Руководствуясь частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год.
2. Разместить Доклад о правоприменительной практике на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заместитель министра, начальник управления надзора и контроля в сфере образования |
С.С. Санникова |
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования
и науки Пермского края
от 15.03.2024 N 26-01-06-273
Доклад
о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год
I. Общие положения
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273 - ФЗ), статьей 6 закона Пермского края от 12 марта 2014 г. N 308-ПК "Об образовании в Пермском крае", Положением о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 21 октября 2013 г. N 1460-п, полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории Пермского края осуществляет Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство).
В докладе отражены результаты обобщения Министерством правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год.
II. Предмет, цели и задачи федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Целью обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства является предупреждение и профилактика нарушений обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Реализация полномочий в сфере контрольной (надзорной) деятельности Министерством осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений надзорного органа и его должностных лиц;
2) стимулировании добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства надзорного органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охране прав и законных интересов, уважении достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны надзорного органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранении должностными лицами надзорного органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
III. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Объектом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования является образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Пермского края, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального N 273-ФЗ.
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту жительства) на территории Пермского края (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно).
Учет объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства в 2023 году осуществлялся посредством:
а) реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности;
б) государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
в) государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
г) федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
д) иных государственных и региональных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
Общее количество контролируемых лиц отражено на рисунке 1.
Рисунок 1
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в отношении которых осуществляются переданные полномочия, отражены на рисунке 2.
Рисунок 2
При осуществлении Министерством федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования применяется единый механизм организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий (проверок) в отношении объектов контроля.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - критерии риска).
Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждены Положением.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска, с результатами которых можно ознакомиться на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minobr.permkrai.ru/peredannye-polnomochiya/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-obrazovaniya-litsenzionnyy-kontrol/otnesenie-obektov-k-opredelyennoy-kategorii-riskov.
На основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ в случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Сравнительная диаграмма категорирования объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 - 2023 годы представлена на рисунке 3.
Рисунок 3
В соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемые лица вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявления об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности либо категории риска принадлежащих им (используемых ими) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска (далее - заявление).
В 2023 году в адрес Министерства заявлений от контролируемых лиц не поступало.
С 15 мая 2023 года вступил в силу пункт 8(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", который предусматривает, что до 01 января 2030 года, заявление контролируемого лица об изменении категории риска осуществляемой им деятельности может подаваться и рассматриваться по правилам об обжаловании решений, действий либо бездействия должностных лиц контрольных (надзорных) органов в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (в порядке, установленном главой 9 Закона N 248-ФЗ).
IV. Обязательные требования законодательства в сфере образования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках контрольных (надзорных) мероприятий
Под обязательными требованиями, в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), понимаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
С целью повышения информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, снижения количества нарушений обязательных требований на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minobr.permkrai.ru/ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), сведения о внесенных в них изменениях, о сроках и порядке вступления их в силу;
- перечень нормативных актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- информация (комментарии) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования или лицензионные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также методических рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, требований ФГОС;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категорий риска;
- программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с указанием категории риска;
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- информация о результатах контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействий) его должностных лиц;
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
- иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда;
- утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона N 247-ФЗ с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, несоблюдение обязательных требований, установленных такими нормативными правовыми актами, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (в отношении федерального государственного надзора в сфере образования пункты 423-468).
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 (далее - Правила), Министерством просвещения Российской Федерации по согласованию с Рособрнадзором 17 июля 2023 года утвержден Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 7 Правил, перечни подлежат размещению в 10-дневный срок со дня их утверждения или актуализации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также в 15-дневный срок со дня их утверждения - на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) или разрешительной деятельности.
Указанный Перечень размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minobr.permkrai.ru/peredannye-polnomochiya/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-obrazovaniya-litsenzionnyy-kontrol/obyazatelnye-trebovaniya-podlezhashchie-proverke/obyazatelnye-trebovaniya-podlezhashchie-proverke в табличном виде с возможностью его скачивания для неограниченного круга лиц в формате XLSX.
V. Контрольные (надзорные) мероприятия, основания их проведения, контрольные (надзорные) действия
Под контрольными (надзорными) мероприятиями понимается совокупность действий надзорных органов, связанных с проведением проверки выполнения контролируемыми лицами обязательных требований, осуществлением необходимых испытаний и экспертиз, с последующим оформлением результатов и принятием мер.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерством проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
С взаимодействием:
- выездная проверка;
- документарная проверка.
Без взаимодействия:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
- выездное обследование.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) истребование документов;
4) получение письменных объяснений;
5) экспертиза.
Вышеназванные контрольные (надзорные) мероприятия отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий.
