г. Краснодар |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А32-36389/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2023 (резолютивная часть от 04.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-36389/2023,
установил следующее.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (далее - учреждение, институт) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными и отмене постановления от 29.06.2023 по делу об административном правонарушении N 23-019/ЮЛ/6 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 18 505 рублей 82 копеек штрафа; о прекращении производства по делу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Кодекса).
Решением суда от 25.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.11.2023, в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановления департамента от 29.06.2023 по делу об административном правонарушении N 23-019/ЮЛ/6 отказано; в части заявленных требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении - производство по делу прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что оспоренное постановление является законным и обоснованным, материалами дела подтверждается состав административного правонарушения и соблюдение административным органом порядка привлечения института к административной ответственности.
В кассационной жалобе с учетом дополнений учреждение просит принятые судебные акты отменить в полном объеме и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что учреждение не допустило нецелевого использования денежных средств; событие вменяемого правонарушения отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа департамента от 15.03.2023 N 19 "О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края" в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка его финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составлен акт от 05.05.2023.
Департамент установил, что министерство и учреждение заключили соглашения от 13.01.2021 N 11 БУ, от 30.12.2021 N 11 БУ о предоставлении из краевого бюджета учреждению субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей" для финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2021, 2022 годах по 7 440 100 рублей (ежегодно).
Пунктом 2.3.1 соглашения от 13.01.2021 N 11 БУ установлена обязанность учреждения осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенными в государственном задании. Государственным заданием на 2021, 2022 годы (часть 1 разделов 4 - 5) установлено, что показателем, характеризующим объем государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 является количество детей-инвалидов. Общероссийским базовым (отраслевым) перечнем (классификатором) государственных и муниципальных услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 в качестве потребителей услуг определена категория - "дети-инвалиды" (код характеристики 014 "Категория потребителей", код показателя характеристики 005 "дети-инвалиды").
Таким образом, за счет данных субсидий предусмотрено оказание государственных услуг УПРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000, УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛБ27000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000, УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЖ35000 по реализации дополнительных общеобразовательных программ исключительно детям-инвалидам, то есть детям из числа инвалидов в возрасте до 18 лет.
По результатам проведенной проверки установлено, что учреждением в 2021, 2022 годах за счет субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания, необоснованно произведены расходы на оплату преподавательских услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ лицам, не относящимся к категории пользователей услуг "дети-инвалиды", и не связаны с выполнением государственного задания, в общей сумме 370 116 рублей 34 копеек, в том числе в 2021 году - 138 201 рубль 83 копейки, в 2022 году - 231 914 рублей 51 копейка.
Указанное квалифицировано департаментом в качестве нарушения положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом департамента в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 02.06.2023 N 23-019/ЮЛ/6 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Постановлением департамента от 29.06.2023 N 23-019/ЮЛ/6 учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 18 505 рублей 82 копеек (5% от суммы средств, использованных не по целевому назначению).
Несогласие с принятым постановлением департамента послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 71, 210, 211 Кодекса, статьями 2.1, 4.5, 15.14 КоАП РФ, статьями 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон N 124-ФЗ), статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 (далее - Порядок N 1081).
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили, что министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство) как главным распорядителем средств краевого бюджета, в ведении которого находится учреждение, государственное задание институту утверждено: на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годы приказом от 29.12.2020 N 3563 (в редакции приказа от 26.03.2021 N 860) (далее - государственное задание на 2021 год); на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годы приказом от 27.12.2021 N 3910 (в редакции приказов от 06.05.2022 N 1082, от 10.08.2022 N 1847) (далее - государственное задание на 2022 год).
Финансовое обеспечение государственного задания на 2022 год осуществлялось министерством в рамках реализации пункта 2.11 мероприятий государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939, предусматривающего, в том числе предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по предоставлению дополнительного образования детей.
В силу требований абзаца первого и второго пункта 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ, пункта 2 Порядка N 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. Таким образом, государственное задание для бюджетных учреждений формируются только по уставным основным видам деятельности.
В части реализации дополнительных общеразвивающих программ как одного из основных видов деятельности уставом учреждения определена категория потребителей указанной услуги: "дети-инвалиды" (пункты 2.1.16, 2.2.7 устава).
