г. Краснодар |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А53-27597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Андрианова Ю.Ю., секретарь судебного заседания Маркович Д.Н.), ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмадовой А.Д., от заявителя - открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ростовское" (ИНН 6165155494 ОГРН 1096165002229) - Абрамовой Н.Г. (доверенность от 25.12.2023), заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону - Кабачека М.И. (доверенность от 20.11.2023), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ростовское" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А53-27597/2023, установил следующее.
Акционерное общество "Ростовское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону (далее - инспекция) с заявлением о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:19716, 61:44:0082615:13136, 61:44:0082615:8827, 61:44:0082615:22573, 61:44:0082615:22610 (далее - последующие после двоеточия номера участков), выраженных в сообщении от 18.07.2022 N 2757324 (далее - участки), обязании исчислить земельный налог за 2021 год в отношении участков без повышающих коэффициентов.
Решением суда от 19.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2024, в удовлетворении требований отказано по мотиву правильного применения инспекцией земельного налога за 2021 год с применением повышающего коэффициента к налоговой ставке 0,3%, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой обратилось общество, ссылается на внесение изменений в пункт 15 статьи 396 Кодекса только с 01.01.2024 и нарушение установленного пунктом 2 статьи 5 Кодекса принципа обратной силы закона.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что общество в силу статьи 388 Кодекса являлось плательщиком земельного налога в 2021 году в связи с получением на праве собственности при реорганизации (преобразовании) 01.06.2009 от Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ростовское" Минобороны России в 2012, 2013 годах земельных участков N 232, 236 (образовались из земельного участка с кадастровым номером 119) и 563 (образовался из земельного участка с кадастровым номером 234).
Земельные участки N 232 (свидетельство о регистрации права собственности на участок от 03.10.2012, площадь 294 394 кв. м, кадастровая стоимость на 2012 год составляла 415 504 747 рублей 66 копеек, образован 03.10.2012 путем выделения из участка 119 площадью 4 046 479 кв. м, снят с кадастрового учета 05.10.2012) и 236 (свидетельство о регистрации права собственности от 03.10.2012, площадь 493 994 кв. м, вновь образован из участка 119, кадастровая стоимость 697 218 191 рубль 66 копеек)) до их образования, межевания и регистрации права собственности общества на них, имели вид разрешенного использования - для специального назначения.
Участком 136 площадью 320 540 кв. м, кадастровой стоимостью 873 150 960 рублей общество владеет с 07.12.2017, участками 17914 площадью 106 447 кв. м, кадастровой стоимостью 428 758 936 рублей, 17915 - площадью 116 248 кв. м, кадастровой стоимостью 468 236 482 рубля, 17916 - площадью 90 811 кв. м, кадастровой стоимостью 365 778 535 рублей, 17917 - площадь земельного участка 90217 кв. м, кадастровой стоимостью 363 385 956 рублей, - общество владеет с 22.07.2020.
До образования, межевания и регистрации права собственности общества участки 232 и 236 имели вид разрешенного использования - для специального назначения 232 (до 2012 года), 236 (до 2015 года, из него при межевании образованы участки 17914, 17915, 17916, 17917), разрешенным использованием этих участков (232 с 03.10.2012), 236 (с 03.10.2012)), 136 (с 2017 года) и 17914, 17915, 17916, 17917 (образованы из участка 236 с 22.07.2020) являлось - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания. Решением Ростовского областного суда от 06.06.2016 по делу N 3а-443/2016 кадастровая стоимость участков 232, 563, 236 изменена, видом разрешенного использования указано такое же, в судебном акте содержится вывод о применении их кадастровой стоимости за 2015 год как налоговый период. На 2020 год собственником всех выделенных, вновь образованных и отмежеванных участков, как правильно установил суд, являлось общество и все 0участки в результате их преобразования изменили площадь, кадастровых номеров и их кадастровой стоимости. Все права в отношении всех спорных участков общество приобрело после 01.01.2008, и их межевание и преобразование с октября 2012 года из более крупных участков, также принадлежавших обществу, не повлияли начиная с 2012 (2015 года) не повлияли на установленный на 2021 год вид разрешенного использования - многоэтажное жилищное строительство.
