Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
города Москвы, Департамента капитального
ремонта города Москвы,
Главного контрольного управления
города Москвы
от 21 февраля 2024 г.
N 01-01-13-43/24/07-02-24/24/21
Регламент
работ по устройству, ремонту и эксплуатации тротуарных покрытий из элементов мощения
Введение
Регламент работ по устройству, ремонту и эксплуатации тротуарных покрытий из элементов мощения разработан с целью создания руководства по производству работ при устройстве, текущем и капитальном ремонте, а также при эксплуатации тротуарных покрытий из элементов мощения. Кроме того, в регламенте описаны технические требования ко всем применяемым материалам и оценка их качества.
Регламент предназначен для специалистов службы заказчика, подрядчика, проектировщиков и специалистов строительного контроля, осуществляющих работы, связанные с благоустройством городской среды, общественных пространств и парковых территорий.
1. Область применения
Регламент распространяется на работы по устройству, ремонту и эксплуатации тротуарных покрытий из элементов мощения, которые могут быть из плит бетонных тротуарных по ГОСТ 17608 и изделий строительно-дорожных из природных камней/плит по ГОСТ 32018. Областью применения регламента является благоустройство городской среды, общественных пространств и парковых зон, а также территорий общего пользования, свободных от транспорта, в том числе пешеходных зон, площадей, улиц, скверов и бульваров.
2. Нормативные ссылки
ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия".
ГОСТ 10181-2014 "Смеси бетонные. Методы испытаний".
ГОСТ 13015-2012 "Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения".
ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия".
ГОСТ 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия".
ГОСТ 23558-94 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия".
ГОСТ 25584-2016 "Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации".
ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
ГОСТ 30491-2012 "Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия".
ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия".
ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия".
ГОСТ 32018-2012 "Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия".
ГОСТ 32703-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования".
ГОСТ 32730-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования".
ГОСТ 32824-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования".
ГОСТ Р 55028-2012 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения".
ГОСТ Р 56419-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования".
ГОСТ Р 58271-2018 "Смеси сухие затирочные. Технические условия".
ГОСТ Р 59522-2021 "Герметики для организации деформационных швов ограждающих конструкций панельных зданий. Технические условия".
ГОСТ Р 59300-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия".
ГОСТ Р 59864.1-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно. Технические требования".
ГОСТ Р 59866-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения".
ГОСТ Р 70452-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Грунты стабилизированные и укрепленные неорганическими вяжущими. Общие технические условия".
ГОСТ Р 70455-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные, обработанные неорганическими вяжущими. Общие технические условия".
ГОСТ Р 70458-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-гравийно-песчаные. Общие технические условия".
ГОСТ Р 70197.1-2022 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси органоминеральные холодные с использованием вторичного асфальтобетона. Общие технические условия".
ПНСТ 542-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования".
СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги".
СП 78.1330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги".
СП 508.1325800.2022 "Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации".
3. Термины и определения
В настоящем регламенте применены следующие термины с соответствующими определениями:
1) мощение: Устройство покрытия территории земельного участка способом укладки камней/плит мощения;
2) камень мощения: Строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий, у которого отношение длины к толщине не превышает четырех;
3) плита мощения: Строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий, длина которого превышает его толщину в четыре и более раза;
4) камни и плиты из натурального камня для мощения: Строительно-дорожные изделия, изготавливаемые из природного камня;
5) текущий ремонт: Ремонт плиточного покрытия с заменой подстилающего слоя, но без вмешательства в слои основания;
6) капитальный ремонт: Ремонт плиточного покрытия с заменой подстилающих слоев и слоев основания;
7) дорожная одежда с покрытием из камней/плит мощения: Многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий массив грунта - земляное полотно;
8) основание: Конструктивный элемент дорожной одежды, состоящий из несущего слоя основания и дополнительного слоя основания, обеспечивающий совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на грунт земляного полотна;
9) подстилающий слой: Нижняя часть покрытия из камней/плит мощения, необходимая для выравнивания неровностей основания и компенсации допусков по толщине изделий для мощения;
10) покрытие из камней/плит мощения: Верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая воздействия от автомобильного и/или пешеходного движения (истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки) и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов;
11) геосинтетический материал: Материал из синтетических или природных полимеров и неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве (ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1.1);
12) дренажный слой: Слой для отвода воды, выполненный из песка, гравия, щебня либо из дренажных профилированных мембран и геокомпозитов;
13) лицевая поверхность: Видимая при эксплуатации поверхность камня/плиты, подвергающаяся воздействию факторов внешней среды, в т.ч. противогололедных реагентов, и предназначенная для образования поверхности дорожного покрытия;
14) морозное пучение дорожной одежды: Неравномерное поднятие поверхности дорожной одежды по причине замерзания влаги, накапливающейся в зоне промерзания;
15) гидрофобизатор: Химические растворные соединения, защищающие строительные материалы от воздействия воды;
16) цементно-песчаная смесь: Строительный материал, состоящий из цемента (25-30%), фракционированного песка и специальных добавок, смешанных в определенных пропорциях.
4. Общие положения
4.1. Конструкция дорожной одежды при устройстве тротуарных покрытий включает в себя следующие конструктивные элементы:
- земляное полотно;
- дополнительный слой основания;
- несущий слой основания;
- подстилающий слой;
- покрытие.
4.2. В конструкции дорожной одежды могут применяться геосинтетические материалы для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, дренирующих, разделяющих) при устройстве покрытий из камней/плит мощения.
4.3. При устройстве тротуарных покрытий с применением камней/плит мощения можно выделить следующие технологические особенности:
- с применением мелкоштучных камней/плит мощения (брусчатки);
- с применением камней/плит мощения;
- устройство тротуарных покрытий на несвязном основании;
- устройство тротуарных покрытий на связном основании;
- с применением несвязной водопроницаемой затирки швов;
- с применением несвязной водонепроницаемой затирки швов;
- с применением связанной водонепроницаемой затирки швов на основе полиуретана для обеспечения поверхностного водоотвода;
- с применением связанной водонепроницаемой затирки швов;
- с устройством дренажного несущего слоя основания для водоотвода поверхностных вод;
- с устройством дренажного дополнительного слоя основания для капиллярного прерывания и водоотвода подземных вод;
- с устройством системы водоотводных лотков для отвода поверхностных вод;
- всевозможных комбинаций подходов с максимальным учетом местных условий и требований.
