г. Краснодар |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А53-6373/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Куликовой Юлии Петровны (ИНН 235700709780, ОГРНИП 316237200053873) - Гах В.Н. (доверенность от 03.05.2023), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ИНН 3444177534, ОГРН 1103444003002) - Соколовой О.Г. (доверенность от 11.03.2024), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Куликовой Юлии Петровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А53-6373/2023, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Куликова Юлия Петровна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Экоцентр" (далее -общество) со следующими требованиями:
- признать незаконным действие по начислению платы в 2023 году за неоказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в связи с отсутствием договора на оказание услуг по обращению с ТКО на 2023 год;
- обязать заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, приняв за годовой объем накопления ТКО в размере 96,72 куб. м с двух площадок, расположенных по адресам:
1) Краснодарский край, Успенский район с. Успенское, ул. Крупской, N 24/10 в годовом объеме 78 куб. м из расчета два контейнера с периодичностью вывоза по вторникам, то есть 1 раз в неделю;
2) Краснодарский край, г. Армавир, с/т Мебельщик, проезд Малахитовый, N 2, - в годовом объеме 18,72 куб. м из расчета один контейнер с периодичностью вывоза по вторникам, то есть 1 раз в неделю (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Решением от 13.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2023, урегулированы разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, определено количество и объем контейнеров для складирования ТКО следующим образом: по адресу Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Крупской, N 24/10, исходя из двух контейнеров общим объемом 1,5 куб. м (0,75 куб м. каждый); по адресу Краснодарский край, г. Армавир, с/т Мебельщик, проезд Малахитовый, N 2, исходя из одного контейнера объемом 0,75 куб. м. Суды определили периодичность вывоза ТКО в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), согласно которому срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение трех суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток (ежедневно); плюс 4°С и ниже - не более 3 суток (чередуя сутки через двое). В удовлетворении требований о признании незаконными действий по начислению платы в 2023 году за неоказанные услуги по обращению с ТКО в связи с отсутствием договора на оказание услуг по обращению с ТКО на 2023 год отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, суды необоснованно указали на наличие в материалах дела заявки на заключение договора по обращению с ТКО на 2023 год, такая заявка не направлялась обществу. Проект договора предприниматель получил только 16.01.2023. В материалах дела отсутствуют доказательства оказания обществом услуг в 2023 году. Суды неверно произвели расчет периодичности и объемов ТКО.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и возражения отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что состоявшиеся судебные акты надлежит в части отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что предприниматель направил обществу заявку на оказание услуг по обращению с ТКО от объекта, расположенного по адресу:
г. Армавир, СНТ Мебельщик, д. 548 и село Успенское, ул. Крупской, 24/10.
24 февраля 2020 года общество (региональный оператор) и предприниматель (потребитель) заключили договор N 0102/00683 оказания услуг по обращению с ТКО (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а предприниматель обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные условиями заключенного договора.
В соответствии с приложениями N 1 и 2 к договору определена периодичность и место сбора ТКО для отходов предпринимателя, расположенное по адресам: с. Успенское, ул. Крупской, 24/10 - 2 контейнера по 0,75 куб. м с периодичностью вывоза 1 раз в неделю; г. Армавир, СНТ Мебельщик, 548 (проезд Малахитовый, 2) - 1 контейнер, объемом 0,36 куб. м с периодичностью вывоза ТКО 1 раз в неделю.
В силу подпункта "а" пункта 11 договора региональный оператор обязан принимать в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к договору.
В пункте 15 договора определено, что учет объема ТКО производится согласно количеству и объему контейнеров для складирования ТКО. В приложении N 1 к договору стороны установили периодичность вывоза ТКО: ежемесячно каждый вторник, годовой объем вывоза ТКО определен в размере 78 + 18,72 = 96,72 куб. м.
Общество направило предпринимателю для подписания проект договора от 25.11.2022 N 0318/02533 на сумму 654 980 рублей 87 копеек за оказание услуг по обращению с ТКО на 2023 год с односторонним изменением порядка учета вывоза ТКО (пункт 14), в приложении к которому увеличен объем вывоза ТКО и изменена периодичность вывоза ТКО.
В соответствии со справкой общества от 17.01.2023 объем вывоза ТКО за 2022 год составил 96,72 куб. м.
Общество предпринимателю выставило счет на оплату от 31.01.2023 N НФ-4920 на сумму 54 581 рубль 64 копейки за январь 2023 года из расчета среднемесячного объема ТКО 90,622 куб. м.
27 января 2023 года предприниматель обратился к обществу с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями действующего договора. Общество ответило на претензию отказом.
Предприниматель, ссылаясь на то, что объем ТКО определен неверно, обратился в суд с рассматриваемым иском.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 данного Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 8 (14), 8 (15) раздела 1 (1) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) указанных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил.
Пунктом 8 (18) Правил N 1156 прямо предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, руководствовались положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами N 1156, статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и, исходили из того, что отсутствие между сторонами подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период не освобождает ответчика от оплаты оказанных обществом услуг, в связи с этим признали необоснованными требования предпринимателя в части оспаривания действий регионального оператора по начислению платы за услуги по обращению ТКО в 2023 году.
Суды при урегулировании возникших между сторонами разногласий при заключении договора в части определения объема подлежащих вывозу ТКО и периодичности их вывоза определили условия договора между обществом и предпринимателем.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ указано, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами N 505, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
Как следует из пункта 5, коммерческий учет ТКО осуществляется двумя способами:
1) расчетным (подпункт "а");
2) исходя из массы ТКО с использованием средств измерения (подпункт "б").
В свою очередь расчетный способ (подпункт "а" пункта 5) предусматривает также два метода определения количества ТКО:
1) с применением нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) с применением количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для их собственников предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО. Согласно пункту 8 названных Правил при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров. Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета:
- исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505; определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
Суды установили, что предприниматель организовал контейнерные площадки по адресам: Краснодарский край, Успенский район с. Успенское, ул. Крупской, N 24/10, исходя из двух контейнеров общим объемом 1,5 куб. м (0,75 куб. м каждый); Краснодарский край, г. Армавир, с/т Мебельщик, проезд Малахитовый, N 2, исходя из одного контейнера объемом 0,75 куб. м, решения о согласовании размещения которых приняты уполномоченным органом местной администрации 13.06.2023 и 15.06.2023 соответственно.
Суды отметили, что до момента согласования контейнерной площадки коммерческий учет ТКО, образуемых предпринимателем, необходимо производить расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а с 13.06.2023 и 15.06.2023 истец вправе претендовать на осуществление расчета образуемого им объема ТКО, вывозимого ответчиком, по количеству и объему контейнеров, согласованных к размещению уполномоченным органом в установленном порядке.
Суды признали, что условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО не могут устанавливаться и изменяться сторонами произвольно, без учета необходимости обеспечения безопасности населения и окружающей среды, соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в частности санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21. Согласно пункту 11 указанных СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: плюс 5°C и выше - не более 1 суток; плюс 4°C и ниже - не более 3 суток.
Суды, учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, урегулировали разногласия при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, определив количество и объем контейнеров для складирования ТКО следующим образом: по адресу Краснодарский край, Успенский район с. Успенское, ул. Крупской, N 24/10, исходя из двух контейнеров общим объемом 1,5 куб. м (0,75 куб м. каждый); по адресу Краснодарский край, г. Армавир, СНТ Мебельщик, проезд Малахитовый, N 2, исходя из одного контейнера объемом 0,75 куб. м. Периодичность вывоза ТКО определена судами в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем суды при рассмотрении требования о понуждении заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО не учли следующего.
Суды пришли к выводу, что предлагаемая истцом периодичность вывоза ТКО (1 раз в неделю) не обеспечивает соблюдение указанных санитарных норм и правил. График вывоза ТКО императивно установлен соответствующими нормативными актами, призванными обеспечить безопасность осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО для населения и окружающей среды, и не подлежит произвольному изменению сторонами договора.
Региональный оператор не вправе навязывать предпринимателю невыгодные условия при заключении договора по обращению с ТКО, которые выражаются в учете объема и (или) массы отходов расчетным путем исходя из норматива накопления отходов, а не исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (пункт 41 Обзора от 13.12.2023).
При урегулировании условия, касающегося периодичности вывоза ТКО, необходимо учитывать следующее.
Периодичность и время вывоза ТКО относятся к существенным условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт "в" пункта 25 Правил N 1156).
Согласно абзацу первому пункта 3 Правил N 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения. В соответствии с абзацем девятнадцатым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Законодательством в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения предусмотрены более сокращенные сроки временного накопления несортированных ТКО: исходя из среднесуточной температуры в течение трех суток при температуре + 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 СанПиН 2.1.3684-21).
Предприниматель в процессе рассмотрения дела обращал внимание на специфику своей хозяйственной деятельности и формирование исключительно сухих отходов и ссылался на действие общего срока накопления названных отходов, предусмотренного Законом N 89-ФЗ.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса).
По общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
Изначально стороны (договор от 24.02.2020) согласовали вывоз ТКО с периодичностью один раз в неделю. При этом доказательств того, что региональный оператор, исполняя обязательства по названному договору в течение нескольких лет, фиксировал случаи переполнения контейнера предпринимателя или складирование продовольственных отходов, в материалы дела не представлено.
В пункте 17 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, отмечено, что стороны заключенного в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО вправе согласовать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО может выступать предметом согласования сторон и не является во всех случаях императивно установленной примененным судами пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 вне зависимости от вида отходов и объекта отходообразования.
При выборе заявителем согласно предоставленной ему законодателем альтернативе такого способа учета, как определение объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, существенное значение имеет периодичность вывоза ТКО, поскольку приведенный способ расчета не учитывает наполняемость контейнера. Увеличение периодичности вывоза влечет увеличение расчетного объема ТКО.
