г. Ессентуки |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А25-62/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., с участием от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АвтоМост" - Ташу З.Н. (доверенность от 11.08.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок, Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор", общества с ограниченной ответственностью "Институт ГражданПроект", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоМост" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2023 по делу N А25-62/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоМост" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 07.10.2022 по делу N 009/06/106-101/2022 о признании необоснованной жалобы на действия Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (дело N А25-62/2023).
Общество также оспорило решение антимонопольного органа от 07.10.2022 по делу N 009/06/106-100/2022 (дело N А25-63/2023).
Определением от 17.04.2023 дела N А25-62/2023 и N А25-63/2023 объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее -управление), Республиканское государственное казенное учреждение "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - учреждение, заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Институт ГражданПроект".
Решением от 15.11.2023 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью принятых управлением решений.
В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указал, что заказчик не исполнил требования предписаний антимонопольного органа. Обществом предложены лучшие условия по закупке и при надлежащем исполнении предписания антимонопольного органа, а именно оценке уже поданных заявок, победителем закупки должен был стать именно заявитель. Антимонопольный орган не представил доказательств законности принятых решений. Материалы дела также не содержат подобных доказательств.
В отзывах управление и учреждение просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в жалобе. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывов, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.08.2022 управлением в ЕИС "Закупки" (www.zakupki.gov.ru) размещены извещения о проведении открытых конкурсов в электронной форме: по извещению N 0179200001922000430 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кубань на км 45+860 автомобильной дороги межмуниципального значения "Карачаевск - Учкулан"; начальная (максимальная) цена контракта 6 644 820 рублей; по извещению N 0179200001922000431 "Выполнение проектно-изыскательских работ по ремонту моста через реку Кума на км 35+829 автомобильные дороги межмуниципального значения "Усть-Джегута - Терезе"; начальная (максимальная) цена контракта 5 398 266 рублей.
02 сентября 2022 года общество подало заявки на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0179200001922000430 (заявка N 2777), N 0179200001922000431 (заявка N 27782).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2022 N ИЭОК1 по закупке N 0179200001922000431, заявке общества (заявка N 27782) был присвоен итоговый рейтинг 60, порядковый номер: 2.
Аналогичные итоги были подведены при проведении закупки N 0179200001922000430, где заявке общества (заявка N 2777) был присвоен итоговый рейтинг 60, порядковый номер: 2, что подтверждается Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2022 N ИЭОК1.
12 сентября 2022 года общество обратилось с жалобами в антимонопольный орган, в которых указала на неправомерные действия управления при проведении открытых конкурсов (N 0179200001922000431, N 0179200001922000430).
16 сентября 2022 года антимонопольный орган, рассмотрев жалобы общества, принял решения N 009/06/106-93/2022 и N 009/06/106-92/2022, которым признал жалобы обоснованными, в действиях комиссии управления, установлено нарушение подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Пунктом 3 резолютивной части решений, антимонопольный орган принял решение выдать комиссии обязательные для исполнения предписания.
Согласно предписаниям от 16.09.2022 N 009/06/106-93/2022, Предписание от 16.09.2022 N 009/06/106-92/2022 заказчику, оператору электронной площадки (АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан") было предписано:
"а) отменить протоколы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) назначить новую дату рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
в) осуществить оценку заявок, поданных для участия в закупке;
г) осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 16.09.2022 N 009/06/106-92/2022.
Оператору электронной площадки АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан":
а) не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, в том числе заявителя, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
б) осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в закупке через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания
Аналогичное предписание было выдано по результатам рассмотрения дела от 16.09.2022 N 009/06/106-93/2022.
Оператор электронной площадки, во исполнение предписаний отменил протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок; отменил протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок; отменил протокол подведения итогов; направил заявки на рассмотрение заказчику, в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Оператором электронной площадки уведомлены все участники, подавшие заявки на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0179200001922000431 и N 0179200001922000430.
Заказчику была предоставлена техническая возможность исполнить предписания, осуществить оценку заявок, поданных участниками до окончания срока подачи заявок и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и с учетом решения.
Оператором электронной площадки, для исполнения заказчиком и комиссией по осуществлению закупок предписаний по делам от 16.09.2022 N 009/06/106-92/2022, от 16.09.2022 N 009/06/106-93/2022, установлены следующие сроки рассмотрения заявок по закупкам N 0179200001922000430, N 0179200001922000431: дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке - 28.09.2022; назначена новая дата начала подачи окончательных предложений - 29.09.2022 09:00:00 (+03:00); дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 29.09.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.09.2022.
Оператор электронной площадки письмом от 01.09.2023 N 2872, уведомил участников закупки, подававших заявки о дате окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок, о дате окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупках, о новой дате начала подачи окончательных предложений, о дате подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя).
По результатам повторного рассмотрения заявок, комиссией заявке общества по закупке N 0179200001922000430 присвоен итоговый рейтинг 99.32, порядковый номер 2, по закупке N 0179200001922000431 присвоен итоговый рейтинг 98.89, порядковый номер 2, что подтверждается протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
30 сентября 2022 года общество, не согласившись с результатами рассмотрения заявок по закупкам N 0179200001922000430, N 0179200001922000431, направило жалобы в антимонопольный орган, сослалось на то, заказчиком, комиссией в нарушение требований по выданным ранее предписаниям была объявлена и проведена дополнительная процедура - подачи окончательных ценовых предложений.
07 октября 2022 года антимонопольный орган, рассмотрев жалобы общества, принял решения от 07.10.2022 N 009/06/106-100/2022, N 009/06/106-101/2022, которым признал жалобы необоснованными.
Общество оспорило решения антимонопольного органа от 07.10.2022 N 009/06/106-100/2022, N 009/06/106-101/2022 в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса, пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом N 44-ФЗ.
На основании части 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Первая часть также должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 4 части 7 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет уведомление каждому участнику закупки, подавшему заявку на участие в закупке, содержащее информацию о дате проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), установленной в извещении об осуществлении закупки, и времени начала и окончания такой процедуры, установленном оператором электронной площадки в соответствии со временем, действующим в часовой зоне по месту нахождения заказчика.
Согласно части 8 статьи 48 Закона N 44-ФЗ участники закупки, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона) подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона). При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта. Продолжительность приема ценовых предложений составляет один час.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планирований и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, которые находятся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 44-ФЗ открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе
Из материалов дела видно, что заказчик исполнил предписания антимонопольного органа, выданное в результате рассмотрения поступивших жалоб общества при проведении открытого аукциона по извещениям N 0179200001922000430, N 0179200001922000431.
Общество известили о датах этапов конкурса: дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке - 28.09.2022; назначена новая дата начала подачи окончательных предложений - 29.09.2022 09:00:00 (+03:00); дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 29.09.2022; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.09.2022.
Общество в заявление указало, что в нарушение выданных предписаний, управлением была объявлена и проведена дополнительная процедура подачи окончательных ценовых предложений, вместо того, чтобы рассмотреть раннее поданные заявки (02.09.2022) с окончательным ценовым предложений участников, заказчик рассмотрел заявки поданные 29.09.2022. В результате чего, заявкам общества был присвоен неверный итоговый рейтинг, следовательно, определен неверный победитель проводимых закупок.
Вместе с тем, как верно установлено антимонопольным органом, оператором электронной площадки, заказчиком и конкурсной комиссией заказчика во исполнение выданных предписаний установлены новые сроки рассмотрения заявок.
Согласно сведений, полученных от оператора электронной площадки, участником закупки (обществом) не представлено окончательное предложение по цене контракта, в связи с чем победителем признано другое лицо, которым такое предложение было представлено.
Конкурсной комиссией заказчика были оценены заявки участников закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом общество не представило доказательств об отсутствии возможности подачи ценовых предложений для участия в открытом конкурсе по спорным извещениям. Назначенная новая дата подачи окончательных предложений - 29.09.2022 09:00:00 (+03:00) позволяла обществу обновить свои ценовые предложения, в том числе подать окончательное предложение по цене контракта.
В связи с чем, антимонопольный орган правомерно признал, что действия конкурсной комиссии заказчика не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ и отказал в удовлетворении жалобы общества.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что решения управления являются законными и обоснованными, поэтому в удовлетворении требований общества судом отказано правомерно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Кодекса в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Кодекса относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.11.2023 по делу N А25-62/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-62/2023
Истец: ООО "Автомост"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ООО "ИНСТИТУТ ГРАЖДАНПРОЕКТ" Г.КИСЛОВОДСК, Оператор электронной площадки - Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "КАРАЧАЕВОЧЕРКЕСАВТОДОР", Ташу Заур Нурбиевич, Управление КЧР в сфере закупок