4.4. Классификация видов работ по ремонту и содержанию плиточных покрытий на тротуарах:
- капитальный ремонт;
- текущий ремонт;
- содержание.
4.5. Своевременное и полное выполнение названных видов работ необходимо, чтобы сохранять и поддерживать эксплуатационное состояние покрытий мощения в течение всего срока эксплуатации на уровне, обеспечивающем установленные для данных покрытий требования к потребительским свойствам.
4.6. Требуемый вид ремонта, состав и объемы работ по ремонту каждого участка покрытия устанавливают на основании результатов диагностики и оценки их фактического состояния в объеме, позволяющем сопоставить это состояние с критериями назначения соответствующего вида ремонта.
4.7. Капитальный ремонт тротуаров с покрытием из элементов мощения - это комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности земляного полотна, слоев основания и покрытия, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей в целях повышения эксплуатационного состояния покрытия мощения до уровня, позволяющего обеспечить нормативные требования в период до очередного капитального ремонта при условии эксплуатации, соответствующей расчетной.
4.8. Критерием для назначения капитального ремонта является такое эксплуатационное состояние тротуара с покрытием мощения, при котором прочность дорожной одежды снизилась до предельно допустимого значения или параметры и характеристики других элементов покрытия не удовлетворяют эксплуатационным требованиям настолько, что невозможно приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по текущему ремонту и содержанию.
4.9. Капитальный ремонт, как правило, должен производиться комплексно по всем элементам покрытия на всем протяжении ремонтируемого участка покрытия мощения.
4.10. Перед началом работ необходимо разработать проектно-сметную документацию на капитальный ремонт покрытия мощения и провести ее экспертизу, произвести отвод во временное пользование земель, необходимых для обеспечения работ по капитальному ремонту.
4.11. Текущий ремонт тротуаров с покрытием мощения - это комплекс работ по восстановлению первоначальных эксплуатационных характеристик, при котором производится восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений покрытия мощения, при этом под первоначальными понимаются эксплуатационные характеристики и потребительские свойства покрытия мощения в момент сдачи в эксплуатацию после строительства или капитального ремонта.
4.12. Критерием для назначения текущего ремонта покрытий мощения является такое состояние покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизились до предельно допустимых значений или когда на других элементах покрытия накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно.
4.13. Текущий ремонт производится комплексно по всем элементам ремонтируемого покрытия. Допускается проведение выборочного текущего ремонта отдельных элементов покрытия.
4.14. Текущий ремонт осуществляется с разработкой сметной документации на основании материалов диагностики и оценки состояния покрытий мощения с приложением ведомостей дефектов и описания технических решений. По усмотрению заказчика может разрабатываться проектная документация.
4.15. Работы по содержанию покрытий мощения осуществляются систематически (с учетом сезонности) на всем протяжении покрытия.
4.16. Работы по зимнему содержанию покрытий мощения являются особым видом работ. Основной задачей зимнего содержания покрытий является обеспечение их безопасной и надежной эксплуатации, сохранение покрытий в нормативном состоянии.
4.17. При капитальном ремонте покрытий мощения выполняют следующие виды работ:
- поднятие земляного полотна на подтопляемых участках;
- улучшение грунта в целях понижения уровня грунтовых вод;
- замена пучинистых участков;
- усиление земляного полотна с заменой грунтов, устройством изолирующих и армирующих прослоек;
- устройство новых дренажей, систем водоотвода;
- усиление дорожных одежд с исправлением продольных и поперечных неровностей;
- устройство более совершенных покрытий из камней/плит мощения с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;
- устройство дорожных одежд в местах исправления и перестройки земляного полотна;
4.18. К текущему ремонту покрытий мощения относятся следующие работы:
- восстановление изношенных покрытий мощения с обеспечением требуемой ровности с формированием нормируемой ширины шва способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия;
- восстановление подстилающего слоя;
- устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и др.), исправление кромок бордюров;
- восстановление и заполнение швов между камнями/плитами мощения и деформационных швов;
- ремонт сколов и обломов камней покрытий мощения, замена, подъем и выравнивание отдельных плит;
- восстановление и замена изношенных элементов покрытий и укладка их вновь на отдельных небольших (до 10 м 2) участках покрытия.
4.19. В состав работ по содержанию входят:
- ликвидация нежелательной растительности;
- поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и регламентами, в том числе мероприятия по контролю за заполнением межплиточных швов;
- очистка покрытий мощения от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов;
- устройство защитных слоев на поверхности мощения из плит бетонных тротуарных с использованием гидрофобизирующих материалов для защиты от пятнообразующих жидкостей и других загрязнений;
- снегоочистка дорог, расчистка поверхностей мощения от снежных заносов;
- борьба с зимней скользкостью;
- содержание покрытия мощения противогололедными материалами;
- борьба с наледями.
5. Виды тротуарной плитки
5.1. Тротуарная плитка подразделяется на:
- бетонные (искусственные) камни/плиты мощения;
- изделия из природного камня.
5.2. Бетонные (искусственные) камни/плиты мощения по ГОСТ 17608 - искусственные изделия, которые изготовляются из тяжелого и мелкозернистого бетонов в виде бетонных плит и камней мощения.
5.3. Изделия строительно-дорожные из природного камня по ГОСТ 32018 изготавливаются из природного камня (горных пород) в виде камней брусчатых колотых, камней брусчатых пиленых и плит мощения.
Тротуарная плитка предназначена для устройства покрытий на:
- сборных покрытий тротуаров;
- пешеходных и садово-парковых дорожек;
- пешеходных площадей;
- посадочных площадок общественного транспорта;
- территорий сооружений;
- улиц с малоинтенсивным движением;
- трамвайных путях.
