Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2024 г. N 305-ЭС23-16928 по делу N А40-260137/2022 Суд изменил судебные акты о привлечении общества к административной ответственности по делу о производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в части назначения обществу наказания в виде административного штрафа, уменьшив его, поскольку административный штраф за совершенное обществом правонарушение подлежал назначению в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2024 г. N 305-ЭС23-16928 по делу N А40-260137/2022

 

Резолютивная часть определения объявлена 13 марта 2024 года.

Полный текст определения изготовлен 18 марта 2024 года.

 

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Першутова А.Г.,

судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медуза" на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-260137/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2023 по тому же делу

по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Южное Бутово города Москвы о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медуза" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании приняли участие представители:

Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Южное Бутово города Москвы - Горшков И.С.;

общества с ограниченной ответственностью "Медуза" - Каримов Д.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Южное Бутово города Москвы (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медуза" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2023, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции согласно протоколу изъятия вещей и документов от 23.10.2022.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 19.07.2023 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 31.01.2024 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия установила следующее.

Выявив в кафе, в котором общество ведет свою хозяйственную деятельность, факт оборота алкогольной продукции (хранения) без специального разрешения (лицензии), что является нарушением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", административный орган возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Обнаруженная алкогольная продукция была изъята из оборота и помещена на хранение.

По результатам рассмотрения дела административный орган составил протокол от 15.11.2022 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к указанной административной ответственности.

Рассматривая настоящий спор, признав доказанным наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, суды привлекли общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции согласно протоколу изъятия вещей и документов от 23.10.2022. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не установили.

Однако выводы судов нельзя признать правомерными.

Так, Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, частью 1 которой предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, общество является микропредприятием, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, при назначении административного наказания за совершенное правонарушение в виде административного штрафа подлежали применению положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Однако, привлекая общество к административной ответственности и назначая наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей, суды не применили положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Учитывая, что максимальный размер (максимальная величина) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для юридического лица составляет не более одной пятой совокупного размера соответствующей выручки, а минимальный размер (минимальная величина) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ для юридического лица составляет не менее трех миллионов рублей, Судебная коллегия полагает, что в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф, за совершенное обществом правонарушение, подлежал назначению в размере 1 500 000 рублей - половина минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению на основании части 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части назначения обществу наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей, административный штраф подлежит назначению обществу в размере 1 500 000 рублей.

Руководствуясь статьями 176, 291 11 - 291 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2023 по делу N А40-260137/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2023 по тому же делу в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Медуза" наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 000 рублей изменить.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью "Медуза" наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей.

В остальной части судебные акты по указанному делу оставить без изменения.

 

Председательствующий судья

А.Г. Першутов

 

Судья

М.К. Антонова

 

Судья

Д.В. Тютин

 

Контролирующий орган потребовал привлечь фирму к ответственности из-за хранения ею в своем кафе алкоголя без лицензии.

Три инстанции сочли, что основания для ответственности имеются. ВС РФ снизил размер назначенного судами штрафа с 3 млн. до 1,5 млн. руб.

Фирма является микропредприятием, включенным в Единый реестр субъектов МСП.

Для такого рода организаций КоАП РФ предусматривает особенности при назначении им штрафа.

Данное наказание им определяют в величине, предусмотренной для тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юрлица. Если подобная величина не установлена, штраф назначают в сумме, исчисляемой от 1/2 его минимума до 1/2 максимума, предусмотренного для юрлиц, либо в 1/2 этой санкции в фиксированном размере.

Минимальный размер штрафа, предусмотренного для должностного лица, учитывают лишь в случае, когда исчисляемая по указанному правилу сумма оказалась ниже такой величины.