г. Краснодар |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А53-35694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (ИНН 6165111659, ОГРН 1036165027260), заявившего ходатайство о рассмотрении дела третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства" (ИНН 6143068583, ОГРН 1086143000965), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска (ИНН 6143049446, ОГРН 1026101942151), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2023 по делу N А53-35694/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Янтарь 1 Автоколонна 4" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании 15 887 865 рублей 44 копеек убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр, с мая по сентябрь 2022 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Волгодонска (далее - администрация), муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства" (далее - департамент строительства), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда), Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска (далее - департамент труда).
Решением суда от 27.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2023, в удовлетворении исковых требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взысканы 102 439 рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в спорном периоде возмещены обществу в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232) и условиями договора от 28.01.2022 N 1. Несоответствие закону норм, по которым обществу фактически возмещены расходы по перевозке в общественном транспорте льготников за спорный период, не установлено. Доказательства обращения к департаменту труда за заключением дополнительных соглашений к договорам относительно возмещения расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан федерального регистра общество не представило.
В кассационной жалобе общество просит полностью отменить решение суда от 27.09.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.12.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленный обществом требований. Заявитель жалобы указывает, что возмещаемые исходя из положений постановления N 232 расходы не компенсируют затраты по перевозке льготных категорий граждан, что влечет причинение убытков перевозчику. Обстоятельства, установленные в рамках дела N А53-12892/2022 по договору от 28.01.2022 N 1, имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию вновь. Подписание договора от 28.10.2022 N 1 не лишает сторону договора права на возмещение убытков, вызванных его неисполнением. Таким образом, в обычных условиях гражданского оборота (то есть при перевозке пассажиров, не имеющих льгот на проезд) общество получило бы плату за проезд, исходя из установленного в заявленном периоде тарифа. Правовой и экономический баланс в данном случае достигается погашением первоначального публичного понуждения адекватной компенсацией. В рамках рассматриваемого дела это не достигнуто.
В отзыве на кассационную жалобу министерство финансов считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителя министерства финансов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами по маршрутам N 4А, 10, 12, 15, 17, 18, 28, 29, 29А, 30, 90, 91, 6, 7, 8, 15К, 25 регулярных перевозок в городе Волгодонске на платной основе.
В 2022 году общество осуществляло пассажирские перевозки автобусами на территории города Волгодонска по маршрутам на основании договора от 16.08.2021 N 2 с департаментом строительства.
Общество совместно с департаментом труда в договорном порядке (договор о перевозке льготных категорий граждан от 28.01.2022 N 1) с учетом положений постановления N 232 установлен порядок возмещения расходов за перевозку льготной категории граждан федерального регистра.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 договора от 28.01.2022 N 1 перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ) на городском пассажирском транспорте общего пользования, а департамент труда возмещает расходы перевозчику согласно методике, установленной постановлением N 232, на основании исследования пассажиропотока.
Возмещение расходов производится из расчета стоимости ЕСПБ по количеству перевезенных граждан, купивших ЕСПБ, но не более общего количества выданных ЕСПБ в пределах средств, поступивших департаменту труда от их продажи (пункт 1.3 договора от 28.01.2022 N 1).
В рамках исполнения данного договора уполномоченные должностные лица общества и департамента труда в течение всего спорного периода подписывали акты предоставленных за каждый отчетный месяц услуг по перевозке льготных категорий граждан федерального регистра в общегородском пассажирском транспорте с указанием сумм, подлежащих возмещению.
Согласно составленным актам сверки количество перевезенных обществом льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, помесячно составило: за май 2022 года - 137 947 льготников (акт от 06.06.2022 N 29), за июнь 2022 года - 148 305 льготников (акт от 05.07.2022 N 34, акт от 02.08.2022 N 37), за июль 2022 года - 175 050 льготников (акт от 04.08.2022 N 39, акт от 22.08.2022 N 41), за август 2022 года - 135 915 льготников (акт от 05.09.2022 N 46), за сентябрь 2022 года - 114 995 льготников (акт от 06.09.2023 N 50).
В результате расчета, сделанного истцом, убытки общества в виде неполученной платы за перевозку федеральных льготников за период с мая по сентябрь 2022 года составили 15 887 865 рублей 44 копейки.
Истец направил в департамент труда и в министерство финансов претензии о возмещении убытков в виде неполученной платы за фактическую перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный регистр.
26 августа 2022 года поступил ответ от министерства финансов, согласно которому в возмещении убытков отказано.
Общество полагает, что возмещение расходов не компенсирует его затраты, понесенные на перевозку льготников в полном объеме, и в результате общество несет убытки.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением обществом льготного проезда при осуществлении перевозок льготных категорий граждан не возмещены, общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 784, пунктами 1, 2 статьи 789, пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан в спорном периоде (с мая по сентябрь 2022 года) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договора от 28.01.2022 N 1 (с условиями которого при его заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 ГК РФ, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлены приложениями N 1 - 3 к постановлению N 232, которое являлось в спорном периоде действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан в спорном периоде возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договора от 28.01.2022 N 1 (с которым при его заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов. Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте льготников федерального регистра за спорный период, не установлено.
Фактически в нарушение постановления N 232 и заключенного договора от 28.01.2022 N 1 с департаментом труда заявитель в одностороннем порядке перешел к иному порядку возмещения расходов.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
Общество не представило доказательства обращения к уполномоченным органам за заключением соглашений относительно возмещения помимо договора с департаментом труда от 28.01.2022 N 1 расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан федерального регистра.
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали.
В соответствии со статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отклонили приведенные обществом в обоснование своих требований доводы.
Выводы судов основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2023 по делу N А53-35694/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
...
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2024 г. N Ф08-1710/24 по делу N А53-35694/2022