5.4. Виды и характеристики фактур строительно-дорожных изделий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды и характеристики фактур строительно-дорожных изделий
Вид фактуры |
Характеристика фактуры |
Полированная |
Зеркальный блеск, полное выявление цвета, рисунка и структуры камня/плиты, четкое отображение окружающих предметов, без следов предыдущей обработки |
Лощеная |
Гладкая матовая, без следов предыдущей обработки |
Шлифованная |
Равномерно-шероховатая со следами обработки, полученными только при шлифовке, с неровностями рельефа до 0,63 мм |
Пиленая |
Неравномерно-шероховатая с высотой неровностей рельефа до 2 мм |
Точечная (бучардованная) |
Равномерно-шероховатая с высотой неровностей рельефа до 5 мм |
Бороздчатая (кованая) |
Неравномерно-шероховатая, образованная мелкими параллельными прерывистыми бороздками с высотой рельефа до 2 мм |
Бугристая |
Рельефная, с равномерным чередованием выступов и впадин, с высотой рельефа до 10 мм при расстоянии между соседними выступами 20-40 мм |
"Скала" |
Обколотая, с высотой неровностей рельефа от 40 до 60 мм, без следов инструмента |
Термообработанная |
Крупно-шероховатая, со следами чешуйчатого шелушения и отслаивания от поверхности лещадных частиц размером до 30 мм и высотой рельефа до 5 мм * |
______________________________
*Распространяется на: Камни брусчатые пиленые и колотые. Камни бортовые пиленые и колотые. Плиты мощения.
______________________________
6. Технические требования
6.1. Требования к техническим характеристикам плит бетонных тротуарных по ГОСТ 17608.
6.1.1. Типы в зависимости от конфигурации:
- К - квадратные;
- П - прямоугольные;
- Ш - шестиугольные;
- Д - доборные изделия, в том числе четырех- и пятиугольные - для окаймления шестиугольных плит и пятиугольные - для окаймления квадратных и прямоугольных плит при диагональном способе их укладки;
- Ф - фигурные;
- ГР - газонная решетка.
6.1.2. Группы в зависимости от эксплуатационных нагрузок:
- Группа А - тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений.
- Группа Б - тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки.
- Группа В - дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкого автотранспорта, территории АЗС.
Характеристики плит по группам эксплуатации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристики плит по группам эксплуатации
N |
Характеристика |
Плиты бетонные тротуарные |
||
Группа А |
Группа Б |
Группа В |
||
1 |
Класс прочности на сжатие, не менее |
В22,5 |
В25 |
В30 |
2 |
Класс прочности на растяжение при изгибе, не менее |
B.tb 3,2 |
B.tb 3,6 |
B.tb 40 |
3 |
Марка по истираемости, не более |
G3 |
G2 |
G1 |
4 |
Водопоглощение, %, не более |
5 |
5 |
5 |
5 |
Морозостойкость, не ниже |
F.2 200 |
F.2 200 |
F.2 200 |
6 |
Минимальная толщина изделий, мм |
40 * |
60 * |
80 * |
7 |
Соотношение габаритов (Д/Т) **, не более |
- |
12 * |
4 * |
______________________________
*Для изделий из тяжелого бетона с расчетным армированием конструкции данные показатели имеют рекомендательный характер.
**Д/Т - соотношение "длина/толщина".
______________________________
6.1.3. Плиты могут изготовляться одно- или двухслойными с лицевым слоем различной цветовой гаммы, в том числе со смешанными и переходными оттенками, с фактурным декоративным слоем, с дополнительной обработкой и без нее.
6.1.4. Основные геометрические параметры и размеры бетонных камней/плит мощения должны соответствовать требованиям ГОСТ 17608.
Значения отклонения фактических размеров изделий от номинальных не должны превышать предельных, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Значения отклонений фактических размеров изделий от номинальных
Наименование отклонения геометрического параметра |
Наименование геометрического параметра |
Предельное отклонение, мм |
Отклонение от линейного размера |
Длина Ширина Толщина |
+/- 2,0 +/- 2,0 +/- 3,0 |
Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности |
- на заданной длине |
|
до 300 мм от 300 мм |
< 1,0 < 3,0 |
|
Отклонение от плоскостности поверхности |
Плоскостность поверхности |
< 5,0 |
Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных им граней: |
Перпендикулярность профиля |
|
- при толщине до 60 мм - при толщине более 60 мм |
+/- 2,0 +/- 3,0 |
6.1.5. Лицевая поверхность изделия должна соответствовать категории А6 по ГОСТ 13015. Качество рельефных, шероховатых, зернистых поверхностей, поверхностей с обнажением заполнителей должно соответствовать эталону отделки (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента), утвержденному предприятием-изготовителем изделия.
6.2. Требования к техническим характеристикам изделий строительно-дорожным из природных камней/плит по ГОСТ 32018 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Значения отклонений фактических размеров изделий от номинальных
Наименование показателя |
Значение |
Предел прочности при сжатии в сухом состоянии, МПа |
100 |
Снижение прочности при водонасыщении, % |
25 |
Морозостойкость, циклы, не менее |
100 |
Солестойкость, %, не более |
5 |
Сопротивление скольжению для влажных условий, ед., не менее |
35 |
6.2.1. Строительно-дорожные изделия изготовляют в виде брусчатого камня/плит мощения.
6.2.2. Строительно-дорожные изделия в зависимости от назначения, типа поверхности и типоразмера подразделяют на марки, приведенные в таблице 5, и их основные типоразмеры должны соответствовать приведенным там же параметрам.
Таблица 5
Марки и основные типоразмеры строительно-дорожных изделий
Марка |
Тип поверхности |
Форма |
Размеры, мм |
Радиус кривизны, мм |
Назначение изделия |
|||
Высота (толщина) |
Ширина |
Длина |
Высота обработанной части |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Брусчатые камни | ||||||||
К брГК |
Колотая |
|
50-150 |
50-300 |
50-300 |
- |
- |
Для покрытий на городских площадях, улицах, пешеходных зонах, трамвайных путях, садово-парковых дорожках |
К брГП |
Пиленая |
|
50-150 |
50-300 |
50-300 |
- |
- |
Для покрытий на городских площадях, улицах, пешеходных зонах, трамвайных путях, садово-парковых дорожках |
2. Плиты мощения | ||||||||
К плГК |
Колотая |
|
50-100 |
Св. 300-700 |
Св. 300-700 |
- |
- |
Для покрытий на городских площадях, на пешеходных зонах, парковых дорожках и т.п. |
К плГП |
Пиленная |
|
50-100 |
Св. 300-700 |
Св. 300-700 |
- |
- |
Для покрытий на городских площадях, на пешеходных зонах, парковых дорожках и т.п. |
6.2.3. В зависимости от показателей внешнего вида и предельных отклонений от номинальных размеров изделия из природного камня подразделяют на два класса. Предельные отклонения от номинальных размеров брусчатых камней/плит мощения 1-го и 2-го классов должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 6.
