г. Краснодар |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А63-19478/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Дорошенко Андрея Филипповича (паспорт), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2618024343 ОГРН 1202600017234), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887 ОГРН 1022601989508), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны (ОГРНИП 313265117200296 ИНН 263512888003), Цаллагова Захара Владимировича, Емельшина Павла Сергеевича, Хачковой Инны Васильевны, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А63-19478/2022, установил следующее.
Управление муниципальным имуществом администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее - управление имуществом) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 03.11.2022 N 026/10/18.1- 2016/2022 о признании обоснованной жалобы индивидуального предпринимателя Майдибор Н.В. (далее - предприниматель) на действия управления имуществом, выдаче управлению имуществом как организатору торгов предписания об отмене протоколов торгов от 14.10.2022, 18.10.2022, повторном проведении процедур рассмотрения заявок и аукциона.
Решением суда от 21.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.12.2023 в удовлетворении требований отказано из-за нарушения управлением имуществом порядка организации и проведения торгов, отсутствии надлежащего приема заявок организатору торгов через органы почтовой связи, что повлекло нерассмотрение направленных в пределах установленных извещением об аукционе сроков заявок по почте, и необоснованный отказ в участии в торгах по мотиву пропуска срока подачи заявок на участие в аукционе.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось управление имущества, ссылается на соблюдение процедуры приема заявок, их нахождение в органе почтовой связи в пределах установленного срока их подачи.
В отзывах на кассационную жалобу управление, предприниматель просят оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Дорошенко А.Ф. поддержал возражения, изложенные в отзывах на жалобу. Дорошенко А.Ф. также заявил ходатайство о возврате кассационной жалобы, мотивируя его необоснованным принятием жалобы к производству кассационной инстанции. Ходатайство подлежит отклонению, поскольку жалоба направлена управлением имуществом в пределах двухмесячного срока ее подачи в суд первой инстанции. Кроме того, она принята к производству суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав Дорошенко А.Ф., считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что 16.09.2023 управление имуществом опубликовало извещение N 160922/50988585/01 о проведении открытого аукциона по составу участников и по форме подачи предложений о цене предмета аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков. В соответствии с извещением заявки принимаются с 08 час. 30 мин. до 17 час. 30 мин. 16.09.2022 (ежедневно, кроме выходных дней) до 17 час.30 мин. 13.10.2022. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в торгах от 14.10.2022 N 39 на участие в торгах по лоту N 1 подано 23 заявки, по лоту N 2 - 21 заявка, по лоту N 3 - 18 заявок. Среди указанных заявок заявка ИП Майдибор Н.П. отсутствовала. Процедура аукциона состоялась 18.10.2022, аукцион признан состоявшимся, определен победитель торгов. Результаты аукциона оформлены протоколом от 18.10.2022 N 40. Предприниматель обжаловал действия управления имуществом при проведении торгов по продаже права аренды земельного участка по извещению N 160922/50988585/01 в управление, в ходе проверки управление установило, что 07.10.2022 посредством почтовой связи она направила организатору торгов заявки по 3 лотам (почтовые отправления N 35504076006134, N 35504076006141, N 355004076006158), из отчетов об отслеживании почтовой корреспонденции видно, что эти почтовые отправления поступили в почтовое отделение по месту нахождения организатора торгов 10.10.2022 и получены им 18.10.2022. Заявки предпринимателя не рассмотрены организатором торгов как поступившие после окончательной даты приема заявок. Решением управления от 03.11.2022 N 026/10/18.1-2016/2022 жалоба предпринимателя на действия управления имуществом как организатора торгов по извещению N 160922/50988585/01 признана обоснованной. Управление имуществом обжаловало решение управления в арбитражный суд.
Отказывая управлению имуществом в удовлетворении требования, суд правильно применил к установленным им фактическим обстоятельствам часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), запрещающую при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Формирование документации об аукционе не должно никоим образом ограничивать возможность участия неопределенного круга лиц в проводимом аукционе. Способы подачи заявлений должны быть разнообразны, и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия организатора или аукционной комиссии при организации и проведении торгов (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ). Частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Основания предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно части 18 статьи 39.11 Земельного кодекса организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (часть 19 статьи 39.11 Кодекса). Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (часть 20 статьи 39.11 Кодекса). Требования к извещению о проведении аукциона определены частью 21 статьи 39.11 Кодекса, в соответствии с которой извещение, помимо прочего, должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (подпункт 7). Заявка на участие в аукционе в силу части 1 статьи 39.12 Кодекса должна быть представлена в установленный в извещении о проведении аукциона срок по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка для участия в аукционе. Таким образом, Кодекс предусматривает, что организатор торгов вправе самостоятельно определить форму и способ подачи заявки на участие в аукционе.