Так, в ходе документарной проверки перечень допустимых контрольных (надзорных) действий содержит: истребование документов, получение письменных объяснений и экспертизу.
Для выездной проверки вышеуказанный перечень допустимых контрольных (надзорных) действий дополнен осмотром и опросом.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование, осуществляются без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных и документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
VI. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий. Типичные нарушения обязательных требований, причины, факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений
В силу ограничений, установленных Постановлением N 336, плановые контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ), плановые проверки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
В связи с отсутствием контролируемых лиц, отнесенных к высокой категории риска в сфере образования (за исключением государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования), план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год Министерством не формировался, плановые КНМ не проводились.
Вместе с тем Постановлением N 336 установлены исключительные основания проведения в 2023 году внеплановых проверок по согласованию и без согласования с органами прокуратуры.
В случае выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан должностными лицами Министерства могут быть проведены внеплановые КНМ по согласованию с органами прокуратуры.
В 2023 году по требованию прокурора проведено 2 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием.
По результатам внепланового выездного КНМ, проведенного в феврале 2023 года в отношении одной из общеобразовательных организаций выявлены нарушения обязательных требований, составлен акт.
На основании пункта 7(1) Постановления N 336 в редакции, действовавшей на момент проведения КНМ, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось, в связи с отсутствием нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
Тем не менее, запрет на выдачу контролируемым лицам предписаний, в случае выявления нарушений обязательных требований в сфере образования, не являлся основанием для непринятия мер по устранению выявленных нарушений обязательных требований в сфере образования, указанных в актах проверки.
В октябре 2023 года в отношении одного из контролируемых лиц проведено внеплановое выездное КНМ, по результатам которого также выявлены нарушения обязательных требований.
В связи с тем, что с 17 марта 2023 года пункт 7(1) Постановления N 336 утратил силу, контролируемому лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере образования возбуждено 2 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ, в отношении юридического и должностного лица.
По результатам рассмотрения судами дел об административных правонарушениях юридическое и должностное лицо признаны виновными в совершении административных правонарушений.
Юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Должностному лицу назначено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
При назначении наказания судом учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, применены части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Следует отметить, что снижение административного наказания в отношении контролируемых лиц, выраженные, в том числе, в уплате административных штрафов ниже минимального размера не стимулирует контролируемых лиц к добросовестному соблюдению обязательных требований.
В связи с действиями (бездействиями) контролируемого лица в 2022 году, повлекшими невозможность проведения проверки, должностными лицами Министерства составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
Данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ - действия (бездействия) воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, по проведению проверок или уклонение от таких проверок, - повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
По данному факту, уполномоченным на возбуждение дела об административном правонарушении, в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Постановлением мирового суда в январе 2023 года юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Кроме того, с 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), которые предусматривают возможность приостановления действия лицензии на срок до трех месяцев со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении по результатам рассмотрения акта о невозможности проведения периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ, статьей 20 Федерального закона N 99-ФЗ, на основании акта проверки о невозможности проведения проверки в отношении контролируемого лица, Министерством принято решение о приостановлении действия лицензии на право осуществление образовательной деятельности сроком на 3 месяца.
В силу того, что контролируемое лицо в период приостановления действия лицензии не устранило причины, в результате которых проведение контрольных (надзорных) мероприятий оказалось невозможным, действие лицензии на осуществление образовательной деятельности было прекращено.
Следует отметить, что на законодательном уровне не урегулирован вопрос о запрете либо об ограничении права соискателя лицензии на подачу заявления о предоставлении лицензии вновь, в случае прекращения ее действия в соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ.
В связи с чем возникает необходимость дополнить Федеральный закон N 99-ФЗ основанием для отказа в предоставлении лицензии в случае прекращения действия лицензии ранее выданной соискателю, по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ, либо ограничить возможность вновь обратиться с заявлением о предоставлении лицензии не ранее, чем через три года со дня прекращения действия лицензии по указанному выше основанию.
Контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездного обследования в 2023 году Министерством не проводились.
Согласно пункту 61 Положения на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования должностные лица проводят КНМ в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов государственного контроля (надзора).
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:
- данные мониторинга системы образования;
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;
- информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
В 2023 году на основании заданий на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) было проведено 2002 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия.