Таблица 6
Предельные отклонения от номинальных размеров брусчатых камней/плит мощения
Вид изделий |
Предельные отклонения от номинальных размеров, мм |
||||
по длине и ширине |
по высоте (толщине) |
по диагоналям |
по толщине |
||
при толщине |
при толщине |
||||
Брусчатые колотые камни: |
|
|
|
|
|
1-го класса 2-го класса |
+/- 10 - |
+/- 15 +/- 20 |
- - |
- - |
- - |
Брусчатые пиленые камни: |
|
|
|
|
|
1-го класса 2-го класса |
+/- 3 - |
+/- 3 +/- 5 |
- - |
- - |
- - |
Плиты мощения: |
|
|
|
|
|
1-го класса 2-го класса |
+/- 2 +/- 3 |
- - |
+/- 3 +/- 6 |
+/- 2 +/- 3 |
+/- 3 +/- 4 |
6.2.4. Предельные отклонения от прямолинейности ребер и плоскостности лицевой поверхности брусчатых камней/плит мощения должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 7.
Таблица 7
Предельные отклонения от прямолинейности ребер и плоскостности лицевой поверхности брусчатых камней/плит мощения
Вид изделий |
Предельные отклонения от номинальных размеров, мм |
|||
от прямолинейности ребер, примыкающих к лицевой поверхности |
от плоскостности лицевой поверхности |
|||
тонких фактур |
грубых фактур |
колотой |
обработанной |
|
Камни брусчатые |
+/- 3 |
+/- 4 |
+/- 5 |
+/- 3 |
Плиты мощения |
+/- 3 |
+/- 4 |
+/- 5 |
+/- 3 |
6.2.5. Показатели внешнего вида брусчатых камней и пиленых плит мощения должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8
Показатели внешнего вида брусчатых камней и пиленых плит мощения
Наименование показателя |
Значение для изделий |
|||
Камни брусчатые пиленые |
Плиты мощения |
|
1-го класса |
2-го класса |
1-го класса |
2-го класса |
Отбитые углы на верхней поверхности, шт., не более |
Не допускаются |
2 |
Не допускаются |
|
Длина отбитых углов по ребру, мм, не более |
Не допускаются |
5 |
Не допускаются |
|
Сколы на ребрах лицевых поверхностей, шт., не более |
1 |
3 |
Не допускаются |
2 |
Длина сколов, мм, не более |
3 |
5 |
Не допускаются |
5 |
6.3. Требования к материалу подстилающего слоя.
6.3.1. Подстилающий слой устраивают из следующих материалов:
- пески природные по ГОСТ 32824 или ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности);
- дробленые пески по ГОСТ 32730 или пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 с крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) с маркой по дробимости не ниже 600;
- бетонные смеси мелкозернистого тяжелого дорожного бетона по ГОСТ Р 59300, в которых размеры зерен заполнителя не крупнее 2 мм, класс прочности В3,5 - В7,5, марка бетонной смеси по жесткости П4-П5;
- песок, обработанный цементом по ГОСТ 23558 или ГОСТ Р 70452 маркой не менее М20;
- смеси сухие строительные на цементном вяжущем по ГОСТ 31357.
6.3.2. Материал несвязного подстилающего слоя должен:
- легко уплотняться под действием вибрации для обеспечения посадки камней/плит при мощении;
- хорошо пропускать сквозь себя воду, не накапливая ее;
- обладать наименьшим объемом межзерновых пустот за счет применения материалов с непрерывным гранулометрическим составом.
6.3.3. Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в материале подстилающего слоя не должно превышать значений, указанных в ГОСТ 32824 или ГОСТ 8736.
6.3.4. В конструкциях с устройством дренажа в целях водоотвода коэффициент фильтрации песчаных материалов подстилающего слоя должен быть не менее 2 м/сут.
6.3.5. В конструкциях с устройством поверхностного водоотвода песок, используемый для устройства подстилающего слоя, может быть дополнительно обработан стабилизатором на основе полимеров или гидрофобизатором на основе полимеров, обеспечивающим краевой угол смачивания - .
6.3.6. Материалам подстилающего слоя должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область их применения в соответствии с приложением А к ГОСТ 30108.
6.4. Требования к материалу слоев основания.
6.4.1. Основание, как правило, должно быть двухслойным, состоящим из несущего и дополнительного слоев.
6.4.2. Несущий слой основания устраивают из следующих материалов:
- бетона по ГОСТ 26633 или ГОСТ Р 59300 для устройства дорожных оснований;
- щебня по ГОСТ 32703 или ГОСТ 8267 для устройства оснований методом заклинки;
- смесей щебеночно-гравийно-песчаных марок С4-С7 по ГОСТ 25607 или типов 0/8-0/63 по ГОСТ Р 70458 для оснований автомобильных дорог;
- смесей органоминеральных холодных с использованием переработанного асфальтобетона по ГОСТ Р 70197.1 и ГОСТ 30491;
- щебеночно-песчаных смесей, обработанных неорганическими вяжущими материалами по ГОСТ 23558 или ГОСТ Р 70455 маркой не менее М40.
6.4.3. Марка по дробимости фракционированного щебня, гравия и щебня/гравия, входящего в состав щебеночно-гравийно-песчаных смесей, не должна быть ниже 600.
6.4.4. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать 25%.
6.4.5. Дополнительный слой устраивают из обеспечивающих выполнение морозозащитных и дренирующих функций материалов:
- пески природные по ГОСТ 32824 или ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже очень мелкого (очень мелкий, мелкий, средний, крупный, повышенной крупности). Минимальное значение коэффициента фильтрации песка, применяемого в насыпях, должно быть не менее 1 м/сут., в нулевых отметках и выемках - не менее 2 м/сут. В случае обеспечения поверхностного водоотвода с применением связной водонепроницаемой затирки швов на основе полиуретана, соответствующей требованиям таблицы 9, допускается снижение коэффициента фильтрации до 1 м/сут.;
- пески, дробленные по ГОСТ 32730, или пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 с крупностью не ниже очень мелкого (очень мелкий, мелкий, средний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) с маркой по дробимости не ниже 600. Минимальное значение коэффициента фильтрации песка, применяемого в насыпях, должно быть не менее 1 м/сут., в нулевых отметках и выемках - не менее 2 м/сут. В случае обеспечения поверхностного водоотвода с применением связной водонепроницаемой затирки швов на основе полиуретана, соответствующей требованиям таблицы 9, допускается снижение коэффициента фильтрации до 1 м/сут.;
- щебень и гравий из плотных горных пород ГОСТ 32703 фракций от 4 до 31,5 мм или по ГОСТ 8267 фракций от 5 до 40 мм;
- смеси щебеночно-гравийно-песчаных марок С4-С7 по ГОСТ 25607 или типов 0/8-0/63 ГОСТ Р 70458 для оснований автомобильных дорог.
6.5. Требования к земляному полотну.
6.5.1. Минимальный модуль упругости на поверхности рабочего слоя земляного полотна при проектировании и строительстве должен быть не ниже 45 МПа. Контроль модуля упругости выполняется в соответствии с ГОСТ Р 59866.
6.5.2. Рабочий слой земляного полотна должен состоять из непучинистых или слабопучинистых грунтов.
6.5.3. Коэффициент фильтрации грунта в рабочем слое земляного полотна должен быть не менее 0,5 м/сут. Коэффициент фильтрации определяется в соответствии с ГОСТ 25584.
6.6. Требования к геосинтетическим материалам.
6.6.1. Применяемые геосинтетические материалы для разделения слоев дорожной одежды должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 56419.
6.7. Требования к материалам для заполнения швов.
6.7.1. Особенность дорожного покрытия из камней/плит мощения и его отличие от других видов покрытий - наличие большого количества камней/плит, связанных между собой посредством материала заполнителя в швах. От исполнения и состояния швов зависит работоспособность, долговечность и эстетический вид всего покрытия.
6.7.2. Для заполнения швов применяют следующие материалы:
- пески природные по ГОСТ 32824 или ГОСТ 8736 I или II класса с крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности) с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут.;
- пески, дробленные по ГОСТ 32730, или пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 с крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) с маркой по дробимости не ниже 600 с коэффициентом фильтрации не менее 2 м/сут.;
- песок декоративный из природного камня по ГОСТ 22856;
- гидрофобизированные пески;
- герметики, мастики и смолы, которые обладают водонепроницаемостью, стойкостью к реагентам, морозостойкостью, прочностью сцепления (адгезией) к поверхности плитки и эластичностью при низких температурах;
- песок, обработанный цементом по ГОСТ 23558 или ГОСТ Р 70452 маркой не менее М10;
- смеси затирочные по ГОСТ Р 58271;
- смеси сухие строительные на цементном вяжущем по ГОСТ 31357.
6.7.3. Стойкость к реагентам оценивается потерей прочности при воздействии реагентов на материал. Морозоустойчивость оценивается потерей прочности при 20 циклах замораживания-оттаивания материала. Эластичность при низких температурах оценивается величиной прогиба при температуре -20 °C. Методики испытаний связных затирочных материалов представлены в приложении А. Требования к герметизирующим материалам представлены в таблице 9.
Таблица 9
Требования к герметизирующим материалам
Наименование показателя |
Значение |
Водонепроницаемость, %, не более |
0,5 |
Адгезионные свойства (прочность на отрыв), МПа, не менее |
2,0 |
Эластичность, мм, не менее |
4,5 |
Морозостойкость, %, не более |
40 * |
Стойкость к реагентам, %, не более |
25 * |
______________________________
*Если полученные результаты испытаний по показателям "Морозостойкость" и "Стойкость к реагентам" выше допустимого, минимальная прочность сцепления (адгезии) должна быть не менее 2,0 МПа.
______________________________
6.7.4. Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси (ЦПС) не рекомендуется в соответствии с СП 508.1325800.2022.
6.7.5. Максимальный размер зерна материала для заполнения швов при использовании несвязных материалов должен составлять не более 2/3 от ширины шва.
6.7.6. Песок для заполнения швов может быть дополнительно обработан стабилизатором на основе полимеров или гидрофобизатором на основе полимеров, обеспечивающим краевой угол смачивания - >90.
6.7.7. Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в материале подстилающего слоя не должно превышать значений, указанных в ГОСТ 32824 или ГОСТ 8736.
6.8. Требования к материалам для устройства деформационных и температурных швов.
6.8.1. В мощеных дорожных покрытиях могут предусматриваться температурные и деформационные швы.
6.8.2. Основные критерии для выбора конструкций швов, применяемых в мощении:
- ширина шва;
- ожидаемые горизонтальные изменения ширины шва;
- ожидаемые вертикальные сдвиги;
- водонепроницаемость;
- стойкость конструкции к агрессивным средам;
- интенсивность нагрузок конструкций.
6.8.3. Швы устраиваются водонепроницаемыми, в зависимости от требований возможно применение герметика для швов на различной основе:
- битумные;
- бутил-каучуковые;
- битумно-резиновые;
- полиуретановые;
- силиконовые.
6.8.4. Вне зависимости от основы герметика по ГОСТ Р 59522, технические показатели качества должны соответствовать приведенным в таблице 10.
Таблица 10
Технические показатели качества герметиков
Наименование показателя |
Значение показателя для герметиков |
Метод контроля ГОСТ Р 59522 |
||
1 |
2 |
3 |
||
Эксплуатационные показатели | ||||
Амплитуда допустимой деформации, % |
+/- 25 |
+/- 20 |
+/- 15 |
|
Условная прочность при разрыве на образцах швов |
0,2 |
|||
Характер разрыва |
Когезионный |
|||
Устойчивость к температурным воздействиям |
В соответствии с диапазоном температуры эксплуатации |
|||
Технологические показатели | ||||
Жизнеспособность (для многокомпонентных герметиков), ч, не менее |
2 |
|||
Время образования поверхностной пленки (для однокомпонентных герметиков), мин., не менее |
30 |
|||
Текучесть герметика, мм, не более |
2 |
Примечание: амплитуду допустимой деформации и устойчивость к температурным воздействиям проверяют по результатам испытаний прогнозируемого срока службы герметика. Эксплуатационные показатели определяют для рабочей толщины слоя герметика, установленной предприятием-изготовителем в нормативных документах на конкретную марку материала.
6.9. Требования к ремонтным материалам.
6.9.1. Материалы, применяемые для капитального ремонта и текущего ремонта покрытий из камней/плит мощения, должны полностью соответствовать требованиям к материалам, применяемым для устройства названных покрытий.