Согласно Порядку оказания государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" (часть 1 разделов 4 - 5 государственного задания), утвержденному приказом учреждения от 24.03.2021 N 159 "Об утверждении порядков оказания государственных услуг (выполнения работ) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы" (приложение 2 к приказу; далее - Порядок N 159/2) в редакции на дату проверки, услуга представляет собой мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов (пункт 1.2). Пунктом 1.4 Порядка N 159/2 определено, что в качестве потенциальных потребителей услуги выступают физические лица (дети-инвалиды). Пунктом 2.2 Порядка N 159/2 установлено: категория потребителей услуги: физические лица, из числа указанных в пункте 1.4 Порядка, из числа обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, а также дети-инвалиды, нуждающиеся в обучении по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Пунктом 1.5 Порядка N 159/2 установлено, что услуга на очередной календарный год и два плановых последующих периода исполняется в пределах бюджетных средств, предусмотренных и выделяемых министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на эти цели. Согласно пункту 1.3 Порядка N 159/2 исполнителями услуги являются работники Центра дистанционного образования (далее - ЦДО), структурных подразделений института, а также привлеченные специалисты.
Положением о ЦДО, утвержденным приказом учреждения от 28.01.2021 N 41 "Об изменении организационной структуры ГБОУ ИРО Краснодарского края" (далее - Положение о ЦДО) установлено, что основной целью Центра является, в том числе обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по программам дополнительного образования. Разделом 3 положения о ЦДО установлено, что для решения поставленных задач в части реализации дополнительных общеразвивающих программ Центр осуществляет мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности по реализации адаптивных образовательных программ в сфере дополнительного образования детей-инвалидов. Иные категории потребителей дополнительных общеразвивающих программ положением о ЦДО не установлены.
Приказом учреждения от 01.09.2021 N 393 "Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих организацию и осуществление образовательной деятельности в Центре дистанционного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края" (далее - приказ N 393) утверждены в том числе: положение о порядке и основаниях приема и отчисления детей-инвалидов в ЦДО учреждения (приложение 5 к приказу; далее - положение N 393/5); положение об осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в центре дистанционного образования государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края (приложение 6 к приказу; далее - положение N 393/6); Правила зачисления (приема) и отчисления детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в ЦДО учреждения (приложение 9 к приказу; далее - положение N 393/9).
Согласно пункту 2.1 положения N 393/6 (в редакции на дату проверки) образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет. Аналогичные положения, касающиеся возрастных ограничений, обучающихся в ЦДО, установлены также пунктом 2.1 положения N 393/9 (в редакции на дату проверки).
Учитывая изложенное, департамент пришел к выводу о том, что за счет субсидии, выделенной учреждению на основании соглашений от 13.01.2021 N 11 БУ и от 30.12.2021 N 11 БУ по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей" в целях финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2021, 2022 годы предусмотрено оказание государственных услуг УИРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛБ27000 по реализации дополнительных общеразвивающих программ исключительно детям-инвалидам, то есть лицам из числа инвалидов в возрасте до 18 лет.
Пунктами 2.2, 2.3 положения N 393/6 (в редакции на дату проверки) определено, что с использованием дистанционных образовательных технологий ЦДО реализует дополнительные общеразвивающие программы дополнительного образования детей следующих направленностей: естественнонаучной и социально-педагогической.
Основой для формирования объемных показателей государственной услуги по сопровождению организации обучения детей-инвалидов являются приказы учреждения о зачислении детей-инвалидов.
Как установлено департаментом в ходе проведенной проверки, в списочный состав детей-инвалидов, обучавшихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в 2021, 2022 годах (2-е полугодие 2020 - 2021 учебного года, 1, 2-е полугодие 2021 - 2022 учебного года, 1-е полугодие 2022 - 2023 учебного года), включены лица старше 18 лет, которые в силу положений Закона N 124-ФЗ не относятся к категории лиц "ребенок, дети" и в силу положений Закона N 181-ФЗ не относятся к категории "ребенок-инвалид".
Согласно отчетам о выполнении государственного задания за 2021, 2022 годы (раздел 4 и раздел 5 части 1) по услуге с УПРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УПРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 источником информации о фактическом значении показателя, характеризующего объем (содержание) государственной услуги, является реестр контрактов (договоров) на оказание преподавательских услуг.
В 2021 году оказание государственных услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и с УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000 осуществлялось привлеченными специалистами на основании контрактов об оказании преподавательских услуг для нужд учреждения от 01.02.2021, 30.09.2021, которыми предусмотрено оказание преподавательских услуг по реализации программ, указанных в спецификации, а именно "учащимся заказчика - физическим лицам из числа детей-инвалидов образовательных организаций Краснодарского края, зачисленных в установленном порядке в учреждение для освоения программы посредством дистанционных образовательных технологий" (разделы контракта "Основные понятия", "Предмет контракта").
Оплата по контрактам произведена учреждением за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидии по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей".
Оплата по контрактам, в рамках которых оказаны услуги лицам старше 18 лет, произведена учреждением по платежным поручениям от 30.06.2021, 24.12.2021, 05.07.2022, 26.12.2022.
Согласно отчетам о выполнении государственного задания за 2021 год (раздел 4 и раздел 5 части 1), за 2022 год (раздел 4 и раздел 5 части 1) по услуге с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АБ27000 источником информации о фактическом значении показателя, характеризующего объем (содержание) государственной услуги является реестр контрактов (договоров) на оказание преподавательских услуг.
На основании контрактов возмездного оказания преподавательских услуг в 2021, 2022 годах (2-е полугодие 2020 - 2021 учебного года, 1, 2-е полугодие 2021 - 2022 учебного года, 1-е полугодие 2022 - 2023 учебного года) учреждением за счет средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидии по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей", произведены расходы по реализации дополнительных общеразвивающих программ липам, не соответствующим категории потребителей услуг и требованиям, установленным государственным заданием на 2021, 2022 годы на общую сумму 257 436 рублей 70 копеек, в том числе по государственным услугам: УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АА31000: за 2021 год - 204-х человеко-часов на общую сумму 51 825 рублей 69 копеек, за 2022 год - 119-ти человеко-часов на общую сумму 31 194 рублей 56 копеек; УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АБ27000, в количестве 983-х человеко-часов на общую сумму 238 852 рублей 95 копеек, в том числе: за 2021 год - 340 человеко-часов на общую сумму 86 376 рублей 14 копеек, за 2022 - 333 человеко-часов на общую сумму 88 040 рублей 41 копейки.
С учетом изложенного суды признали обоснованным вывод департамента о том, что в нарушение положений пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, условий предоставления субсидий, установленных соглашениями от 13.01.2021 N 11 БУ, от 30.12.2021 N 11 БУ, учреждением произведены расходы, не соответствующие целям государственного задания по государственным услугам УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛБ27000, вследствие оказания услуг лицам старше 18 лет и не соответствующим категории потребителей, установленной государственным заданием "дети-инвалиды" на общую сумму 257 436 рублей 70 копеек, что в силу положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса является нецелевым использованием бюджетных средств.
Кроме того, проверкой соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на 2022 год по государственным услугам: УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛЕ35000 "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" (часть 1 раздела 6, естественнонаучная направленность); УНРЗ 8042000.99.0.ББ52ЛЖ35000 "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" (часть 1 раздела 7, социально-педагогическая направленность), департаментом установлено следующее.
В части реализации дополнительных общеразвивающих программ как одного из основных видов деятельности уставом учреждения определена категория потребителей указанной услуги: "дети-инвалиды" (пункты 2.1.16, 2.2.7 устава).
Порядок оказания государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" (часть 1 разделов 6 - 7 государственного задания) утвержден приказом учреждения от 29.04.2022 N 282 "О внесении дополнения в приказ от 24.03.2021 N 159 "Об утверждении порядков оказания государственных услуг (работ) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Порядок N 282). Согласно пункту 1.2 Порядка N 282 услуги УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АЖЗ5000 предоставляют собой мероприятия, направленные на организацию образовательной деятельности реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлениям: естественнонаучной (часть 1 раздела 6) и социально-педагогическое (часть 1 раздела 7). Пунктом 1.4 Порядка N 282 установлено, что в качестве потенциальных потребителей услуги выступают физические лица, ранее обучающиеся в ЦДО. Пунктом 2.2 Порядка также определена категория потребителей услуги: физические лица из числа, указанных в пункте 1.4 Порядка, то есть, ранее обучавшиеся в ЦДО.