Суд также установил, что по обращению общества от 04.10.2012 N 187 администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) издала постановление от 15.11.2012 N 984 "О разрешении ОАО "Ростовское" разработки документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) территории военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе", по которому ему разрешено разработать документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания) площадью 603,9 га территории военного городка N 140 в Октябрьском районе города. Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) утверждена постановлением администрации 09.02.2015 N 50, которое постановлением администрации 06.11.2020 N 1161 "Об утверждении документации по планировке территории в целях корректировки проекта планировки территории военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону, и подготовки в его составе проекта межевания территории I и V жилых районов (корректировка), II, III и IV жилых районов" признано утратившим силу. Из этих постановлений администрации не усматривается, что общество осуществляет жилищное строительство по договору о развитии застроенной территории. Такой договор с органом местного самоуправления общество не представило.
Вид разрешенного использования спорных участков предусматривает многоэтажную жилую застройку, то есть строительство многоквартирных жилых домов, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов. Однако, на участках отсутствуют объекты недвижимости, разрешения на строительство общество не получало, межевание участков под конкретные объекты строительства не начало.
Определяющим значением для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Кодекса установлено такое правовое последствие, как применение повышающих коэффициентов к названной ставке налога. Неосвоение участков, приобретенных для жилищного строительства, в связи с незавершением его первого этапа и неполучением разрешений на строительство, не лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки (в пределах 0,3%), однако, исчисление налога должно производиться с учетов повышенного коэффициента, установленного пунктом 15 статьи 396 Кодекса. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденным решением городской Думы от 26.04.2011 N 86, территория, на которой расположены участки 232, 234, 236, 563, относится к зоне многофункциональной общественно-жилой застройки. Вновь образованные участки также находятся в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением городской Думы от 21.12.2018 N 605.
Заявляя о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, общество, как правильно отметил суд, фактически ставит себя в более привилегированное положение по сравнению с другими налогоплательщиками земельного налога, что нарушает закрепленное в пункте 1 статьи 3 Кодекса требование равного отношения к налогоплательщикам, они не должны подвергаться различному налогообложению в отсутствие к тому разумных и объективных причин, согласующихся с природой налога. Суд, исследовав в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правомерно указал, что изначально (с 2012 года и вплоть до установленного судебным актом суда общей юрисдикции 2015 года как налогового периода) имевшиеся у общества в собственности участки, преобразованные и отмежеванные в новые, приобретались им для жилищного строительства, при этом построенные объекты недвижимости на спорных земельных участках отсутствуют. Суд обоснованно указал, что при установленных им фактических обстоятельствах дела действия общества по изменению разрешенного вида использования земельных участков на иной вид носят системный характер и направлены на создание условий для неприменения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов. Следовательно, вывод суда о том, что применение обществом пониженной ставки при исчислении земельного налога за 2021 год оно обязано одновременно применять и определенные инспекцией повышающие коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса, основан на правильном применении норм права и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
По этим причинам начисление обществу инспекцией 42 114 068 рублей земельного налога соответствует пункту 1 статьи 388, пункту 1 статьи 389, пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391, пунктам 4, 5 статьи 363, пункту 5 статьи 397, пункту 1 статьи 394 Кодекса и ее сообщения от 27.04.2022 N 1695814, от 18.07.2022 N 2757324 соответствуют законно установленной обязанности уплате земельного налога за спорный налоговый период. Инспекция также пересчитала с учетом возражений общества величину земельного налога по земельным участкам N 61:44:0082615:22573 и 61:44:0082615:22610. Налоговая ставка изменена с 1,5% на 0,3% с применением повышающего коэффициента 2 исходя из вида разрешенного использования участков. Сумма земельного налога по уточнённому расчёту уменьшена на 115 423 рубля, 18.07.2022 пересчитала земельный налог по участкам N 61:44:0082615:22595, 61:44:0082615:22591, 61:44:0082615:22590 по налоговой ставке 0,3 % с повышающим коэффициентом 2, начислив 15 653 рубля земельного налога, а также учла отнесение Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 86 территорию, на которой расположены участки N 232, 234, 236, 563 (зона многофункциональной общественно-жилой застройки) и статью 33 Градостроительного регламента зоны многофункциональной общественно-жилой застройки в составе перечня видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, где одним из основных видов разрешенного