Типичными нарушениями обязательных требований, выявленных в ходе контрольных надзорных мероприятий являлись:
1) нарушение обязательных требований в сфере образования, предъявляемых к содержанию, порядку принятия локальных актов образовательной организации;
2) нарушение требований к структуре и содержанию, открытости, доступности и актуальности информации на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет";
3) неполнота внесения сведений о документах о квалификации, выданных лицам, освоившим образовательные программы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
4) нарушение правил приема, отчисления обучающихся;
5) нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
6) несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов об образовании;
7) нарушение прав обучающихся на общедоступное и бесплатное образование;
8) нарушение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
9) создание и организация работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
10) несоответствие содержания образовательных программ образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям;
11) нарушение прав и свобод обучающихся;
12) нарушение порядка оказания платных образовательных услуг (отсутствие информации о полной стоимости обучения, сроке освоения образовательной программы, недостоверная информация о расчете стоимости и порядке оплаты в договоре об оказании платных образовательных услуг);
13) непредставление в лицензирующий орган заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий, в связи осуществлением образовательной деятельности по адресам не указанным в реестре лицензий.
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) 813 контролируемым лицам были выданы предостережения о нарушении обязательных требований в сфере образования.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов, не устанавливается срок его исполнения, соответственно, контролируемые лица не привлекаются к ответственности за непринятие мер по недопустимости нарушения обязательных требований.
В связи с тем, что у контролируемого лица отсутствует обязанность по направлению информации в контрольный (надзорный) орган о мерах, принятых к соблюдению обязательных требований, направление предостережения является неэффективной мерой, поскольку не предусмотрена ответственность за непринятие мер по его исполнению.
Одним из типичных нарушений также является невнесение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (далее - ФИС ФРДО) (статья 98 Федерального закона N 273-ФЗ).
Приказом Рособрнадзора от 04 октября 2021 г. N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - приказ Рособрнадзора N 1336) утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
К индикаторам риска нарушения обязательных требований, в том числе, отнесены:
1) непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего образования не менее шести лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору федеральной информационной системы ФИС ФРДО сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825 (далее соответственно - постановление N 825, правила).
2) непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего общего образования не менее трех лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании в порядке, установленном Правилами.
3) непредставление в течение семи месяцев организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и (или) основным программам профессионального обучения не менее шести месяцев на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах о квалификации в порядке, установленном Правилами.
4) непредставление в течение календарного года организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования не менее пяти лет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, оператору ФИС ФРДО сведений о документах об образовании и о квалификации в порядке, установленном Правилами.
В 2023 году в приказ Рособрнадзора N 1336 внесены изменения, расширяющие перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Вышеуказанный перечень дополнен следующими индикаторами:
- индикатор о превышении в 2 и более раза численности обучающихся на втором или последующих годах обучения по новым образовательным программам (кроме образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы) по сравнению с численностью обучающихся на первом году обучения по указанным программам в текущем учебном году при условии, что реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности был дополнен сведениями о соответствующих профессиях, специальностях, направлениях подготовки, уровнях образования в течение предыдущего учебного года;
- количество документов об образовании и о квалификации, сведения о которых представлены организацией оператору ФИС ФРДО по истечении установленного образовательной программой срока получения образования, составляет менее 50% от численности обучающихся, принятых на обучение в данную организацию для получения среднего профессионального или высшего образования по этой образовательной программе, при условии, что в период получения образования данная организация не была лишена государственной аккредитации или действие лицензии не было приостановлено, организация не проходила процедуру реорганизации;
- количество документов об образовании и о квалификации, сведения о которых представлены организацией оператору ФИС ФРДО по истечении установленного образовательной программой срока получения образования, в 2 и более раз превышает численность обучающихся, принятых на обучение в данную организацию для получения среднего профессионального или высшего образования по этой образовательной программе, при условии, что в период срока получения образования данная организация не проходила процедуру реорганизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2516 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336" внесены изменения, согласно которым, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по согласованию с органами прокуратуры.
На основании задания руководителя контрольного (надзорного) органа должностными лицами Министерства проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (далее - мониторинг), по результатам мониторинга выявлен один из индикаторов риска нарушений обязательных требований, предусмотренный приказом Рособрнадзора N 1336, который послужил основанием для принятия решения о возможности проведения внепланового КНМ.
Вместе с тем, решение о проведении внепланового КНМ прокуратурой Пермского края не согласовано. Отказ мотивирован тем, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 248-ФЗ, выбираемые профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерными характеру нарушений, вреду (ущербу), который может быть причинен охраняемым законом ценностям, решение о проведении внеплановой документарной проверки не содержит сведений о необходимости проведения внеплановой документарной проверки и невозможности достижения целей по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий, не мотивирована необходимость проведения мероприятий по контролю, учитывая принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемого лица и приоритет проведения профилактического мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.