Приказом учреждения N 393 утверждены в том числе: положение N 393/5, положение N 393/6 и положение N 393/9.
Согласно пункту 2.1 положения N 393/6 (в редакции на дату проверки) образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.
Ранее обучавшимися в ЦДО согласно уставу, приказу от 24.03.2021 N 159, положению о Центре ДО, приказу от 01.09.2021 N 393 (в редакции на дату проверки) являются лица из числа детей-инвалидов.
Пунктом 2.1 положения N 393/5 (в редакции на дату проверки) установлено, что обучающимися центра дистанционного образования являются дети-инвалиды, осваивающие программы общего и (или) дополнительного образования использованием дистанционных образовательных технологий на дому.
Пунктом 2.1 положения N 393/6 (в редакции на дату проверки) установлено, что образовательная деятельность в ЦДО осуществляется по дополнительным образовательным общеразвивающим программам для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в возрасте от 6 до 18 лет.
Аналогичные положения, касающиеся возрастных ограничений, обучающихся в ЦДО, установлены также пунктом 2.1 положения N 393/9 (в редакции на дату проверки) (дети-инвалиды от 6 до 18 лет).
Субсидия на оказание указанных услуг учреждению выделена в рамках пункта 2.11 государственной программы "Развитие образования" по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей".
К категории потребителей государственной услуги, финансируемой по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611, отнесены "дети", к которым в силу положений статьи 1 Закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", относятся лица до достижения ими возраста 18 лет (до совершеннолетия).
Таким образом, в рамках уставной деятельности и в соответствии с приказом от 01.09.2021 N 393 (в редакции на дату проверки), положением о ЦДО, Порядком N 282 (в редакции на дату проверки) учреждение уполномочено использовать субсидии, выделенные на финансовое обеспечение государственного задания по государственным услугам с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЖ35000, выданные на оказание услуг по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей" для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ лицам в возрасте до 18 лет, имеющих статус "дети-инвалиды", ранее обучавшиеся в ЦДО.
Согласно данным отчета о выполнении государственного задания за 2022 год, направленного в министерство 10.01.2023 N 01-20/30 за подписью ректора учреждения Гайдук Т.А. и принятым учредителем (министерством), показателями, характеризующими содержание государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ", являются дети-инвалиды (разделы 6, 7 отчета).
Проверкой установлено, что согласно приказам учреждения от 14.03.2022 N 173 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в организациях среднего профессионального образования, по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, во втором полугодии 2021 - 2022 учебного года", от 19.04.2022 N 260 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в организациях среднего профессионального образования, по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Стремление к истине: краткий курс истории", во втором полугодии 2021-2022 учебного года", от 28.09.2022 N 525 "Об организации обучения детей-инвалидов, инвалидов Центра дистанционного образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, обучающихся на дому с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в организациях среднего профессионального образования, зачисленных на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в первом полугодии 2022 - 2023 учебного года", от 18.10.2022 N 567 "О внесении изменений в приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 28.09.2022 N 525..." утвержден контингент обучающихся на дому в общем количестве 32 человека, распределена учебная нагрузка в общем количестве 1020 человеко-часов, в том числе естественнонаучная направленность - 510 человеко-часов (услуга УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000), социально-педагогическая направленность (УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000) - 510 человеко-часов.
Из общего числа контингента, которому оказаны услуги УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000 (32 человека): 14 лиц старше 18 лет, которые в силу положений Закона N 124-ФЗ не относятся к категории лиц "ребенок, дети", согласно нормам Закона N 181-ФЗ - не относятся к категории "ребенок-инвалид".
На оказание услуг по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам лицам, старше 18 лет, учреждением в лице ректора Гайдук Т.А. заключены контракты об оказании преподавательских услуг для нужд учреждения от 14.03.2022, 20.04.2022, 30.09.2022, 17.10.2022.
