г. Краснодар |
|
16 апреля 2024 г. |
Дело N А63-5766/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от закрытого акционерного общества "Южная энергетическая компания" - Борисенко Е.В. (доверенность от 27.12.2023), в отсутствие представителя Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А63-5766/2023, установил следующее.
ЗАО "Южная энергетическая компания" (далее - общество) обратилось с заявлением в суд к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.03.2023 N 47-Ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.10.2023 заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 09.03.2023 N 47-Ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2023 решение суда от 19.10.20223 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Общество допустило нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В действиях общества имеется состав вменяемого ему правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы инспекции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в адрес инспекции поступило обращение председателя домового комитета Кокаева Д.Д. от 03.12.2022 N 177277417 по вопросу предоставления коммунальной услуги - центрального отопления в МКД, по результатам рассмотрения которого должностное лицо инспекции приняло решение от 30.12.2022 N 4653391 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки.
По результатам проверки составлен акт от 31.01.2023 N 4653391-08/01 и выдано предписание от 31.01.2023 N 4653391/01.
Из акта следует, что с 25.10.2022 по 28.11.2022 общество нарушило пункт 9.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - правила N 115), подпункт "а" пункта 31, подпункт "а" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20211 N 354 (далее - Правила N 354). Так, 25.10.2022, 26.10.2022, 27.10.2022, 28.10.2022, 29.10.2022, 30.10.2022, 31.10.2022, 01.11.2022, 07.11.2022. 24.11.2022, 24.11.2022, 25.11.2022, 26.11.2022, 27.11.2022, 28.11.2022 температура на подающем трубопроводе в МКД была ниже температуры, указанной в температурном графике от 03.08.2021 с учетом значений среднесуточной температуры, указанных в архивных данных климатических условий, размещенных в сети Интернет.
По результатам проверки 20.02.2023 инспекция составила протокол N 4653391Ю; постановлением от 09.03.2023 N 47-Ю общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде 5 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7.23 КоАП РФ, пунктом 9.2.1 правил N 115, Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Как следует из акта проверки, протокола по делу об административном правонарушении, оспариваемого постановления, инспекция установила, что согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения по МКД температура на подающем трубопроводе составила 61,03 °С 25.10.2022, 60,83 °С 26.10.2022, 62,33 °С 27.10.2022, 61,82 °С 28.10.2022, 61,63 °С 29.10.2022, 61,96 °С 30.10.2022, 60,85 °С 31.10.2022, 62,74 °С 01.11.2022, 62,54 °С 07.11.2022, 62,92 °С 24.11.2022, 62,8 °С 25.11.2022, 62,87 °С 26.11.2022, 62,41 °С 27.11.2022, 62,57 °С 28.11.2022.
В соответствии с температурным графиком, утвержденным генеральным директором общества от 03.08.2021 и согласованным с главой г. Лермонтова, температура на подающем трубопроводе в перечисленные даты должна составлять 65 °С.
Суды проанализировали название и содержание эксплуатационного температурного графика качественного регулирования-отпуска тепла в теплосеть г. Лермонтова на источнике тепловой энергии (ТЭЦ производителя), утвержденного генеральным директором общества от 03.08.2021 (далее - температурный график), пришли к выводу о том, что он устанавливает требования к температуре сетевой воды на источнике тепловой энергии (то есть на ТЭЦ по адресу: г. Лермонтов, ул. Промышленная, 7а) и определяется в зависимости от значений температуры наружного воздуха, измеренной на ТЭЦ.
При этом температурный график не устанавливает требований к значениям температуры сетевой воды в подающем трубопроводе в МКД и не устанавливает ее зависимость от температуры наружного воздуха в целом по г. Лермонтову.
Общество обеспечивает круглосуточную циркуляцию горячей воды в городских сетях теплоснабжения с необходимыми параметрами теплоносителя и осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения до границы балансовой принадлежности своей тепловой сети.
Общество поддерживает температуру в теплосети на источнике теплоты в соответствии с утвержденным температурным графиком, что подтверждается показаниями установленного на источнике тепловой энергии (ТЭЦ) теплосчетчика-регистратора, а также показаниями температуры наружного воздуха, замеренными на ТЭЦ датчиком температуры наружного воздуха, входящим в состав тепловычислителя ВКТ-5 (ведомости показаний за указанные в акте даты обществом представлены в материалы дела).
Доказательства нарушения обществом установленных температурным графиком требований к температуре сетевой воды в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Согласно отчетам о суточных параметрах теплоснабжения по МКД температура на подающем трубопроводе не была ниже 60 °С.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 определено, что услуга отопления - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам. Таким образом, температура в помещениях многоквартирного жилого дома не должна опускаться ниже +18 °С.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 названных Правил установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 15 раздела 6 приложения N 1 Правил N 354 нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000) допустимое превышение нормативной температуры составляет не более +4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00 часов 00 минут до 5 часов 00 минут) - не более +3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5 часов 00 минут до 00 часов 00 минут) не допускается.
Суд установил, что в нарушение требований Правил N 354 инспекция при проведении проверки не устанавливала (не исследовала) обстоятельства, свидетельствующие о наличии/отсутствии факта снижения температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже +18 °С. Инспекция не представила каких-либо доказательств, свидетельствующих о снижении температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже +18 °С.
При отсутствии доказательств, подтверждающих факт снижения температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже 18°С, суды посчитали, что вывод инспекции о нарушении обществом нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами населения является безосновательным.
При изложенных обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А63-5766/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 раздела 6 приложения N 1 Правил N 354 нормативная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000) допустимое превышение нормативной температуры составляет не более +4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00 часов 00 минут до 5 часов 00 минут) - не более +3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5 часов 00 минут до 00 часов 00 минут) не допускается.
Суд установил, что в нарушение требований Правил N 354 инспекция при проведении проверки не устанавливала (не исследовала) обстоятельства, свидетельствующие о наличии/отсутствии факта снижения температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже +18 °С. Инспекция не представила каких-либо доказательств, свидетельствующих о снижении температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже +18 °С.
При отсутствии доказательств, подтверждающих факт снижения температуры воздуха в отапливаемых помещениях МКД ниже 18°С, суды посчитали, что вывод инспекции о нарушении обществом нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами населения является безосновательным.
При изложенных обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются правильными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2024 г. N Ф08-2044/24 по делу N А63-5766/2023