6.10. Требования к пропиточным гидрофобизирующим составам.
6.10.1. Для защиты поверхности мощения из плит бетонных тротуарных от пятнообразующих жидкостей и других загрязнений применяют гидрофобизаторы, которые обеспечивают:
- продолжительный грязе- и пятнозащитный эффект;
- упрощение удаления грязи и пятен;
- улучшение внешнего вида поверхности;
- повышение интенсивности цвета (небольшой эффект мокрой поверхности);
- уменьшение склонности к выцветанию, загрязнению;
- упрощение удаления наледи.
6.10.2. Исходя из природы бетонных тротуарных плит для придания гидрофобных свойств поверхности мощения следует применять гидрофобизирующие составы на основе водного раствора метилсиликоната калия.
6.10.3. При нанесении гидрофобизатора на поверхность мощения эксплуатацию покрытия следует разрешать только после завершения его высыхания (закрепления, стабилизации) согласно инструкции изготовителя.
6.10.4. Для покрытий мощения из натурального камня гидрофобизаторы применять нецелесообразно.
7. Условия назначения ремонта
7.1. Требуемое эксплуатационное состояние плиточного покрытия достигается путем проведения работ по содержанию, которое включает в себя санитарное и техническое содержание. Организация санитарного и технического содержания должна выполняться в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2014 г. N 762-ПП "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы" 1.
7.2. Решение о назначении текущего или капитального ремонта принимается на основе результатов диагностического обследования, которое в себя включает выявление наличия дефектов плиточного покрытия пешеходных зон в соответствии с настоящим Регламентом.
7.3. Виды дефектов плиточного покрытия на пешеходных зонах, подлежащих устранению в ходе выполнения работ по техническому содержанию:
- просадки - деформация плиточного покрытия в виде плавной впадины без нарушения целостности покрытия, как результат - разуплотнение или снижение несущей способности конструктивных слоев;
- пучины - образование бугров на плиточном покрытии, вызванное накоплением влаги и последующим промерзанием конструктивных слоев;
- отсутствие сцепления плитки с нижележащим слоем - изменение вертикального положения элемента мощения при воздействии пешеходной или транспортной нагрузки;
- сколы - повреждения поверхности элементов мощения более 3 см, нарушающие их первоначальную форму;
- трещины - дефекты в виде нарушения целостности элементов мощения;
- уступы в стыках смежных плит - превышение одного элемента мощения относительно другого более чем на 5 мм;
- нарушение положения бортового камня - просадка бортового камня от относительно проектного расположения.
7.4. Назначение текущего ремонта.
7.4.1. Критерием для назначения текущего ремонта плиточного покрытия является снижение потребительских свойств такого покрытия до предельно допустимых значений, когда их восстановление работами по техническому содержанию невозможно или экономически нецелесообразно. По результатам диагностического обследования выявлено до 30% (включительно) дефектов плиточного покрытия от общей площади обследуемого участка.
7.5. Назначение капитального ремонта.
7.5.1. Критерием для проведения капитального ремонта является такое эксплуатационное состояние плиточного покрытия, при котором его параметры и характеристики не удовлетворяют потребительским свойствам настолько, что невозможно или экономически нецелесообразно приводить их в соответствие с указанными требованиями посредством работ по текущему ремонту и техническому содержанию. По результатам диагностического обследования выявлено более 30% дефектов плиточного покрытия от общей площади обследуемого участка.
7.5.2. Выявленные штучные дефекты плиточного покрытия устраняются в рамках технического содержания.
8. Правила проектирования конструкций дорожных одежд
8.1. Конструкции дорожных одежд с применением плиточного покрытия проектируются в соответствии с действующими нормативно-техническими документами в области проектирования и с учетом настоящего Регламента, исходя из следующих факторов:
- опыт строительства и эксплуатации конструкций;
- наличие дорожно-строительных материалов;
- экономическая составляющая;
- грунтово-гидрологические условия (вид грунта, схема увлажнения грунта рабочего слоя земляного полотна, наличие водоотвода, глубины залегания подземных коммуникаций);
- тип земляного полотна (насыпь, нулевые отметки или выемка).
8.2. Выбор материалов для конструктивных слоев осуществляется проектной организацией в соответствии с разделом 6 настоящего регламента.
8.3. В зависимости от материала покрытия и основания дорожной одежды их относят к жестким или нежестким. Нежесткие дорожные одежды проектируются с учетом требований ПНСТ 542. Жесткие дорожные одежды проектируются с учетом требований Методических рекомендаций по проектированию жестких дорожных одежд.
8.4. В соответствии с таблицей 1 ПНСТ 542 нежесткие дорожные одежды на тротуарах являются аналогом автомобильной дороги IV категории. Для тротуаров рекомендуется назначать облегченный тип покрытия дорожных одежд, расчетную осевую нагрузку 10 т, нормативное давление МПа. В случае использования уборочной техники, а также техники экстренных служб (пожарной и др.) с известными параметрами нагружения, расчет допускается выполнять с их учетом.
8.5. Уровень надежности и коэффициенты прочности по критериям расчета для нежестких дорожных одежд на тротуарах рекомендуется назначать в соответствии с таблицей 2 ПНСТ 542.
8.6. Расчет дорожных одежд с плиточным покрытием на тротуарах выполняется по следующим критериям в соответствии с ПНСТ 542:
- расчет на длительную (статическую) нагрузку по сдвигоустойчивости в рабочем слое грунта земляного полотна и малосвязных конструктивных слоях;
- расчет на морозоустойчивость;
- расчет на осушение.
8.7. В случаях проектирования дорожных одежд на рабочем слое грунта из непучинистых и слабопучинистых грунтов расчеты на морозоустойчивость и осушение не выполняют.
8.8. При расчете на прочность дорожной одежды не учитывают подстилающий слой. Модуль упругости плиточного покрытия рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 4 СП 508.1325800.2022.
8.9. На контакте слоя из песка с грунтом земляного полотна рекомендуется применение геосинтетических материалов по ГОСТ Р 56419, эффективность применения которых подтверждена соответствующими расчетами.
8.10. Рекомендуемые конструкции тротуарных покрытий в зависимости от назначения представлены в приложении Б.
8.11. Пример расчета конструкции тротуарных покрытий представлен в приложении В.