использования является - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания. На основании пункта 4 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 30.10.2018 N 595, при расчете налога за земли, используемые для проектирования и строительства объектов, применяется ставка по соответствующему виду использования земельного участка; порядок применения данной нормы в отношении земельных участков на условиях осуществления на них жилищного строительства указан в пунктах 15, 16 статьи 396 Кодекса. Произведенный инспекцией расчет земельного налога суд проверил, исчерпывающе проанализировал все виды разрешенного использования использованных при определении налоговой базы каждого из принадлежащих обществу спорных земельных участков и зоны их застройки, и сделал обоснованный вывод о наличии у инспекции правовых оснований для начисления начисленной величины земельного налога за 2021 года. Доводы жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку установленного судом вывода о его намеренном, длительном и недобросовестном поведении при исполнении возложенной на него статьей 23 Кодекса обязанности по исчислению и полной уплате налога. Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А53-27597/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявляя о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, общество, как правильно отметил суд, фактически ставит себя в более привилегированное положение по сравнению с другими налогоплательщиками земельного налога, что нарушает закрепленное в пункте 1 статьи 3 Кодекса требование равного отношения к налогоплательщикам, они не должны подвергаться различному налогообложению в отсутствие к тому разумных и объективных причин, согласующихся с природой налога. Суд, исследовав в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правомерно указал, что изначально (с 2012 года и вплоть до установленного судебным актом суда общей юрисдикции 2015 года как налогового периода) имевшиеся у общества в собственности участки, преобразованные и отмежеванные в новые, приобретались им для жилищного строительства, при этом построенные объекты недвижимости на спорных земельных участках отсутствуют. Суд обоснованно указал, что при установленных им фактических обстоятельствах дела действия общества по изменению разрешенного вида использования земельных участков на иной вид носят системный характер и направлены на создание условий для неприменения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов. Следовательно, вывод суда о том, что применение обществом пониженной ставки при исчислении земельного налога за 2021 год оно обязано одновременно применять и определенные инспекцией повышающие коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса, основан на правильном применении норм права и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
По этим причинам начисление обществу инспекцией 42 114 068 рублей земельного налога соответствует пункту 1 статьи 388, пункту 1 статьи 389, пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391, пунктам 4, 5 статьи 363, пункту 5 статьи 397, пункту 1 статьи 394 Кодекса и ее сообщения от 27.04.2022 N 1695814, от 18.07.2022 N 2757324 соответствуют законно установленной обязанности уплате земельного налога за спорный налоговый период. Инспекция также пересчитала с учетом возражений общества величину земельного налога по земельным участкам N 61:44:0082615:22573 и 61:44:0082615:22610. Налоговая ставка изменена с 1,5% на 0,3% с применением повышающего коэффициента 2 исходя из вида разрешенного использования участков. Сумма земельного налога по уточнённому расчёту уменьшена на 115 423 рубля, 18.07.2022 пересчитала земельный налог по участкам N 61:44:0082615:22595, 61:44:0082615:22591, 61:44:0082615:22590 по налоговой ставке 0,3 % с повышающим коэффициентом 2, начислив 15 653 рубля земельного налога, а также учла отнесение Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 86 территорию, на которой расположены участки N 232, 234, 236, 563 (зона многофункциональной общественно-жилой застройки) и статью 33 Градостроительного регламента зоны многофункциональной общественно-жилой застройки в составе перечня видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков, где одним из основных видов разрешенного использования является - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания. На основании пункта 4 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 30.10.2018 N 595, при расчете налога за земли, используемые для проектирования и строительства объектов, применяется ставка по соответствующему виду использования земельного участка; порядок применения данной нормы в отношении земельных участков на условиях осуществления на них жилищного строительства указан в пунктах 15, 16 статьи 396 Кодекса. Произведенный инспекцией расчет земельного налога суд проверил, исчерпывающе проанализировал все виды разрешенного использования использованных при определении налоговой базы каждого из принадлежащих обществу спорных земельных участков и зоны их застройки, и сделал обоснованный вывод о наличии у инспекции правовых оснований для начисления начисленной величины земельного налога за 2021 года. Доводы жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку установленного судом вывода о его намеренном, длительном и недобросовестном поведении при исполнении возложенной на него статьей 23 Кодекса обязанности по исчислению и полной уплате налога. Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2024 г. N Ф08-3184/24 по делу N А53-27597/2023