Контрактами на оказание преподавательских услуг, заключенными в целях оказания услуг с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000, в том числе от 14.03.2022 N 54/22ЦДО, N 55/22 ЦДО, от 20.04.2022 N 56/22 ЦДО, от 30.09.2022 N 91/22 ЦДО, N 92/22 ЦДО, от 17.10.2022 N 74/22 ЦДО, N 93/22 ЦДО предусмотрено оказание преподавательских услуг по реализации программ, указанных в спецификации, а именно "учащимся заказчика - физическим лицам из числа детей-инвалидов образовательных организаций Краснодарского края, зачисленных в установленном порядке в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края для освоения программы посредством дистанционных образовательных технологий" (разделы контракта "Основные понятия", "Предмет контракта"). Таким образом, условиями заключенных контрактов предусмотрено оказание преподавательских услуг учащимся ЦДО из числа детей-инвалидов.
В рамках заключенных контрактов оказаны услуги в количестве 425 человеко-часов, расходы учреждения на оказание привлеченными специалистами преподавательских услуг лицам старше 18 лет осуществлены за счет средств, выделенных по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей", составили 112 679 рублей 64 копейки.
Оплата услуг по заключенным контрактам, а также уплата страховых взносов произведена по платежным поручениям от 05.07.2022, 26.12.2022.
С учетом изложенного суды признали обоснованными выводы департамента о том, что в нарушение требований пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, целей предоставления субсидий, установленных пунктом 2.11 государственной программой "Развитие образования", выделенных по КБК 825.0703.02.1.02.00590.611 "Дополнительное образование детей", учреждением в 2022 году допущено направление средств бюджета Краснодарского края и оплата денежных обязательств по реализации дополнительных общеразвивающих программ лицам старше 18 лет, не являющимся пользователями услуг в рамках государственного задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет бюджета Краснодарского края, на общую сумму 112 679 рублей 64 копеек, что не соответствует целям государственного задания по государственным услугам УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЖ35000 и в силу положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса также является нецелевым использованием бюджетных средств.
Событие вменяемого учреждению административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: актом выездной проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции статьи 15.14 КоАП РФ.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил доводы учреждения о том, что необходимость реализации дополнительных общеразвивающих программ (услуги с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000) лицам старше 18 лет предусмотрена государственным заданием, со ссылкой на Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку нормы данного закона не имеют правового значения для настоящего дела, так как не регулируют спорные правоотношения.
Апелляционный суд правомерно отклонил доводы учреждения о том, что по данным государственным услугам категория потребителей государственным заданием не определена, поскольку указанное полномочие, предоставленное министерством учреждению, не зависит от государственного задания, так как государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения; сведений о внесении изменений в устав учреждения в части пунктов 2.1.16 и 2.2.7 не имеется; реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ лицам в возрасте до 18 лет, имеющих статус "дети-инвалиды", ранее обучавшиеся в ЦДО по государственным услугам с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52АЕ35000 и УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЖ35000 в рамках уставной деятельности предусмотрена приказом от 01.09.2021 N 393 (в редакции на дату проверки), положением о ЦДО и Порядком N 282 (в редакции на дату проверки).
Доводы учреждения не опровергают выводы департамента, указанные в оспариваемом постановлении относительно установленного нарушения, связанного с нецелевым расходованием средств бюджета Краснодарского края в общей сумме 370 116 рублей 34 копеек вследствие реализации дополнительных общеразвивающих программ в рамках дополнительного образования лицам старше 18 лет и не соответствующих категории потребителей "дети-инвалиды", установленной государственным заданием; доводы учреждения заявлены без учета цели предоставления субсидии, установленной пунктом 2.11 государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939.
Основания для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1.1 КоАП РФ суды не установили. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения названных норм КоАП РФ является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2023 (резолютивная часть от 04.09.2023) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2023 по делу N А32-36389/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2024.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции статьи 15.14 КоАП РФ.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил доводы учреждения о том, что необходимость реализации дополнительных общеразвивающих программ (услуги с УНРЗ 804200О.99.0.ББ52ЛЛ31000 и УНРЗ 8042000.99.0.ББ52АБ27000) лицам старше 18 лет предусмотрена государственным заданием, со ссылкой на Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку нормы данного закона не имеют правового значения для настоящего дела, так как не регулируют спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф08-887/24 по делу N А32-36389/2023