г. Краснодар |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А25-62/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АвтоМост" (ИНН 2312265214 ОГРН 1172375079425) - Ташу З.Н. (доверенность от 15.04.2024), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (ИНН 0901024631 ОГРН 1030900721830) - Матакаева И.И. (доверенность от 15.04.2024), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - акционерного общества "Оператор электронной площадки Агентства по государственному заказу Республики Татарстан", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаево-Черкесавтодор", Управления Карачаево - Черкесской Республики в сфере закупок, общества с ограниченной ответственностью "Институт ГражданПроект", извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоМост" на решение Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 15.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А25-62/2023, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АвтоМост" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике (далее - управление) о признании недействительным решения от 07.10.2022 по делу N 009/06/106-101/2022 о признании необоснованной жалобы на действия Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - управление закупок) (дело N А25-62/2023). Общество также обжаловало решение управления от 07.10.2022 по делу N 009/06/106-100/2022 (дело N А25-63/2023). Определением от 17.04.2023 дела N А25-62/2023 и N А25-63/2023 объединены в одно производство, делу присвоен номер А25-62/2023. К участию в рассмотрении дела третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Республиканское государственное казенное учреждение "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаево-Черкесавтодор" (далее - управление автодорог), (далее - управление закупок), ООО "Институт ГражданПроект" (далее - ГражданПроект).
Решением суда от 15.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2024, в удовлетворении требования отказано по мотиву правильного определения заказчиком при повторном рассмотрении ценовых предложений по заявкам по закупке, соблюдением процедуры повторного проведения электронных торгов и изложенных антимонопольным органом в его предписании требований заказчиком и оператором электронной площадки, в том числе с учетом особенностей подачи, сроков и оценки окончательных ценовых предложений. Решения управления о признании необоснованными жалоб общества признаны законными.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требования. Ссылается на предложение им лучших условий по закупке и ненадлежащее исполнение предписания управления при оценке заявок, недостаточность времени для повторной подачи заявки на участие в торгах.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и управление автодорог просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что 16.08.2022 управление закупок в ЕИС "Закупки" (www.zakupki.gov.ru) разместило извещения о проведении открытых конкурсов в электронной форме (N 0179200001922000430 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кубань на км 45+860 автомобильной дороги межмуниципального значения "Карачаевск - Учкулан"; начальная (максимальная) цена контракта 6 644 820 рублей;
N 0179200001922000431 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кума на км 35+829 автомобильные дороги межмуниципального значения "Усть-Джегута - Терезе"; начальная (максимальная) цена контракта 5 398 266 рублей).
Общество 02.09.2022 общество подало заявки на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0179200001922000430 (заявка N 2777), N 0179200001922000431 (заявка N 27782), по итогам подведения итогов определения поставщика от 05.09.2022 по закупке N 0179200001922000431 заявке общества N 27782 присвоен итоговый рейтинг 60, порядковый номер 2, а по закупке N 0179200001922000430 по заявке общества N 2777) присвоен итоговый рейтинг 60, порядковый номер 2 (далее - первоначальные заявки).
Общество 12.09.2022 обжаловало действия заказчика в управление по мотиву нарушений при проведении открытых конкурсов, 16.09.2022 управление признало его жалобы обоснованными и выдало предписания об устранении заказчиком нарушений подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) N 009/06/106-93/2022 и N 009/06/106-92/2022 об: отмене протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя); назначении новой даты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; осуществлении оценки заявок, поданных для участия в закупке; осуществлении дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения управления от 16.09.2022 N 009/06/106-92/2022 (далее - повторные торги). Оператору электронной площадки АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - оператор площадки) предписано: не позднее одного рабочего дня со дня исполнения пункта 1 предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе заявителя, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено; осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в закупке через четыре рабочих дня со дня направления оператором площадки уведомления, указанного в пункте 2 предписания. Аналогичное предписание выдано по результатам рассмотрения дела от 16.09.2022 N 009/06/106-93/2022.
Оператор площадки во исполнение предписаний управления отменил протоколы рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, подведения итогов; направил заявки на рассмотрение заказчику, в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Оператором площадки также уведомил всех участников, подавших заявки на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0179200001922000431 и N 0179200001922000430. Заказчику предоставлена техническая возможность исполнить предписания управления, осуществить оценку заявок, поданных участниками до окончания срока подачи заявок и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения. Оператором площадки для исполнения заказчиком и комиссией по осуществлению закупок предписаний управления от 16.09.2022 N 009/06/106-92/2022 и N 009/06/106-93/2022 установил сроки рассмотрения заявок по закупкам N 0179200001922000430, N 0179200001922000431 - окончанием срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке определено 28.09.2022; назначена новая дата начала подачи окончательных предложений - 29.09.2022 09:00:00 (+03:00); дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 29.09.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.09.2022.
Оператор площадки письмом от 01.09.2023 N 2872 уведомил всех участников закупки, подававших заявки о дате окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок, о дате окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупках, о новой дате начала подачи окончательных предложений, о дате подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя).
