г. Краснодар |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А63-19686/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Твердого А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Довбня В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики и Арбитражного суда Ставропольского края, от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737) - Мерзликиной М.Л. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие истца - министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017869, ОГРН 1060721063655), третьих лиц: Кушхова Ауеса Шакировича, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А63-19686/2022, установил следующее.
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления от 23.08.2022 N КУВД-001/2022-9585337/10 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на объект недвижимости - подводящий газопровод высокого давления к с. Псынадаха Зольского района, кадастровый номер 07:02:000000:5817, протяженностью 1162 м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, ст-ца Зольская;
- возложить обязанность на управление осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Кабардино-Балкарской Республики на объект недвижимости - подводящий газопровод высокого давления к с. Псынадаха Зольского района, кадастровый номер 07:02:000000:5817, протяженностью 1162 м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, ст-ца Зольская.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кушхов А.Ш., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Решением суда от 26.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что судами не верно применены нормы материального права, по мнению министерства, основанием возникновения права собственности на объект недвижимости является: протокол совещания от 23.06.2008; распоряжение министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2008; договор купли-продажи от 27.06.2008 и передаточный акт от 07.07.2008, которые представлены управлению. Судом первой инстанции сделан не правильный вывод о том, что заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенных в разных кадастровых округах представляется в Росреестр, поскольку на момент вынесения судебного акта газопровод протяженностью 4159 м с. Псынадаха, Зольского района поставлен на кадастровый учет, как отдельный объект недвижимости и право собственности Кабардино-Балкарской Республики на него зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, что исключает возможность обращения в Росреестр, спорный объект изначально являлся самостоятельным объектом недвижимости, что следует из решения Нальчикского городского суда.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство обратилось в управление с заявлением от 11.03.2022 N КУВД-001/2022-9585337 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - сооружения, наименование - подводящий газопровод высокого давления к с. Псынадаха, Зольского района протяженностью 1162 м по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, ст-ца Зольская.
Уведомлением от 23.08.2022 N КУВД-001/2022-9585337/10 заявителю отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав ввиду непредставления правоустанавливающих документов о признании права собственности в отношении сооружения, наименование - подводящий газопровод высокого давления к с. Псынадаха, Зольского района, протяженностью 1162 м по адресу: Ставропольский край, Кировский р-н, ст-ца Зольская.
Посчитав обжалуемый отказ незаконным, министерство обратилось в суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Руководствуясь положениями статей 4, 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1, 14, 18, 21, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 6 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877, приказом Росреестра от 09.09.2016 N П/448 "Об унификации на территории Российской Федерации технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Положением об Управлении качества данных ЕГРН и ведения ЕГРН кадастрового округа "Общероссийский", утвержденного приказом Росреестра от 19.09.2022 N П/0347, принятого в соответствии с подпунктом 9.4.3 пункта 9 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 45.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие; статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
23 мая 2022 года по результатам проведения правовой экспертизы управлением принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ (уведомление о приостановлении N КУВД-001/2022-9585337/7).
В течение срока приостановления министерством не были устранены причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, в связи с чем 23.08.2022 в отношении представленного заявления государственным регистратором прав принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (уведомление N КУВД - 001/2022-9585337/10).
Судом установлено, что из выписки на объект недвижимости от 27.02.2021 N 99/2021/377907639 усматривается содержание сведений об объекте недвижимости - сооружении, кадастровый номер 07:02:000000:5817, протяженностью 4159 м, а так же зарегистрированном праве собственности за Кабардино-Балкарской Республикой, номер регистрации права от 28.01.2021 N 07:02:000000:5817-07/036/2021-1.
Из раздела "Заключение кадастрового инженера" технического плана от 03.10.2021, представленного на регистрацию, следует, что на территории станицы Зольской Кировского района Ставропольского края расположено 1162 м газопровода и 4159 м газопровода находится в Зольском районе Кабардино-Балкарской Республики. Общая протяженность газораспределительной сети составляет 5321 м.
Таким образом, принимая во внимание информацию из технического плана, сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении сооружения с кадастровым номером 07:02:000000:5817, и вновь созданное спорное сооружение протяженностью 1162 м, суды сделали верный вывод, что указанные объекты являются единым объектом протяженностью 5321 м (неделимым объектом).
При таких обстоятельствах, учитывая, что объект недвижимости составляет один объект протяженностью 5321 м, при этом в ЕГРН содержатся сведения об объекте с кадастровым номером 07:02:000000:5817, право собственности на который зарегистрировано за Кабардино-Балкарской Республикой, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в рассматриваемом случае надлежащим способом будет внесение изменений в учет сооружения с кадастровым номером 07:02:000000:5817.
Согласно статье 7 Закона N 218-ФЗ ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (подпункт 9.4.3 пункта 9), пунктом 6 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877, приказом Росреестра от 09.09.2016 N П/448 "Об унификации на территории Российской Федерации технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Положением об Управлении качества данных ЕГРН и ведения ЕГРН кадастрового округа "Общероссийский", утвержденного приказом Росреестра от 19.09.2022 N П/0347, определен порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.
Исходя из вышеизложенного, поддержание сведений ЕГРН в актуальном виде находится в рамках обязанностей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в разных кадастровых округах, а также все необходимые документы, форма и содержание которых соответствует требованиям законодательства, представляются в Росреестр в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ.
Судом установлено, что заявитель неоднократно обращался в Росреестр с заявлениями от 01.07.2021 N PKPVDMFC-2021-07-01-585653 и от 08.12.2012 N PKPVDMFC-2021-12-08-618901 об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении сооружения с наименованием "подводящий газопровод высокого давления к с. Псынадаха Зольского района" протяженностью 5321 м, расположенного на территории двух субъектов Российской Федерации (Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики). Однако ему отказано во внесении записей по причине непредставления полного пакета документов.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что неправомерных действий управления, повлекших принятие незаконного ненормативного акта регистрирующего органа, не усматривается, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в полном объеме.
Суд округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы считает, что судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, приведенные сторонами доводы и возражения исследованы в полном объеме, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
Доводы кассационной жалобы оценены судом округа и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию ответчика с приведенной судами оценкой, данной фактическим обстоятельствам спора и представленным в дело доказательствам, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Кодекса. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, оценили доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, правильно применили нормы процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А63-19686/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (подпункт 9.4.3 пункта 9), пунктом 6 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877, приказом Росреестра от 09.09.2016 N П/448 "Об унификации на территории Российской Федерации технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Положением об Управлении качества данных ЕГРН и ведения ЕГРН кадастрового округа "Общероссийский", утвержденного приказом Росреестра от 19.09.2022 N П/0347, определен порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа.
...
Заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в разных кадастровых округах, а также все необходимые документы, форма и содержание которых соответствует требованиям законодательства, представляются в Росреестр в порядке, установленном статьей 18 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф08-2119/24 по делу N А63-19686/2022