9. Правила производства работ при устройстве плиточных покрытий на тротуарах
9.1. До начала работ подрядной организацией разрабатывается проект производства работ (ППР). Проект утверждается Заказчиком. При производстве строительно-монтажных работ по замене основания дорожной одежды необходимо обеспечивать сохранность коммуникаций.
9.2. Устройство слоев основания рекомендуется выполнять в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C. Допускается выполнение работ при осадках в виде дождя, соответствующего количеству осадков до 10 мм за 12 часов.
9.3. Подготовительные работы.
9.3.1. Установка знаков ограждения мест производства работ.
9.3.2. Перед началом производства работ должна быть выполнена геодезическая разбивка тротуара.
9.3.3. Геодезическую разбивку устройства тротуара можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других капитальных сооружений. Вертикальные отметки покрытия в профиле выносят с помощью геодезического оборудования от близлежащего репера.
9.3.4. При проведении строительно-монтажных работ в стесненных условиях допускается устройство временных путей для прохода пешеходов в зоне движения строительной техники, при условии обеспечения безопасности движения. Данные пути должны быть выгорожены, при отсутствии технической возможности проход людей должен осуществляться в присутствии регулировщика.
9.3.5. Работу по устройству дренажей, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожного покрытия ливневых, паводковых и талых вод, прокладке инженерных коммуникаций в основании земляного полотна следует выполнять до начала работ по устройству слоев основания дорожной одежды.
9.3.6. В качестве дренажа мелкого заложения могут быть использованы:
- керамзитобетонные трубофильтры;
- перфорированные асбоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы.
9.3.7. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от заиливания муфтами и фильтрами. В качестве последних могут быть использованы нетканые синтетические материалы.
9.3.8. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье рва, устройство в нем подушки под трубы, укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение рва песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами должны быть обращены против уклона.
9.3.9. Выпуск воды из дрены осуществляют в водоприемные колодцы, конец трубы должен выступать на (5 +/- 1) см относительно стенки колодца.
9.3.10. Зазоры между трубчатыми дренажами и стенками колодцев должны быть заделаны цементно-песчаным раствором или герметиком.
9.3.11. Организация и осуществление погрузочно-разгрузочных мероприятий, связанных с вывозом строительного мусора и поставками материалов, должны производиться преимущественно в ночное время. В случае невозможности выполнения работ в ночное время управление потоками пешеходов и транспортных средств необходимо осуществлять силами регулировщика.
9.4. Устройство земляного полотна.
9.4.1. Устройство земляного полотна выполняется в соответствии с ГОСТ Р 59864.1 и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытии с послойным уплотнением.
9.4.2. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м, если это позволяет городская застройка.
9.4.3. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.
9.4.4. Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной в соответствии с таблицей 11.
Таблица 11
Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности
Наименование грунта |
Оптимальная влажность, % |
Коэффициент запаса на уплотнение |
Песок крупный и гравелистый |
6 |
1,25 |
Песок средней крупности |
8 |
1,25 |
Песок мелкий и пылеватый |
10 |
1,30 |
Супесь легкая |
9-11 |
1,20 |
Супесь пылеватая |
9-13 |
1,25 |
Суглинок легкий |
14-16 |
1,15 |
Суглинок тяжелый |
16-18 |
1,15 |
Глина |
18-20 |
1,10 |
9.4.5. Поверхность земляного полотна освобождается от камней, диаметр которых составляет более 70% высоты слоя. Ямы и другие местные неровности засыпаются грунтом и уплотняются.
9.4.6. Поверхность земляного полотна планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующей ровность поверхности, не превышал 1 см в любом месте ее приложения.
9.4.7. Уплотнение грунтов земляного полотна, включая засыпку траншей и котлованов, необходимо производить при оптимальной влажности до требуемой плотности, которая соответствует коэффициенту уплотнения не менее 0,98 в соответствии с ГОСТ Р 59864.1.
9.4.8. Уплотняющая техника выбирается из возможности уплотнить до достижения требований в зависимости от вида грунта и толщины уплотняемого слоя и оформляется актом пробного уплотнения.
9.5. Устройство дополнительного слоя основания.
9.5.1. Устройство дополнительного слоя основания должно производиться в соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 и проектом производства работ.
9.5.2. Толщина слоя должна соответствовать проекту.
9.5.3. Коэффициент уплотнения слоя должен быть не менее 0,98. Поверхность устроенного дополнительного слоя основания планируется так, чтобы просвет под трехметровой рейкой, характеризующей ровность поверхности, не превышал 1 см в любом месте ее приложения.
9.5.4. Движение техники и механизмов, а также людей по спланированному и уплотненному дополнительному слою основания не допускается.
9.5.5. При устройстве дополнительного слоя основания подлежит контролю:
- физико-механические характеристики материала и готового слоя;
- ровность;
- ширина;
- поперечные и продольные уклоны;
- высотные отметки.
9.6. Устройство несущего слоя основания.
9.6.1. Устройство несущего слоя основания должно производиться в соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 и проектом производства работ с целью обеспечения, совместно с покрытием, перераспределения и снижения давления на расположенные ниже дополнительный слой основания и грунт земляного полотна.
9.6.2. Устойчивость и прочность несущего слоя основания, выполненного методом заклинки, обеспечивается взаимным заклиниванием щебенок и формированием массива за счет образующихся мелких частиц.
9.6.3. При использовании метода заклинки несущий слой основания устраивают в два этапа:
- распределение основного щебня проектной толщины;
- распределение расклинивающего материала, планировка и окончательное уплотнение несущего слоя основания.
9.6.4. Распределение и уплотнение основного - крупного щебня на первом этапе и расклинивающего материала на втором этапе осуществляют надлежащим оборудованием с расходом расклинивающего материала в соответствии с СП 78.13330.
9.6.5. Признаком уплотнения слоя из несвязных материалов является отсутствие подвижности материала и следа от катка, а также раздавливание щебенки, положенной на слой перед вальцом уплотняющего оборудования. Степень уплотнения и однородность уплотнения несущего слоя из несвязных материалов рекомендуется определять путем оценки показателей деформативности динамическим нагружением по ГОСТ Р 59866. В случае контроля уплотнения по ГОСТ Р 59866 среднее значение модуля деформации при динамическом нагружении на участке должно составлять не менее 50 МПа, показатель однородности модуля деформации при динамическом нагружении должен составлять не более 0,20.