Суд отметил, что в рассматриваемом случае извещением N 160922/50988585/01 организатор торгов определил, что заявки принимаются с 08 час. 30 мин. до 17 час. 30 мин. 16.09.2022 (ежедневно, кроме выходных дней), перерыв с 13.00 до 14.00, по адресу: Ставропольский край Предгорный округ ст. Ессентукская ул. Набережная д. 5, 2 этаж, кабинет 29. Дата окончания приема заявок 17 час. 30 мин. 13.10.2022.
Каких-либо ограничений о способе подачи заявки извещение о проведении торгов не содержит. Земельным кодексом и извещением о проведении спорных торгов запрет на направление заявки на участие в торгах через органы почтовой связи также не установлены.
Следовательно, направление предпринимателем заявок по трем лотам 07.10.2022 почтовыми отправлениями N 35504076006134, N 35504076006141, N 355004076006158 являлось допустимым аукционной документацией, возможность направления заявок по почте не отрицается и самим организатором торгов.
Из содержания отчета об отслеживании заказных писем (почтовые отправления N 35504076006134, N 35504076006141, N 355004076006158) следует, что заявки предпринимателя фактически поступили в почтовое отделение по месту нахождения организатора торгов 10.10.2022. Таким образом, по состоянию на 17 час. 30 мин. 13.10.2022 (день окончания приема заявок) заявки предпринимателя поступили в почтовое отделение получателя - организатора торгов в установленный извещением срок. АО "Почта России" письмом от 07.12.2023 N Ф82-04/226813 сообщила, что "РПО N 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 поступили 10.10.2022 в ОПС по ул. Ессентукская 357350. Накладная на доставку почтальону и извещение по форме N 22 сформированы 11.10.2022. Доставка почтальоном РПО NN 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 осуществлялась 18.10.2022. Указанные РПО вручены в процессе доставки почтальоном 18.10.2022 представителю адресата Янаковой Т.В. по доверенности N 1 от 10.01.2022 (документы, подтверждающие вручение, приложены). В связи со сменой кадрового состава ОПС Ессентукская 357350, в настоящее время запросить пояснения и предоставить сведения о причинах нарушения срока доставки РПО N 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 не представляется возможным.
При этом органом почтовой связи отмечено, что договор на оказание услуг с управлением имуществом с органом не заключало и при отсутствии договора, регламентирующего порядок доставки корреспонденции, доставка осуществляется в соответствии с требованиями п. 10.7 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом от 21.06.2022 N 230-п. Также сообщено, что управление имуществом почтовый ящик для получения почтовой корреспонденции в доступном для почтальона месте не установлен. В настоящее время вручение корреспонденции осуществляется почтальоном в процессе доставки доверенному лицу организации на рабочем месте. В силу статьи 31 Федерального закона о почтовой связи Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" доставка почтовых отправлений организациям, размещающимся в многоэтажных зданиях, осуществляется через почтовые шкафы опорных пунктов, устанавливаемые этими организациями на первых этажах зданий. Перемещение почтовых работников по зданию организации в поисках юридических лиц, для вручения письменной корреспонденции, нормативными актами не предусмотрено. В том случае, если организацией-получателем организовано место приема почтовой корреспонденции на первом этаже здания, имеется почтовый шкаф с указанием наименования организации на первом этаже здания, имеется вывеска при входе в здание, простая письменная корреспонденция и извещения на регистрируемые отправления, доставляются почтальоном.
Совокупность перечисленных обстоятельств признана судом свидетельствующей о непринятии управлением имуществом каких-либо мер к получению направляемой ему почтовой корреспонденции и неполучение им предпринимателя вызвано исключительно необеспечения им получения корреспонденции и определения способа и сроков доставки почтовых отправлений, в том числе с 10.10.2022 по 13.10.2022 (последний день подачи заявок). Управление имуществом не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и, обладая информацией о публичной значимости предстоящих торгов, не приняло всех мер для получения почтовой корреспонденции по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также не обеспечило проверку поступления заявок всеми дозволенными и доступными способами и, в случае выявления поступления корреспонденции - её получения до момента рассмотрения заявок. Поскольку дата рассмотрения заявок назначена на 14.10.2022, то с 10.10.2022 (дата поступления заявки ИП Майдибор Н.П.) по 14.10.2022, управление муниципальным имуществом, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность и должен своевременно получить сведения о поступлении заявок посредством почтовой связи непосредственно обращаясь в отделение почтовой связи (к которому относится управление) за получением информации о поступлении корреспонденции в указанный период (либо об отсутствии таковой). Учитывая публичный характер проводимых торгов и его значение в целях привлечения максимального количества участников и выявления максимально выгодных условий на торгах, доступными мерами контроля за поступлением заявок, в данном случае проверка поступившей корреспонденции в почтовое отделение в период с 10.10.2022 по 14.10.2022 (рабочие дни) способствовала бы привлечению к аукциону более широкого круга его участников. Препятствий в доступе к получению в почтовом отделении соответствующей информации и получении поступившей корреспонденции непосредственно в почтовом отделении до момента рассмотрения заявок у управления имуществом не имелось, доказательства обратного не представлены.