По результатам повторного рассмотрения заявок управление закупок присвоило заявке общества по закупке N 0179200001922000430 итоговый рейтинг 99.32, порядковый номер 2, по закупке N 0179200001922000431 - 98.89, порядковый номер 2 (протоколы подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)). Общество 30.09.2022 направило жалобы в управление, ссылаясь на нарушение заказчиком предписаний управления и проведение дополнительной процедуры - подачи окончательных ценовых предложений. Управление 07.10.2022 решениями N 009/06/106-100/2022, N 009/06/106-101/2022 признало жалобы общества действия заказчика при проведении конкурса необоснованными. Общество обжаловало решения управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд установил и материалами дела подтверждается, что заказчик и оператор площадки исполнили предписания управления от 16.09.2022 об устранении нарушений при проведении открытого аукциона по извещениям N 0179200001922000430, N 0179200001922000431. Общество известили о днях и этапов конкурса: днем окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке определено 28.09.2022; назначены новые даты начала подачи окончательных предложений (29.09.2022 09:00:00 (+03:00)) и окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (29.09.2022), подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (30.09.2022).
Суд проверил и правомерно отклонил ссылки общества на необоснованное объявление заказчиком и проведение дополнительной процедуры подачи окончательных ценовых предложений по заявкам от 29.09.2022, поданных после отмены первоначальных торгов, вместо рассмотрения ранее поданных заявок от 02.09.2022 с окончательным ценовым предложений участников. Доводам обществу о неверном исполнении предписаний управления, присвоении заявкам итогового рейтинга и определении победителя повторных торгов дана надлежащая правовая оценка. Оператор площадки и заказчик правильно исполнили предписания управления, установив новые сроки рассмотрения заявок. Поскольку общество, несмотря на публикацию сведений о предстоящих повторных торгах в установленном Законом N 44-ФЗ порядке и сроки, не представило как участник закупки в ходе повторных торгов окончательное (какое-либо новое) предложение по цене контракта, его первоначальное ценовое предложение по первоначальной заявке (рассмотрена по результатам первых торгов) правомерно учитывалось в числе других ценовых предложений участников торгов, подавших свои повторные ценовые предложения в ходе повторных торгов. Победителем признано лицо, подавшее ценовое предложение, меньшее от предложенного обществом. Заказчик, как правильно установил суд, оценил заявки участников закупки по правилам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Общество не доказало отсутствие возможности подачи новых ценовых предложений для участия в открытом конкурсе по спорным извещениям. Назначенная новая дата подачи окончательных предложений (29.09.2022 09:00:00 (+03:00)) позволяла ему, как правильно отметил суд, обновить свои ценовые предложения, в том числе подать окончательное предложение по цене контракта.
Установленные Законом N 44-ФЗ особенности организации и проведения открытых электронных торгов регулируют не только гарантии участников хозяйственного оборота, но и исходят из публично-правовых интересов государственных и муниципальных заказчиков, действующих исходя из социально-значимых публичных интересов, требующих в числе других не только вовлечения бОльшего круга участников публичных процедур с целью отыскания наилучших ценовых предложений, но и поворотливого поведения участников аукционных процедур с целью скорого и качественного исполнения ими требуемых для государственных (муниципальных) органов публично-значимых контрактов.
По изложенным причинам управление правомерно признало действия заказчика произведенными с соблюдением Закона N 44-ФЗ, правовые основания для удовлетворения жалобы общества отсутствовали. Всем доводам общества, в том числе об установленном им самим сокращенном рабочем времени в организации, суд дал исчерпывающую правовую оценку. Кроме того, из приводимых им доводов об установленном режиме рабочего дня на предприятии также усматривается наличие возможности подать новое ценовое предложение до 10 часов утра в день проведения открытых торгов. До сведения общества в установленные Законом N 44-ФЗ сроки и порядке (в том числе оператором площадки) доведены сведения как о выдаче предписания управления об аннулировании результатов первых торгов по спорным заявкам, так и предстоящих повторных торгах по тем же лотам и заявкам, а также предложение обновить ценовые предложения всем участникам аукциона, что часть из них выполнила.
Ссылки общества на отсутствие у заказчика и оператора площадки возможности предложить участникам аукциона обновить ранее поданные ценовые предложения по торгам, результаты которых аннулированы, не основаны на нормах права и делают бессмысленным повторное проведение электронных торгов вследствие раскрытия сведений о поданных ценовых предложениях при рассмотрении дела об антимонопольном нарушении, по рассмотрениям которого выдано предписание антимонопольного органа об аннулировании протоколов подведения итогов аукциона (фактически "обнуление" результатов торгов), - иное означало бы автоматический выбор прежних ценовых предложений, результаты оценки которых отменены.
В компетенцию управления также не входит рассмотрение вопросов о привлечении к ответственности за нарушение оператором электронной площадки требований Закона N 44-ФЗ.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево - Черкесской Республики от 15.11.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 по делу N А25-62/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По изложенным причинам управление правомерно признало действия заказчика произведенными с соблюдением Закона N 44-ФЗ, правовые основания для удовлетворения жалобы общества отсутствовали. Всем доводам общества, в том числе об установленном им самим сокращенном рабочем времени в организации, суд дал исчерпывающую правовую оценку. Кроме того, из приводимых им доводов об установленном режиме рабочего дня на предприятии также усматривается наличие возможности подать новое ценовое предложение до 10 часов утра в день проведения открытых торгов. До сведения общества в установленные Законом N 44-ФЗ сроки и порядке (в том числе оператором площадки) доведены сведения как о выдаче предписания управления об аннулировании результатов первых торгов по спорным заявкам, так и предстоящих повторных торгах по тем же лотам и заявкам, а также предложение обновить ценовые предложения всем участникам аукциона, что часть из них выполнила.
...
В компетенцию управления также не входит рассмотрение вопросов о привлечении к ответственности за нарушение оператором электронной площадки требований Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф08-2599/24 по делу N А25-62/2023