9.6.6. Органоминеральные смеси укладывают при температуре окружающего воздуха весной не ниже 5 °C, осенью - не ниже 10 °C.
9.6.7. Перед укладкой материалов, содержащих органическое вяжущее, нижележащий слой необходимо очистить от пыли и грязи, а затем произвести обработку битумной эмульсией или жидким битумом из расчета от 0,5 до 0,8 л/м 2.
9.6.8. Органоминеральные смеси к месту производства работ доставляют непосредственно от установки сразу же после приготовления либо из штабеля, куда они были сложены для хранения.
9.6.9. Укладку органоминеральных смесей производят асфальтоукладчиками, уплотняют смесь комбинированными катками, катками на пневмошинах или с металлическими вальцами массой от 5 до 10 т за 3-5 проходов по одному следу.
9.6.10. При невозможности использовать асфальтоукладчик в стесненных условиях следует производить укладку смесей вручную смеси и применением ручных вибротрамбовок либо распределением смеси малогабаритными асфальтоукладчиками для тротуаров и дворов и применением катков самоходных.
9.6.11. Монолитные цементобетонные слои основания из укатываемого бетона следует устраивать при отсутствии атмосферных осадков в интервале температур воздуха от 5 °C до 30 °C, при устройстве основания при температуре воздуха от 5 °C до 10 °C, то минимальная суточная температура должна быть выше 0 °C.
9.6.12. Для устройства несущего слоя основания из укатываемого бетона применяют жесткие бетонные смеси, характеризующиеся удобоукладываемостью от 40 до 90 секунд, определяемой методами по ГОСТ 10181.
9.6.13. Укатываемый бетон, используемый для устройства несущего слоя основания, должен иметь показатели прочности, соответствующие следующим классам (или маркам) по ГОСТ 26633 и ГОСТ Р 59300:
- по прочности при сжатии: В5; В7,5; В10 и В12,5; В15;
- по прочности на растяжение при изгибе: Btb1,2; Btb1,6; Btb2,0; Btb2,4.
9.6.14. Марку бетона по морозостойкости следует назначать в соответствии с таблицей 12.
Таблица 12
Марка бетона по морозостойкости
Проектный класс бетона |
Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °C |
|
от 0 °C до минус 15 °C |
ниже минус 15 °C |
|
В5 |
F 50 |
F 50 |
В7,5 |
F 50 |
F 50/75 * |
В10 |
F 50/75 * |
F 50/75 * |
В12,5 |
F 50/75 * |
F 50/100 * |
В15 |
F 100 |
F 100 |
______________________________
*Минимальные марки бетона по морозостойкости при проектировании конструкций дорожных одежд со сроком службы более 25 лет.
______________________________
9.6.15. Устройство несущего слоя основания из укатываемого бетона производится в соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 и СП 78.13330.2012.
9.6.16. Толщину несущего слоя основания из укатываемого бетона назначают не менее 15 см.
9.6.17. В основании из укатываемого бетона следует устраивать швы сжатия через 15 м. Швы нарезаются в затвердевшем бетоне на глубину 1/4 толщины слоя одним диском минимальной толщины. Заполнение швов мастикой не производят.
9.6.18. Для исключения образования отраженных трещин на покрытии мощения над швами в несущем слое основания необходимо в покрытии мощения устраивать деформационные швы.
9.6.19. При устройстве деформационных швов необходимо стремиться, чтобы они не нарушали эстетический вид покрытия мощения.
9.6.20. В конце рабочей смены и при перерывах в бетонировании более двух часов устраивают рабочий шов. Швы устраивают с установкой штыревых соединений для передачи нагрузки с плиты на плиту.
9.6.21. При устройстве несущего слоя основания из укатываемого бетона без установки опалубки для повышения качества уплотнения краевых участков и улучшения работы всей конструкции под нагрузкой ширину основания из укатываемого бетона следует увеличивать на 0,25 м с каждой стороны.
9.6.22. При устройстве несущего слоя основания подлежит контролю:
- физико-механические характеристики материала и готового слоя;
- ровность;
- ширина;
- поперечные и продольные уклоны;
- высотные отметки;
- степень и однородность уплотнения, несущая способность в соответствии с п. 9.5.6.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 9.5.6 в настоящем регламенте отсутствует
9.7. Устройство покрытия и подстилающего слоя.
9.7.1. Покрытие из искусственных или натуральных камней/плит мощения - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
9.7.2. Покрытие включает собственно покрытие из камней/плит мощения высотой сечения 40-160 мм, заполненные швы между камнями/плитами, подстилающий слой толщиной 3-5 см в уплотненном состоянии.
9.7.3. Особенность мощения и его отличие от других видов дорожных покрытий - наличие большого количества камней/плит с устроенными между ними швами, заполненными материалами, обеспечивающими удержание элементов покрытия посредством трения между боковыми гранями в конструкциях с несвязным основанием, либо адгезией в связных конструкциях и позволяющими им замкнуться и распределить вертикальные нагрузки на более широкую зону, чем зона приложения нагрузки.
9.7.4. Регламентируемые параметры при устройстве покрытия из искусственных и натуральных камней/плит приведены в таблице 13.
Таблица 13
Регламентируемые параметры при устройстве покрытий мощения
Наименование параметра |
Требования |
Ширина шва: |
|
- камни мощения толщиной до 12 см - камни мощения толщиной от 12 см - плиты мощения толщиной до 12 см - плиты мощения толщиной от 12 см |
4-6 мм * 6-8 мм 4-6 мм 7-9 мм |
Толщина ** подстилающего слоя в уплотненном состоянии: |
|
- камни мощения толщиной до 12 см - камни мощения толщиной от 12 см |
35-45 мм 45-55 мм |
- плиты мощения толщиной до 12 см - плиты мощения толщиной от 12 см |
35-45 мм 45-55 мм |
Поперечный уклон **** |
5-20о/оо |
Продольный уклон **** |
не более 40о/оо |
Продольный уклон желобов |
> 0,5% |
Плоскостность желобов |
< 5 мм/4 м *** |
______________________________
*Без учета допусков по геометрическим параметрам укладываемой гранитной плиты.
**С учетом запаса на вибропросадку камней/плит должна быть увеличена на 10-15 мм.
***Измерения выполняются с применением четырехметровой рейки.
****В случае невозможности выдерживать указанные требования из-за особенностей городской застройки в ППР обязательно прописывается обоснование иных значений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.