Названные действия (бездействие) управления имуществом правомерно признаны судом нарушающими порядок организации и проведения торгов, создающими приоритет лицам, подавшим заявки на участия в торгах лично либо по электронной почте, и необоснованные в связи с этим преимущества. Бездействие управления имуществом, выразившееся в ненадлежащем принятии всех необходимых и доступных мер для обеспечения своевременного получения заявок на участие в аукционе поступивших по почте до даты рассмотрения заявок, повлекло нарушение права на участие в торгах предпринимателя. При рассмотрении дела не установлено каких-либо недобросовестных действий со стороны этого лица, подавшего заявку. Действия управления имуществом привели к тому, что заявки, направленные по почте и поступившие в отделение почтовой связи адресата (организатора торгов) в пределах установленных извещением сроков, не были рассмотрены и в дальнейшем управлением имуществом принято необоснованное решение об отказе в участии в торгах ввиду пропуска срока на подачу заявок на участие в торгах. Управление имуществом, выступающее в качестве муниципального учреждения, реализующее публичные полномочия, обязано предпринять меры по своевременному получению направляемой в его адрес почтовой корреспонденции, либо сформулировать условия проведения торгов (сроки подачи заявок и сроки их рассмотрения) допуская возможность подачи заявок по почте. Необходимо учитывать возможность почтового пробега при подаче заявок потенциальными участниками, не перекладывая такую обязанность на участников со ссылкой на то, что сами участники, которые не имеют возможности подать заявки непосредственно к организатору торгов, должны подавать заявки заранее с учетом возможности почтового пробега. Кроме того, отрицательные последствия несвоевременного получения управлением имуществом заявки, направленной и поступившей в отделение почтовой связи своевременно в адрес организатора торгов, не могут возлагаться в данном случае на лицо, направившего такую заявку.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.07.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А63-19478/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания отчета об отслеживании заказных писем (почтовые отправления N 35504076006134, N 35504076006141, N 355004076006158) следует, что заявки предпринимателя фактически поступили в почтовое отделение по месту нахождения организатора торгов 10.10.2022. Таким образом, по состоянию на 17 час. 30 мин. 13.10.2022 (день окончания приема заявок) заявки предпринимателя поступили в почтовое отделение получателя - организатора торгов в установленный извещением срок. АО "Почта России" письмом от 07.12.2023 N Ф82-04/226813 сообщила, что "РПО N 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 поступили 10.10.2022 в ОПС по ул. Ессентукская 357350. Накладная на доставку почтальону и извещение по форме N 22 сформированы 11.10.2022. Доставка почтальоном РПО NN 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 осуществлялась 18.10.2022. Указанные РПО вручены в процессе доставки почтальоном 18.10.2022 представителю адресата Янаковой Т.В. по доверенности N 1 от 10.01.2022 (документы, подтверждающие вручение, приложены). В связи со сменой кадрового состава ОПС Ессентукская 357350, в настоящее время запросить пояснения и предоставить сведения о причинах нарушения срока доставки РПО N 35504076006134, 35504076006141, 35504076006158 не представляется возможным.
При этом органом почтовой связи отмечено, что договор на оказание услуг с управлением имуществом с органом не заключало и при отсутствии договора, регламентирующего порядок доставки корреспонденции, доставка осуществляется в соответствии с требованиями п. 10.7 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом от 21.06.2022 N 230-п. Также сообщено, что управление имуществом почтовый ящик для получения почтовой корреспонденции в доступном для почтальона месте не установлен. В настоящее время вручение корреспонденции осуществляется почтальоном в процессе доставки доверенному лицу организации на рабочем месте. В силу статьи 31 Федерального закона о почтовой связи Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" доставка почтовых отправлений организациям, размещающимся в многоэтажных зданиях, осуществляется через почтовые шкафы опорных пунктов, устанавливаемые этими организациями на первых этажах зданий. Перемещение почтовых работников по зданию организации в поисках юридических лиц, для вручения письменной корреспонденции, нормативными актами не предусмотрено. В том случае, если организацией-получателем организовано место приема почтовой корреспонденции на первом этаже здания, имеется почтовый шкаф с указанием наименования организации на первом этаже здания, имеется вывеска при входе в здание, простая письменная корреспонденция и извещения на регистрируемые отправления, доставляются почтальоном."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф08-2218/24 по делу N А63-19478/2022