Соответственно, при принятии решения об организации индивидуальной контейнерной площадки, в том числе об объеме и количестве устанавливаемых контейнеров, заявитель исходит как из планируемого объема образования ТКО, так и из предполагаемой им, с учетом требований законодательства, необходимой периодичности вывоза ТКО в зависимости от вида таковых.
Следовательно, при разрешении судом вопроса о включении в договор той или иной периодичности вывоза ТКО суду надлежало учитывать названные обстоятельства: определить вид образуемого на объектах предпринимателя ТКО в зависимости от осуществляемой деятельности, наличие правовых оснований для императивного применения к вывозу таких отходов периодичности, установленной пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21, в отсутствие таковой - объем и количество контейнеров в сопоставлении с планируемым образованием в деятельности предпринимателя объема ТКО. При этом в случае, если предприниматель настаивает на том, что планируемое отходообразование существенно ниже определенного нормативом накопления по соответствующему виду деятельности, например, в силу предпринятых им мер по утилизации отходов, исключению образования ТКО определенного вида и пр., то в целях исключения злоупотребления правом путем заведомого и недостоверного определения объема ТКО и, соответственно, снижения размера оплаты за услугу регионального оператора, бремя доказывания причин для такого расхождения суд вправе возложить на предпринимателя, предложив ему представить доказательства принятия таких мер, обоснованный расчет, объективные данные об объемах ТКО прошлых лет и т. д.).
Судебное решение имеет целью внести в правоотношения ясность и стабильность путем установления действительных прав и обязанностей сторон. Суд обязан внести полную ясность в правоотношение путем изложения в решении суда условий договора (дополнительного соглашения), аргументировав свои выводы о формулировании дискуссионной части условий в определенной судом редакции. Задача суда при разрешении преддоговорного спора заключается в создании между сторонами договорной связи, когда часть условий, о редакции которых стороны не могут договориться путем свободного согласования своих автономных воль, определяется властью суда на основании судебного понимания должного баланса интересов сторон через призму императивных и диспозитивных норм права, регулирующих спорные отношения.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены судом апелляционной инстанции. Указанное не позволяет суду округа признать в части судебные акты соответствующими части 4 статьи 15 Кодекса, а установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации задачи правосудия решенными.
При новом рассмотрении дела суду необходимо в соответствии с частью 2.1 статьи 289 Кодекса учесть изложенное в настоящем постановлении и устранить допущенные нарушения, а также предпринять меры для полного и всестороннего исследования доказательств и установления обстоятельств дела, определить все существенные условия договора, в том числе условия, на установлении которых настаивают стороны, на предмет их соответствия нормам права, регулирующим отношения сторон, по итогам этого разрешить спор по существу.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2023 по делу N А53-6373/2023 в части отказа удовлетворения требований о признании незаконными действий по начислению платы в 2023 году за неоказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с отсутствием договора на 2023 год оставить без изменения, в остальной части состоявшиеся судебные акты отменить.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При выборе заявителем согласно предоставленной ему законодателем альтернативе такого способа учета, как определение объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров, существенное значение имеет периодичность вывоза ТКО, поскольку приведенный способ расчета не учитывает наполняемость контейнера. Увеличение периодичности вывоза влечет увеличение расчетного объема ТКО.
Соответственно, при принятии решения об организации индивидуальной контейнерной площадки, в том числе об объеме и количестве устанавливаемых контейнеров, заявитель исходит как из планируемого объема образования ТКО, так и из предполагаемой им, с учетом требований законодательства, необходимой периодичности вывоза ТКО в зависимости от вида таковых.
Следовательно, при разрешении судом вопроса о включении в договор той или иной периодичности вывоза ТКО суду надлежало учитывать названные обстоятельства: определить вид образуемого на объектах предпринимателя ТКО в зависимости от осуществляемой деятельности, наличие правовых оснований для императивного применения к вывозу таких отходов периодичности, установленной пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21, в отсутствие таковой - объем и количество контейнеров в сопоставлении с планируемым образованием в деятельности предпринимателя объема ТКО. При этом в случае, если предприниматель настаивает на том, что планируемое отходообразование существенно ниже определенного нормативом накопления по соответствующему виду деятельности, например, в силу предпринятых им мер по утилизации отходов, исключению образования ТКО определенного вида и пр., то в целях исключения злоупотребления правом путем заведомого и недостоверного определения объема ТКО и, соответственно, снижения размера оплаты за услугу регионального оператора, бремя доказывания причин для такого расхождения суд вправе возложить на предпринимателя, предложив ему представить доказательства принятия таких мер, обоснованный расчет, объективные данные об объемах ТКО прошлых лет и т. д.)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2024 г. N Ф08-1977/24 по делу N А53-6373/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2025 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-764/2025
10.01.2025 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6373/2023
12.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1977/2024
14.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19096/2023
13.10.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6373/2023