В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного строительного надзора за 2023 год.
2. Отделу-инспекции государственного строительного надзора министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня утверждения настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра строительства и архитектуры Ставропольского края - начальника инспекции государственного строительного надзора Бобракову Е.Д.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности министра |
В.А. Савченко |
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства
строительства и архитектуры
Ставропольского края
Доклад
о правоприменительной практике осуществления регионального государственного строительного надзора за 2023 год
Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (далее - региональный государственный строительный надзор), подготовленный по итогам обобщения правоприменительной практики регионального государственного строительного надзора (далее - обобщение правоприменительной практики) за 2023 год подготовлен отделом-инспекцией государственного строительного надзора министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - отдел-инспекция).
Цели и задачи обобщения правоприменительной практики
Целями обобщения правоприменительной практики министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - министерство) являются:
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения контролируемых лиц;
снижение количества нарушений обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
анализ нормативных правовых актов, направленный на устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных мероприятий.
Задачами обобщения правоприменительной практики являются: обеспечение единообразных подходов к применению министерством и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Обзор по осуществляемому виду регионального государственного контроля (надзора)
Региональный государственный строительный надзор в 2023 году осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2021 г. N 708-п "Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре", постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2021 г. N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Общие сведения о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях при осуществлении регионального государственного строительного надзора
В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора за 2023 год государственными инспекторами отдела-инспекции (далее - государственные инспекторы) осуществлялся региональный государственный строительный надзор на 945 объектах капитального строительства, в том числе: на 839 объектах, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и на 106 объектах, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ.
За 2023 год проведено 993 проверок на объектах капитального строительства (из них в соответствии с программой проверок 993, не предусмотренных программой проверок - 0).
По результатам проведенных проверок на объектах, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, выявлено 81 нарушение.
По результатам проведенных проверок на объектах, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, выявлено 0 нарушений.
По фактам правонарушений, выявленных на объектах капитального строительства, государственными инспекторами составлено 67 протоколов об административных правонарушениях в области строительства, из них 67 - в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, и О протоколов по объектам, указанным в части 2 статьи 54 ГрК РФ.
По результатам проверок объектов строительство на которых завершено, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, органом надзора за 2023 год выдано 181 заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации и (или) информационной модели (далее - заключение), принято 32 решения об отказе в выдаче заключения. Наиболее распространенным основанием для принятия решений об отказе явилось установление при проведении итоговых проверок фактов незавершения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией.
Оформление результатов контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
Результаты обзора и анализа правоприменительной практики в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора показывают, что наиболее часто встречающимся правонарушением за 2023 год является нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или не уведомления уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, за что частью 2 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Такие правонарушения составили 50,7% от общего количества составленных протоколов в отчетном периоде.
Также распространенным правонарушением является нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ. Указанные правонарушения составили 23,8% от общего количества составленных протоколов, по результатам проверок в отчетном периоде.
Исходя из переориентации деятельности контрольно-надзорных органов на предупреждение и профилактику нарушений обязательных требований, органом надзора проводились профилактические мероприятия по устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, такие как:
информирование контролируемых лиц об изменениях законодательства о градостроительной деятельности;
консультации при приеме извещений о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора;
профилактические визиты в отношении контролируемых лиц. предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Учитывая виды и специфику приведенных нарушений, одной из основных причин их совершения является отсутствие системного подхода у контролируемых лиц в части организации и проведения строительного контроля на объектах капитального строительства, а также выполнение работ с отклонениями от параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которых выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, до внесения в нее изменений надлежащим образом и утверждения застройщиком, техническим заказчиком в соответствии с ГрК РФ.
Случаи объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
Основанием для направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований является наличие у органа надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.
За 2023 год выдано 213 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, в частности таких нарушений, как несоблюдение требований, указанных в части 2 статьи 51 ГрК РФ (строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство), части 4 статьи 52 ГрК РФ (при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства).
Анализ и обобщение материалов судебной практики, сложившейся в подконтрольной сфере общественных отношений
Заявления об оспаривании юридическими и должностными лицами оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года не подавались.
Результаты производства по делам об административных правонарушениях
Показатели деятельности отдела-инспекции при осуществлении регионального государственного строительного надзора ежеквартально публикуются на сайте органа надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По фактам правонарушений, выявленных на объектах капитального строительства, должностными лицами органа надзора за 2023 год составлено 67 протоколов об административных правонарушениях в области строительства, из них:
предусмотренных частями 1 статьи 9.4 КоАП РФ - 16;
предусмотренных частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ - 1;
предусмотренных частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ - 2;
предусмотренных частью 2 статьи 9.5 КоАП РФ - 34;
предусмотренных частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ - 8;
иных - 5 (в том числе: частью 3 статьи 9.5 - 1, статьей 19.7 - 4);
в том числе:
0 протоколов по объектам, указанным в части 2 статьи 54 ГрК РФ:
По результатам проверок органом надзора назначено 53 административных наказаний:
административных штрафов - 6;
прекращено делопроизводством - 2;
предупреждений - 45.
Сумма наложенных штрафов за 2023 год составила 353,0 тыс. рублей.
Результаты рассмотрения поступивших в орган надзора обращений граждан, информации от органов публичной власти, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угроз причинения вреда охраняемым законом ценностям
Работа с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц велась в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Федерального закона N 248-ФЗ.
На протяжении всего отчетного периода отделом-инспекцией осуществлялась систематическая работа с обращениями граждан и информацией от органов публичной власти, которые содержали, в том числе сведения о нарушении обязательных требований в области градостроительного законодательства.
Обращения, в которых предлагались к рассмотрению вопросы, не входящие в компетенцию министерства, направлялись по подведомственности с целью их рассмотрения и подготовки ответа заявителям, о чем заявителей информировали в письменной форме.
Результаты аналитической работы, осуществляемой в рамках актуализации перечня обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора)
Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается органом надзора при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Ставропольского края размещен на официальном сайте министерства.
Отделом-инспекцией проводится работа по оценке актуальности и полноты перечня и текстов правовых актов, содержащих обязательные требования, осуществляется мониторинг обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, применяемых при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) и актуализация указанных перечней.
Иные источники, содержащие информацию о нарушении обязательных требований и (или) реализации соответствующего вида государственного контроля (надзора)
В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора государственными инспекторами в 2023 году информация о проведенных в отношении контролируемых лиц контрольных (надзорных) мероприятий вносилась в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (на сайте https://provcrki.gov.ru/) в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604, в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Информация о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях содержала также сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 6 марта 2024 г. N 114 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике осуществления регионального государственного строительного надзора за 2023 год"
Вступает в силу с 6 марта 2024 г.
Опубликование:
- на официальном сайте Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (www.минстройск.рф)