Министерство в свою очередь считает, что при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований (далее - индикатор), необходимость предварительного проведения профилактических мероприятий отсутствует, поскольку в соответствии с Постановлением N 336, выявление индикатора является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Основными причинами нарушений обязательных требований, допускаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность являются:
- неумение анализировать и применять нормативные правовые акты (изменения в них), регламентирующие осуществление образовательной деятельности;
- отсутствие в штате сотрудников, отвечающих за учебную, методическую работу, работающих на постоянной основе, что приводит к несистемной работе и недостаточной компетентности работников, по совместительству выполняющих данные функции;
- недооценивание контролируемыми лицами возможных последствий не соблюдения обязательных требований и причинения вреда (ущерба) охраняемым законном ценностям;
- отсутствие у должностных лиц, допускающих нарушения в сфере образования, сформированного убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную и/или административную ответственность;
- мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение обязательных требований до 2030 года.
VII. Сведения о реализации мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
В 2023 году мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, реализованы Министерством в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края на 2023 год, утвержденной приказом Министерства от 19 декабря 2022 г. N 26-01-06-1321 (далее - Программа).
В силу моратория на проведение в 2023 году контрольных (надзорных) мероприятий одним из инструментов для Министерства являлось объявление организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, консультирования, информирования, проведение профилактических визитов.
В 2023 году объявлено 863 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, 813 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявлены по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), 50 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований объявлены на основании поступившей в Министерство информации:
- от органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
- из обращений и заявлений граждан, юридических лиц.
Во всех предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований указано, какие конкретно действия (бездействие) контролируемых лиц могут привести или приводят к нарушению этих требований.
По результатам рассмотрения предостережений контролируемыми лицами в Министерство поступило 12 возражений, 9 из них удовлетворены.
В соответствии с Программой в 2023 году было запланировано проведение 79 профилактических визитов, фактически проведено 68, так как, руководствуясь частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, 11 контролируемых лиц отказались от проведения профилактического визита, направив в Министерство уведомления об отказе.
Из 68 профилактических визитов проведен 51 обязательный профилактический визит в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, из которых 49 профилактических визитов проведено в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в 2022 году, в I, II кварталах 2023 года, и 2 профилактических визита в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена в 2022 году к категории высокого риска.
В ходе проведения профилактических визитов контролируемые лица информировались об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения критерии риска, о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а также в целях оценки соблюдения обязательных требований.
В отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, предусмотрено проведение профилактических визитов продолжительностью один день, без возможности отказа от их проведения (пункт 11(4) Постановления N 336).
Аналогичная норма закреплена в пункте 11(5) Постановления N 336, который устанавливает, что по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
По результатам проведенного Министерством в 2023 году в отношении образовательной организации профилактического визита по основанию, предусмотренному пунктом 11(4) Постановления N 336, предписание не выдавалось.
С 04 августа 2023 года Федеральным законом от 04 августа 2023 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено право контролируемого лица обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
В 2023 году правом подачи заявлений о проведении в отношении его профилактического визита контролируемые лица не воспользовались.
На основании пункта 17 Положения Министерство осуществляло консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе по порядку проведения контрольных (надзорных) мероприятий, периодичности их проведения, принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования, а также по перечню обязательных требований:
- в виде устных разъяснений на личном приеме;
- в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита.
Консультирование проводилось по вопросам:
- требования законодательства к формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов;
- размещение информации о местах осуществления образовательной деятельности;
- аккредитация образовательных программ;
- лицензирование образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями;
- требования к перечню и содержанию документов для внесения изменений в реестр лицензий;
- необходимость и требование к оформлению возражения на предостережение;
- порядок, сроки внесения сведений в ФИС ФРДО;
- обязательные требования, предъявляемые к деятельности индивидуального предпринимателя;
- основания и способы снижения критериев риска;
- виды, содержание, интенсивность КНМ.
Общее количество проведенных профилактических мероприятий в 2023 году отражено на рисунке 4.
Рисунок 4
Ежегодно Министерством проводится обобщение правоприменительной практики по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
В 2023 году по итогам обобщения правоприменительной практики за 2022 год Министерством подготовлен доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - доклад о правоприменительной практике).
Для обеспечения публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике за 2022 год размещался на официальном сайте Министерства в сети "Интернет". В период публичного обсуждения предложения и замечания по структуре и содержанию доклада о правоприменительной практике в адрес Министерства не поступили.
Доклад утвержден приказом Министерства от 31 мая 2023 г. N 26-01-06-547 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год" и размещен на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Необходимо отметить актуальность внесенных изменений в Постановление N 997, предусматривающих утверждение доклада о правоприменительной практике не позднее 15 марта каждого года, поскольку
результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, сведения о котором, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 г. N 2041, размещаются до 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В 2023 году должностными лицами Министерства выявлены случаи причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и создания угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностями.
При осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441 (далее - Правила). Так, пунктом 9 Правил, установлено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках проведенного выездного КНМ выявлено отсутствие в договоре об образовании полной стоимости платных образовательных услуг.
Законный представитель несовершеннолетнего обучающегося производил расчет от суммы, указанной в договоре, умноженной на 12 месяцев, тогда как образовательная организация производила расчет от иной суммы, не указанной в договоре, а также на официальном сайте образовательной организации, что в последующем привело к незаконному отчислению обучающегося из образовательной организации в связи с просрочкой оплаты стоимости платных образовательных услуг.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Также при рассмотрении обращения Министерством выявлен случай нарушения образовательной организацией Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденный приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. N 185. При
применении к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного взыскания, образовательной организацией не были приняты достаточные меры для соблюдения порядка ознакомления в установленные сроки родителей обучающегося с приказом о применении в отношении последнего меры дисциплинарного взыскания, что повлекло, невозможность родителей обжаловать вышеуказанный приказ, тем самым привело к нарушению и незаконному ограничению предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающегося.
За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) должностные лица Министерства продолжают выявлять случаи нарушения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, нарушений обязательных требований к информационной открытости образовательной деятельности. Отсутствие информационной открытости приводит (может привести) к нарушению прав и законных интересов обучающихся, родителей (законных представителей) и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.57 КоАП РФ.
VIII. О результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц определяется главой 9 Закона N 248-ФЗ.
Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Закона N 248-ФЗ.
Если досудебное урегулирование спора является обязательным, исполнение данной обязанности выступает условием реализации права лица на обращение в суд. В связи с чем судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 КАС РФ, ст. 125 АПК РФ).
Жалоба подается в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В 2023 году таких жалоб не поступало.
IX. Предложения об актуализации обязательных требований
1. В связи с изменениями действующего законодательства, необходимо поддерживать в актуальном состоянии перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов российской федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (далее - Перечень).
2. Предусмотреть включение в Перечень полного текста нормативного правового акта (приказ Минпросвещения России от 05 октября 2020 г. N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов", исключив при этом его отдельные структурные единицы. Так, например, Перечнем не установлена обязанность соблюдения требований к заполнению дубликатов аттестатов и приложений к ним.
X. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования
1. Перечень составов административных правонарушений, указанных в критериях вероятности несоблюдения обязательных требований (пункт 3 раздела II приложения I к Положению о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденному постановлением Правительства ПК от 25.06.2021 N 997), дополнить частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, т.к. коммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, несут ответственность по статье 14.1 КоАП РФ.
2. Раздел II приложения I к Положению о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 997, дополнить пунктом 2(1) согласно которому сведения, полученные из государственных, муниципальных органов и должностных лиц не требуют признания обоснованными, соответственно из пункта 2 сведения, полученные из государственных, муниципальных органов и должностных лиц, исключить.
3. Разработать необходимые сервисы в государственной информационной системе по государственному контролю (надзору) (АКНДПП), позволяющие формировать статистические и иные формы отчетности по контрольной (надзорной) деятельности. Обеспечить интеграцию АКНДПП и ЕРКНМ в части сведений о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
4. Внести в Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменения в части запрета (ограничения) на обращение соискателя с заявлением в лицензирующий орган о предоставлении лицензии, в случае если действие ранее выданной лицензии прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 13 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. N 719 "О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования" дополнить нормой, предусматривающей необходимость внесения в информационную систему сведений о проведенных профилактических визитах, объявленных предостережений.
6. Дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Рособрнадзора от 04 октября 2021 г. N 1336, индикатором, предусматривающим выявление контрольным (надзорным) органом в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) непринятия контролируемым лицом мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства, указанных в ранее направленном предостережении.
7. В постановление N 1490 внести изменения, ограничивающие осуществление индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности в жилых помещениях, не являющихся фактическим местом их проживания.
8. В связи со вступлением в силу с 01 марта 2024 года приказа Минсельхоза России от 25 июля 2022 г. N 466 "Об утверждении Порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин" возникает необходимость дополнения Постановления N 1490, нормой, устанавливающей требования к наличию у соискателей и лицензиатов свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, а также отнести отсутствие такого свидетельства к грубым нарушениям лицензионных требований.
9. В постановлении N 825 предусмотреть сроки внесения сведений о документах об образовании, выданных с 01 сентября 2013 года по 01 января 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 15 марта 2024 г. N 26-01-06-273 "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике Министерства образования и науки Пермского края при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2023 год"
Вступает в силу с 15 марта 2024 г.
Опубликование:
-