г. Краснодар |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А63-15833/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (ИНН 2636207364, ОГРН 1152651007541) - Поповой Г.П. (доверенность от 27.02.2024), от органа, осуществляющего публичные полномочия - публично-правовой компании "Роскадастр" (ИНН 7708410783, ОГРН 1227700700633) в лице филиала по Ставропольскому краю - Волкова Д.С. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие третьего лица - министерства культуры Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публично-правовой компании "Роскадастр" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А63-15833/2022, установил следующее.
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение), в котором просило признать незаконным уведомление от 14.09.2022 N 017777, возложить на учреждение обязанность внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о границах территории выявленных объектов археологического наследия (курганный могильник "Дубовая Балка-3" в координатах характерных точек согласно приказу управления от 11.11.2019 N 591, курганный могильник "Канглы-3" в координатах характерных точек согласно приложению N 1 к приказу управления от 15.12.2021 N 1395, поселение "Кочубеевское-1" в координатах характерных точек согласно приложению N 1 к приказу управления от 26.01.2022 N 68, поселение "Волчье" в координатах характерных точек согласно приказу управления от 22.11.2018 N 347, поселение "Комсомолец-1" в координатах характерных точек согласно приложению N 1 к приказу управления от 28.10.2021 N 1142) (уточненные требования).
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) произведена процессуальная замена учреждения на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - компания).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство культуры Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023, заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ учреждения во внесении в ЕГРН сведений о границах территории выявленных объектов археологического наследия, приведенный в уведомлении (письме) от 14.09.2022 N 017777. На компанию (в лице филиала по Ставропольскому краю) возложена обязанность в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в ЕГРН сведения о границах выявленных объектов археологического наследия. Суды указали, что оспариваемое решение противоречит нормам законодательства о государственной регистрации и нарушает права (интересы) управления, которое обязано в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) направить в орган регистрации документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Закон не разграничивает в целях постановки на кадастровый учет границы вновь выявленных объектов культурного наследия и объектов, уже включенных в реестр. Обязательность внесения сведений о границах выявленных объектов культурного наследия в ЕГРН обусловлена необходимостью их сохранения. Отсутствие указанных сведений в ЕГРН препятствует проведению мероприятий, направленных на сохранение выявленных объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению их состояния, а также утрате. Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав, как на объекты культурного наследия, включенные в реестр, так и на выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной регистрации в ЕГРН (статья 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; далее - Закон N 73-ФЗ).
В кассационной жалобе компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что суды не приняли во внимание положения Закона N 73-ФЗ. Сведения о территории выявленного объекта культурного наследия внесению в ЕГРН не подлежат. Суды не приняли во внимание, что границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр объектов культурного наследия), утверждаются в составе акта соответствующего органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в данный реестр. По смыслу применимого законодательства сведения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия подлежат внесению в ЕГРН в качестве дополнительной характеристики объекта недвижимости (без внесения информации о границах такого объекта). Графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия подготавливается только в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия. Выводы судов о необходимости внесения в ЕГРН сведений о границах выявленных объектов культурного наследия в целях обеспечения сохранности таких объектов не основаны на нормах Закона N 73-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Заседание суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края (статья 153.1 Кодекса).
В судебном заседании представитель компании на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель управления полагал, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и применимых нормах действующего законодательства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, приказами управления от 26.01.2022 N 68, от 22.11.2018 N 347, от 11.11.2019 N 591, от 28.10.2021 N 1142, от 15.12.2021 N 1395 выявленные объекты археологического наследия включены в перечень выявленных объектов культурного наследия (т. 1, л. д. 19 - 46).
Управление направило в филиал учреждения письмо от 01.09.2022 N 06-11/06-10/6610 и документы для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий выявленных объектов культурного наследия.
Письмом от 14.09.2022 N 017777 учреждение уведомило управление об отказе во внесении указанных сведений в ЕГРН, поскольку Законы N 73-ФЗ и N 218-ФЗ не предусматривают направления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в ЕГРН сведений о границах территории выявленных объектов культурного наследия (т. 1, л. д. 12 - 14).
Управление, полагая, что отказ учреждения не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей.
Границы территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия устанавливаются органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. (часть 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
В силу части 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с данным Законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Порядок внесения в ЕГРН сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, определен Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений о границах территории выявленных объектов археологического наследия.
Судебные инстанции установили, что спорные объекты включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, что в соответствии с положениями, предусмотренными частью 1 статьи 20.2 Закона N 73-ФЗ, а также пунктом 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ влечет обязанность управления направить, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН. Отсутствие необходимых сведений в ЕГРН препятствует проведению мероприятий, направленных на сохранение выявленных объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению их состояния либо утрате (статья 47.1 Закона N 73-ФЗ).
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили требования управления.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления. Компания не учитывает, что в силу особенностей спорных объектов сведения о режиме использования земельных участков в границах территории, а также сведения о границах территории выявленного объекта приведены в решении уполномоченного органа об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Обязанность управления направить данные сведения следует из содержания пункта 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по делу N А63-15833/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что спорные объекты включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, что в соответствии с положениями, предусмотренными частью 1 статьи 20.2 Закона N 73-ФЗ, а также пунктом 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ влечет обязанность управления направить, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН. Отсутствие необходимых сведений в ЕГРН препятствует проведению мероприятий, направленных на сохранение выявленных объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению их состояния либо утрате (статья 47.1 Закона N 73-ФЗ).
...
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления. Компания не учитывает, что в силу особенностей спорных объектов сведения о режиме использования земельных участков в границах территории, а также сведения о границах территории выявленного объекта приведены в решении уполномоченного органа об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Обязанность управления направить данные сведения следует из содержания пункта 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2024 г. N Ф08-2110/24 по делу N А63-15833/2022