Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2024 г. N Ф08-1664/24 по делу N А32-2009/2023

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Делая выводы о реституционном характере требований территориального управления, не подлежащих удовлетворению (необходимости заявления истцом требования о возврате земельного участка в порядке статьи 301 Гражданского кодекса), суды не учли, что представителем публичного (федерального) собственника земельного участка могут быть заявлены (в том числе, в интересах учреждения) требования о возврате этого имущества в отсутствие у ответчика законных оснований для его занятия. Такие требования носят негаторный характер (статьи 304, 305 Гражданского кодекса), если они заявлены в случае, когда нарушение прав истца не соединено с лишением владения. На эти требования нормы Гражданского кодекса об исковой давности не распространяются (статья 208 Гражданского кодекса, пункт 7 постановления от 29.09.2015 N 43). Следовательно, правильная квалификация требований истца имеет существенное значение для обоснованного вывода о наличии (либо отсутствии) оснований для удовлетворения требований. Ссылаясь на правовые позиции, содержащиеся в судебных актах по делу N А32-43223/2022 (о реституционном характере требований и необходимости освобождения федерального участка посредством виндикационного иска), суды не учли, что рамках названного дела установлен факт размещения на участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих ответчику. Из материалов настоящего дела данное обстоятельство не следует, напротив, имеет место отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201020:1038 объектов капитального строительства (на участке размещено 4 деревянных гостевых домика, принадлежащих обществу). В этой связи требуют дополнительной проверки доводы территориального управления о негаторном характере заявленных им требований, являющихся надлежащим способом восстановления прав (законных интересов) представителя публичного собственника федерального участка. В отсутствие у общества законного титула арендатора в силу констатации ничтожности договора от 30.10.2003 N 8/3 и при доказанности отсутствия необходимости восстановления фактического владения участком, заявленные территориальным управлением требования будут являться надлежащим (и допустимым) способом восстановления прав публичного собственника федерального имущества.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые территориальным управлением судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене как принятые с нарушением норм права (часть 1 статьи 288 Кодекса). Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются исследование и оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции."