г. Краснодар |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А15-1009/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "АТП-2" (ОГРН 1020502530828) - Зайнулабидовой С.М. (доверенность от 20.08.2023), ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ОГРН 1170571015691) - Абакаровой М.А. (доверенность от 30.03.2023), рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А15-1009/2023, установил следующее.
ООО "АТП-2" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N ДКП-___/2022/ЗУ купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, квартал Дзержинец, ул. Майская, 23 на следующих условиях:
- пункт 4.1 договора изложить в следующей редакции: "В соответствии с Законом Республики Дагестан от 14.02.2014 N 3 "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" цена земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, составляет 3 180 702 рубля 10 копеек";
- пункт 5.2 договора: "Покупатель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации";
- исключить пункт 5.3 договора;
-пункт 6.3 договора: "В случае невыполнения (неполного выполнения) покупателем обязательств, предусмотренных настоящим договором в соответствии с пунктом 3.2.1 настоящего договора, продавец вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации)".
Решением от 09.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.01.2024, исковые требования удовлетворены в части.
Урегулированы разногласия между обществом и министерством при заключении договора N ДКП-___/2022/ЗУ купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан; на министерство возложена обязанность заключить с обществом договор N ДКП-___/2022/ЗУ купли-продажи земельного участка, изложив пункт 4.1 договора в следующей редакции: "В соответствии с Законом Республики Дагестан от 14.02.2014 N 3 "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" цена земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, составляет 3 180 702 рубля 10 копеек"; в остальной части иска отказано; с министерства в пользу общества взыскано 6000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску. При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что в рамках дела N А15-4350/2016 признан незаконным отказ Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (правопредшественник министерства) от 24.11.2016 N 13-03-5288/08/16 в предоставлении обществу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР в Юго-восточной промзоне, на котором находятся объекты недвижимости: здания, сооружения, оборудование, принадлежащие на праве собственности обществу; на уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На момент обращения заявителя в министерство с заявлением (11.08.2016) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м составляла 127 228 083 рубля 84 копейки. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Дагестан от 14.02.2014 N 3 "О порядке определения цены и порядке оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан или государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" (далее - Закон от 14.02.2014 N 3) при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан или государственная собственность на которые не разграничена, цена выкупа определяется в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка при их приобретении: 1) коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. Поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов общество обратилось 11.08.2016, - оснований для расчета выкупной стоимости более 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка не имеется. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды указали, что пункты 5.2, 5.3 и 6.3 договора N ДКП-___/2022/ЗУ купли-продажи изложены министерством в соответствии с утвержденной приказом от 13.02.2019 N 267 примерной формой договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан.
В кассационной жалобе министерство просит решение от 09.10.2023 и постановление апелляционного суда от 17.01.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что между сторонами не являлся спорным вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка. Закон от 14.02.2014 N 3 утратил силу в связи с принятием Закона Республики Дагестан от 29.12.2017 N 112 "О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов" (далее - Закон от 29.12.2017 N 112). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", цена определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка. Льготная ставка в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка не применяется в отношении юридических лиц при выкупе ими земельного участка под объектами капитального строительства. Данная льгота распространяется только на граждан либо в отношении земель сельскохозяйственного назначения, для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства. Применение льготной ставки в размере 2,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером: 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственных целей неправомерно, поскольку действующий порядок предусматривает 100% от кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав обе стороны, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат: здание с кадастровым номером 05:40:000083:1850 (литеры А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Н, О); сооружение - площадка с кадастровым номером 05:40:000080:1437 размером 19 136,3 кв. м; забор с кадастровым номером 05:40:000080:1438 протяженностью 455 м, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м, по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, микрорайон в Юго-восточной промзоне.
11 августа 2016 года общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса в собственность земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47 808 кв. м, на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом от 24.11.2016 N 13-03-5288/08/16 комитет отказал в предоставлении заявителю в собственность без проведения торгов данного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением от 24.03.2021 по делу N А15-4350/2016 признан незаконным отказ комитета (правопредшественник министерства) от 24.11.2016 N 13-03-5288/08/16 в предоставлении обществу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 площадью 47808 кв. м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, МКР в Юго-восточной промзоне, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу; на министерство возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем направления обществу проекта договора купли-продажи данного земельного участка в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
10 декабря 2022 года министерство направило обществу проект договора N ДКП-___/2022/ЗУ купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан.
Не согласившись с условиями договора, общество (покупатель) направило в министерство (продавец) протокол разногласий от 28.12.2023, предложив согласовать спорные пункты в своей редакции.
Министерство письмом от 27.01.2023 N ХД-01/732 отклонило протокол разногласий, мотивируя тем, что форма договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, утверждена приказом от 13.02.2019 N 267, который опубликован на портале Министерства юстиции Российской Федерации.
Недостижение согласия по спорным пунктам договора послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. В части отказа в удовлетворении заявленных требований судебные акты не обжалуются, поэтому в силу частей 1 и 3 статьи 286 Кодекса не проверяются судом кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса).
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса в случаях, когда в соответствии с названным кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 этого кодекса).
На основании пункта 3 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
При этом цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
Исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, приняв во внимание вступившее в законную силу решение от 24.03.2021 по делу N А15-4350/2016, суды указали, что при определении выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 необходимо исходить из его кадастровой стоимости и порядка определения выкупной цены, действовавших на момент обращения заявителя в министерство с соответствующим заявлением (11.08.2016). На указанную дату кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000080:84 составляла 127 228 083 рубля 84 копейки. Размер выкупной стоимости земельного участка в соответствии с положениями статьи 2 Закона от 14.02.2014 N 3 составляет 3 180 702 рубля 10 копеек.
Правовые основания для иных выводов, иной оценки представленных в материалы дела доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не может служить основанием для их отмены, поскольку свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам жалобы. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А15-1009/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф08-2225/24 по делу N А15-1009/2023