реализации созданы межведомственные рабочие группы по контролю за выполнением противопожарных мероприятий лицами, включенными в сводный реестр собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, прилегающих к землям лесного фонда, расположенных на территории РСО-Алания. В 2023 году лесных пожаров на территории земель лесного фонда не допущено.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Государственными лесными инспекторами министерства осуществляется лесная охрана в порядке, предусмотренном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.12.2021 N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны", в рамках которой при патрулировании лесов выявляются правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Так, в 2023 году при проведении 10588 патрулирований выявлено 42 административных нарушений лесного законодательства. Виновные лица в количестве 42 (из них 19 граждан и 23 должностных лиц) привлечены к административной ответственности в виде предупреждения и административных штрафов, на общую сумму 319,5 тыс. рублей, из которых:
N п/п |
Статья КоАП РФ |
Количество протоколов |
Рассмотрено дел |
Принято решение о прекращении |
Отменено (решение суда) |
Наложено административных наказаний: штрафов, (тыс. рублей) / предупреждений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
1 |
1 |
0 |
0 |
20,0 |
|
2. |
15 |
15 |
0 |
0 |
190,0 |
|
3. |
2 |
2 |
0 |
0 |
8,0 |
|
4. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0,5 |
|
5. |
21 |
21 |
0 |
0 |
56,0; |
|
6. |
2 |
2 |
0 |
0 |
штрафов - 45,0; |
В 2023 году выявлены 2 случаев незаконной рубки деревьев на территории земель лесного фонда. Объем вырубленной древесины составил 0,501 куб. метров, с причинением вреда на общую сумму 3,64 тысяч рублей. По всем материалам виновные лица установлены, административный штраф и сумма ущерба оплачена в добровольном порядке в установленном законодательством срок.
В результате систематизации, обобщения и анализа информации о выявленных нарушениях, можно сделать вывод, что основными нарушениями требований лесного законодательства на территории РСО-Алания, которые выявляют государственные лесные инспекторы, являются:
нарушение правил использования лесов (статья 8.25 КоАП РФ);
нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32 КоАП РФ);
нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31 КоАП РФ).
Основными причинами нарушений обязательных требований лесного законодательства являются:
недопонимание установленных требований лесного законодательства;
низкий уровень лесной культуры в обществе и пренебрежение к ответственности за сохранение земель лесного фонда.
В ходе обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации в области государственного контроля не имеется.
Заместитель министра |
С.Л. Гобеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания от 11 марта 2024 г. N 120 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Республики Северная Осетия-Алания в 2023 году"
Вступает в силу с 19 марта 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 18 марта 2024 г.