Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Пример расчета конструкции дорожной одежды
В.1. Исходные данные для расчета дорожной одежды
Наименование объекта - Тротуар с основанием из ЩПС.
Область проектирования - г. Москва.
Категория проектируемой дороги - IV.
Дорожно-климатическая зона - II.
Подзона - 2.
Тип местности по увлажнению - 2.
Заданная надежность - (принимается по согласованию с заказчиком).
Тип дорожной одежды - облегченный.
Грунт рабочего слоя земляного полотна - Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 8%.
Уровень грунтовых вод, считая от низа дорожной одежды, - 2,00 м.
Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна .
В.2. Определение суммарного расчетного количества приложений расчетной нагрузки за срок службы
Расчетная нагрузка - А-10 (P = 0,6 МПа).
Срок работ по капитальному ремонту, лет - 24.
Срок работ по ремонту, лет - 12.
Параметры расчетной нагрузки.
Нагрузка на колесо Q = 50,00 кН.
Давление в шине P = 0,60 МПа.
Диаметр штампа колеса см.
Диаметр штампа колеса от статической нагрузки см.
Суммарное расчетное число приложений нагрузки задано исходно и составляет 236936,81 авт.
В.3. Определение расчетных характеристик грунта и песка
Расчетные сдвиговые характеристики (модуль упругости и сдвиговые характеристики) грунта и песка приведены в таблице А.1.
Таблица В.1
Материал слоя |
E, МПа |
Угол внутреннего трения, градусы |
Угол внутреннего трения (статика), градусы |
Сцепление, МПа |
Сцепление (статика), МПа |
Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 5% |
100,00 |
24,85 |
31,00 |
0,0038 |
0,0050 |
Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 8% |
100,00 |
24,70 |
31,00 |
0,0028 |
0,0060 |
В.4. Расчетные характеристики слоев дорожной одежды
Расчетные характеристики слоев дорожной одежды приведены в таблице В.2.
Таблица В.2
Материал слоя |
Толщина, см |
Модуль упругости по упругому прогибу, МПа |
Модуль упругости по сдвигу, МПа |
Модуль упругости на изгиб, МПа |
Плитка тротуарная гранитная |
8,0 |
2126,00 |
2126,00 |
2126,00 |
Щебеночно-песчаная смесь 0-45, размер зерен 45 мм |
30,0 |
265,00 |
265,00 |
265,00 |
Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 5% |
30,0 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Общая толщина дорожной одежды 68,00 см, без учета подстилающего слоя, принимаемого толщиной 5 см.
Толщина дорожной одежды с учетом подстилающего слоя 73 см.
В.5. Расчет на статическую нагрузку
Недопустимые деформации сдвига в конструкции не будут накапливаться, если в грунте земляного полотна и в малосвязных (песчаных) слоях обеспечено условие:
где - требуемое минимальное значение коэффициента прочности (таблица 11, ПНСТ 542-2021), равный 0,94;
T - расчетное активное напряжение сдвига от действующей временной нагрузки, МПа;
T пр - предельная величина активного напряжения сдвига, превышение которой вызывает нарушение прочности на сдвиг, МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в слое определяют по формуле 12, ПНСТ 542-2021:
где - сцепление в рассматриваемом слое при статической нагрузке;
k d - коэффициент, учитывающий особенности рабочей конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания;
z оп - глубина расположения поверхности проверяемого на сдвигоустойчивость слоя, от верха конструкции, см;
ср - средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см;
ст - величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.
Действующие активные напряжения сдвига в слое вычисляют по формуле 14, ПНСТ 542-2021:
где - удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки p = 1 МПа, определяемое с помощью номограмм E.3-E.50 ПНСТ 542-2021, в зависимости от угла внутреннего трения;
- расчетное давление от колеса на покрытие, равное 0,60 МПа.
При практических расчетах многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели и рассчитывают для каждого требуемого слоя в отдельности.
В.6. Расчет для слоя Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 8%
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле 16, ПНСТ 542-2021:
где n - число слоев дорожной одежды;
E i - модуль упругости i-го слоя;
h i - толщина i-го слоя.
Общий модуль упругости нижних слоев определяют с помощью номограммы E.1, E.2, ПНСТ 542-2021:
,
,
, Е 1=100,00МПа
Общий модуль упругости нижних слоев - 100,00 МПа.
Действующие в грунте или в песчаном слое активные напряжения сдвига вычисляют по формуле 14, ПНСТ 542-2021:
МПа
где - удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки, определяемое с помощью номограмм, в зависимости от угла внутреннего трения, равного 31,000 град.;
- расчетное давление от колеса на покрытие, равное 0,60 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в слое определяют по формуле 12, ПНСТ 542-2021:
Т пр=k d·(C N+0,1· ср·Z оп·tan
ср)=2.00·(0.006+0.1·0.00195·68.00·tan31.000)=0,02790
где C N - сцепление в грунте или песчаном слое от статического действия нагрузки;
k d - коэффициент, учитывающий особенности рабочей конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания;
z оп - глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, см;
ср - средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см;
ср - величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.
Коэффициент прочности конструкции, полученный по расчету, равен:
Требуемый коэффициент прочности равен 0,94.
Прочность обеспечена.
В.7. Расчет для слоя Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 5%
Модуль упругости верхнего слоя модели вычисляют как средневзвешенный по формуле 16, ПНСТ 542-2021:
МПа
где n - число слоев дорожной одежды;
E i - модуль упругости i-го слоя;
h i - толщина i-го слоя.
Общий модуль упругости нижних слоев определяют с помощью номограммы E.1, E.2, ПНСТ 542-2021:
,
,
,
МПа
=,
=,
=, E 1=100,00МПа
Общий модуль упругости нижних слоев - 99,59 МПа.
Действующие в грунте или в песчаном слое активные напряжения сдвига вычисляют по формуле 14, ПНСТ 542-2021:
МПа
где - удельное активное напряжение сдвига от единичной нагрузки, определяемое с помощью номограмм, в зависимости от угла внутреннего трения, равного 31,000 град.;
- расчетное давление от колеса на покрытие, равное 0,60 МПа.
Предельное активное напряжение сдвига в слое определяют по формуле 12, ПНСТ 542-2021:
МПа
где C N - сцепление в грунте или песчаном слое от статического действия нагрузки;
k d - коэффициент, учитывающий особенности рабочей конструкции на границе песчаного слоя с нижним слоем несущего основания;
z оп - глубина расположения поверхности слоя, проверяемого на сдвигоустойчивость, от верха конструкции, см;
ср - средневзвешенный удельный вес конструктивных слоев, расположенных выше проверяемого слоя, кг/см;
ср - величина угла внутреннего трения материала проверяемого слоя при статическом действии нагрузки.
Коэффициент прочности конструкции, полученный по расчету, равен:
Требуемый коэффициент прочности равен 0,94.
Прочность обеспечена.
В.8. Сводная таблица результатов расчета
N слоя |
Материал слоя |
Критерий расчета |
Предельное значение |
Фактическое значение |
К пр |
К пр.требуемый |
1 |
Плитка тротуарная гранитная |
|
|
|
|
|
2 |
Щебеночно-песчаная смесь 0-45, размер зерен 45 мм |
|
|
|
|
|
3 |
Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 5% |
Статика |
0,01923 |
0,01967 |
0,98 |
0,94 |
4 |
Мелкий песок с содержанием пылеватых частиц 8% |
Статика |
0,02790 |
0,00928 |
3,01 |
0,94 |
Расчет на морозоустойчивость и осушение не выполняется, т.к. рабочий слой выполнен из непучинистого или слабопучинистого грунта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.