г. Краснодар |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А63-9620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от заявителя - потребительского общества "Ставропольские парки культуры и отдыха" (ОГРН 1022601975593) - Кудрявцева С.В. (председатель правления), от заинтересованного лица - комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601955782) - Мещеряковой О.В. (доверенность от 25.12.2023), Сидоренко В.А. (доверенность от 28.11.2023), в отсутствие представителей администрации города Ставрополя, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А63-9620/2023, установил следующее.
ПО "СПК и О" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) и администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации и комитета по организации работ по демонтажу нестационарного торгового объекта (далее - НТО) "CARTE", расположенного на территории парка "Победы" в городе Ставрополе по ул. Шпаковской 111, и НТО "PLOMBIR", расположенного на территории парка "Центральный" в городе Ставрополе по пр. Октябрьской Революции, 22.
Решением от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2023, заявление общества удовлетворено: признаны незаконными действия комитета по организации работ по демонтажу НТО "CARTE", расположенного на территории парка "Победы" в г. Ставрополе по ул. Шпаковской 111, и НТО "PLOMBIR", расположенного на территории парка "Центральный" в г. Ставрополе по пр. Октябрьской Революции 22; распределены судебные расходы. При разрешении спора суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемых действий положениям статей 39.33, 39.36, 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), а также пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов". Общество осуществляет деятельность на территории парка "Центральный" с 1998 года на основании постановления главы города Ставрополя от 18.05.1998 N 1589 "О ликвидации муниципального предприятия парка "Центральный" города Ставрополя" (далее - постановление N 1589), которым имущество ликвидируемого в связи с нерентабельностью МУП "Парк Центральный" передано обществу в аренду для продолжения деятельности парка культуры и отдыха. В 2001 году земельный участок закреплен за обществом на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое в 2013 году в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) переоформлено на право аренды на 49 лет для осуществления деятельности парка культуры и отдыха (договор аренды от 29.11.2013 N 2699). Рассматриваемые киоски по продаже мороженого установлены с соблюдением действующих на момент установки разрешений. Размещение на территории парков культуры и отдыха спорных объектов для осуществления их деятельности задолго до формирования схемы 2022 года подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства (государственного земельного контроля), проведенной в 2010 году Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с прокуратурой, с участием представителей администрации, комитета градостроительства администрации, сотрудников ГУП СК "Крайтехинвентаризация". Законные основания для организации работ по демонтажу спорных объектов у комитета отсутствовали. Предъявление требований к администрации суды признали необоснованным, поскольку уполномоченным органом в данном случае является комитет. Действия по осуществлению организации работ по демонтажу спорных киосков нарушают права (законные интересы) общества как собственника объектов, имеющего целью долгосрочное планирование своей хозяйственной деятельности.
В кассационной жалобе комитет просит решение от 04.09.2023 и постановление апелляционного суда от 12.12.2023 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что суды применили не подлежащие применению акты - постановление N 1300 и распоряжение главы администрации города Ставрополя от 24.04.2002 N 183-р "О регулировании предоставления в аренду земельных участков из земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании потребительского общества "Ставропольские парки культуры и отдыха" (далее - распоряжение от 24.04.2002 N 183-р). Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такие вопросы регламентированы законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" (далее - решение N 127, Правила благоустройства) утверждены Правила благоустройства, согласно части 1 статьи 34 которых НТО на территории города Ставрополя размещаются в соответствии со схемой, утвержденной решением Ставропольской городской Думы, и договорами на размещение НТО, заключаемыми в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации. В действующую схему адресные ориентиры: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 111 и пр. Октябрьской Революции, 22 не включены, ввиду чего спорные киоски по продаже мороженого подлежат демонтажу как самовольно установленные. Признавая действия комитета по демонтажу спорных объектов незаконными, суды не применили подлежащие применению Правила благоустройства и Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края согласно приказу Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 01.06.2010 N 87 о/д "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" (далее - приказ N 87 о/д). Комитет в рамках своих полномочий выполнил действия по выявлению и демонтажу самовольно установленных НТО во исполнение Правил благоустройства. Оценив действия комитета как несоответствующие части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, суды применили закон, не подлежащий применению при рассмотрении данного спора.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены (изменения) состоявшихся по делу судебных актов, подчеркнув, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судами обеих инстанций.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края.
В судебном заседании процессуальные представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Администрация города Ставрополя, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение судебного заседания в режиме видеоконференц-связи) не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 1989 году на основании положений Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик об аренде от 23.11.1989 N 810-1 образовано арендное предприятие ПКиО "Победы", которое в 1999 году преобразовано в ПО "СПК и О".
Земельный участок парка культуры и отдыха "Победы" в 1993 году закреплен за предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Распоряжением от 24.04.2002 N 183-р обществу разрешено размещение на землях, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, нестационарных объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг населению (т. 1, л. д. 17).
Постановлением главы города Ставрополя Ставропольского края от 06.04.2005 N 1123 "О формировании сезонной мелкорозничной торговой сети на территории города Ставрополя в весенне-летний период 2005 года" утверждена схема размещения сезонных объектов мелкорозничной торговли на территории парков "Победы" (ул. Шпаковская, 111) и "Центральный" (пр. Октябрьской Революции, 22). Для парка "Победы" в схему включено 5 мест торговли мороженым, для парка "Центральный" - 3 места торговли мороженым (т. 1, л. д. 18 - 21).
Постановлением главы города Ставрополя Ставропольского края от 02.04.2007 N 803 "О формировании сезонной мелкорозничной торговой сети на территории города Ставрополя в весенне-летний период 2007 года" утверждена схема размещения сезонных объектов мелкорозничной торговли на территории парков "Победы" (ул. Шпаковская, 111) и "Центральный" (пр. Октябрьской Революции, 22). В схему включено для парка "Победы" 7 мест торговли мороженым, для парка "Центральный" - 3 места торговли мороженым (т. 1, л. д. 22 - 25).
В 2013 году в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования общества переоформлено на право аренды сроком на 49 лет для осуществления деятельности парка культуры и отдыха (договор аренды от 29.11.2013 N 2699, заключенный с Комитетом по управлению муниципальным имуществом; далее - комитет по управлению имуществом).
22 и 29 марта 2023 года специалистом комитета проведен осмотр, в ходе которого установлено, что по адресам: г. Ставрополь, ул. Шпаковская, в районе здания 111 и г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, в районе здания 22 установлены киоски "CARTE" и "PLOMBIR", информация о которых отсутствует, о чем составлены акты от 22.03.2023 N 09/7/2-14-17 и от 29.03.2023 N 09/7/2-14-14 (т. 1, л. д. 68, 90).
В целях выявления наличия (отсутствия) оснований для установки (размещения) павильонов и установления их владельца в рамках межведомственного взаимодействия комитет письмами от 30.03.2023 N 09/6/2-1728 и от 30.03.2023 N 09/6/2-1729 запросил необходимую информацию у комитета по управлению имуществом (т. 1, л. д. 70, 71).
Согласно акту обследования от 11.04.2023 комитета по управлению имуществом киоск "PLOMBIR" расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:030105:14. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, 22, с кадастровым номером 26:12:030105:14 площадью 115 309 кв. м, имеет вид разрешенного использования - по фактическому пользованию, предоставлен в аренду обществу сроком до 05.08.2063. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации (т. 1, л. д. 75).
Согласно акту обследования от 11.04.2023 комитета по управлению имуществом киоск "CARTE" расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:46. По сведениям ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Шпаковская, 111, с кадастровым номером 26:12:000000:46 площадью 1 998 041 кв. м имеет вид разрешенного использования - для строительства общегородского парка культуры и отдыха, предоставлен в аренду обществу сроком до 24.04.2062 на основании договора аренды от 05.11.2013 N 2699. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации (т. 1, л. д. 97).
Согласно письму комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 03.04.2023 N 06/1-04/2-2/2154 наличие признаков капитальности НТО не установлено, разрешение на строительство не выдавалось, сведения в ЕГРН по названным киоскам отсутствуют (т. 1, л. д. 80).
На официальном сайте администрации в сети "Интернет", в газете "Вечерний Ставрополь" от 18.04.2023 N 57 (7559) опубликованы сообщения о планируемом перемещении самовольно установленных НТО.
На киосках по продаже мороженого "CARTE" и "PLOMBIR" комитетом размещены требования от 17.04.2023 N 09/6/2-2122 и от 17.04.2023 N 09/6/2-2122 "О проведении добровольного демонтажа объекта", адресованные владельцам киосков, с установлением срока демонтажа до 02.05.2023 (т. 1, л. д. 81 - 84).
Считая действия комитета и администрации по организации работ по демонтажу киосков по продаже мороженого незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Основаниями для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработку и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании части 1 статьи 34 Правил благоустройства НТО размещаются в соответствии со схемой, утвержденной решением Ставропольской городской Думы.
Актуальная схема размещения НТО на территории города Ставрополя утверждена решением Ставропольской городской Думы от 26.01.2022 N 47.
Выявление и демонтаж (перемещение) самовольно установленных и (или) незаконно размещенных некапитальных нестационарных сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются в соответствии с Порядком демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25.10.2017 N 162 (далее - Порядок N 162). Данный Порядок регламентирован постановлением администрации от 02.11.2018 N 2238 "Об утверждении Порядка организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя" (далее - постановление N 2238).
Распоряжением главы администрации города Ставрополя от 24.04.2002 N 183-р обществу разрешено размещение на землях, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, нестационарных объектов мелкорозничной торговли и оказания услуг населению.
В силу действовавших в разное время норм парк представляет собой озелененную территорию многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенную для периодического массового отдыха населения. На территории парка разрешается строительство зданий и сооружений для обслуживания посетителей и эксплуатации парка. Объекты торговли и общественного питания являются структурными единицами парка культуры и отдыха и выполняют роль функциональных объектов, посредством которых достигается основная цель деятельности парка культуры и отдыха - организация полноценного и содержательного досуга, отдыха и развлечений посетителей (положение "О парке (саде) культуры и отдыха", утвержденное приказом Министерства культуры РСФСР от 28.11.1991 N 368).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства (часть 1 статьи 66 Кодекса). Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности обществом) оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды при разрешении спора исходили из того, что территории рассматриваемых парков представляют собой неделимые земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности парка культуры и отдыха, что закреплено в сведениях о характеристиках земельных участков, внесенных в ЕГРН, а также в правоустанавливающих документах общества. Спорные киоски по продаже мороженого установлены на территории парков на законных основаниях, о чем свидетельствуют распоряжения органов местного самоуправления.
В соответствии с Порядком N 162 демонтаж производится в отношении самовольно (незаконно) установленных нестационарных торговых объектов, которыми признаются объекты, расположенные без предусмотренных законодательством правовых оснований.
В данном конкретном случае обстоятельства незаконного (самовольного) размещения обществом с 90-х годов спорных киосков на территории парков суды не усмотрели.
Кроме того, объекты мелкорозничной торговли на территории парков культуры и отдыха по своему назначению отвечают критериям инфраструктуры парка отдыха и развлечений.
Оснований не согласиться с выводами судов предыдущих инстанций суд округа не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А63-9620/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработку и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства (часть 1 статьи 66 Кодекса). Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2024 г. N Ф08-1734/24 по делу N А63-9620/2023