город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2024 г. |
дело N А53-27597/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Альковой О.М.,
при участии:
от ИФНС России Октябрьскому району города Ростова-на-Дону: представитель Кабачек М.И. по доверенности от 20.11.2023;
от АО "Ростовское": представитель Абрамова Н.Г. по доверенности от 12.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ростовское"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 по делу N А53-27597/2023
по заявлению акционерного общества "Ростовское" (ИНН 6165155494, ОГРН 1096165002229)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону
о признании действий налогового органа незаконными,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ростовское" (далее - заявитель, общество, АО "Ростовское") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, инспекция) с заявлением о признании незаконными действий по перерасчету земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:19716, 61:44:0082615:13136, 61:44:0082615:8827, 61:44:0082615:22573, 61:44:0082615:22610, выраженных в сообщении от 18.07.2022 N 2757324 (далее - земельные участки); об обязании исчислить земельный налог за 2021 год в отношении указанных участков без повышающих коэффициентов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 по делу N А53-27597/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции от 19.10.2023 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не принял во внимание, что законодателем внесены изменения в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы указывает, что при исчислении земельного налога в отношении участков, до 01.01.2024 изменивших имевшийся ранее иной вид разрешенного использования на вид, предусматривающий жилищное строительство, повышающие коэффициенты не применяются. Иное толкование пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2021 году) является нарушением одного из базовых принципов налогообложения, установленного пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ростова-на-Дону просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, АО "Ростовское" в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога.
На основании информации, полученной в рамках взаимодействия с органами, осуществляющими государственную регистрацию объектов недвижимости, инспекцией в отношении земельных участков АО "Ростовское" был исчислен земельный налог за 2021 год.
21.04.2022 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону сформирован расчет за 2021 год по земельному налогу АО "Ростовское". Сумма налога к оплате составила 42 114 068 руб.
На основании пунктов 4, 5 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику было направленно сообщение N 1695814 от 27.04.2022 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога.
Сообщение N 169814 от 27.04.2022 налогоплательщиком на сумму 42 114 068 руб.
получено 19.05.2022.
В июле 2022 года налоговым органом в адрес АО "Ростовское" направлено уточненное сообщение N 2757324 от 18.07.2022 по исчисленной сумме земельного налога за 2021 год.
03.08.2022 АО "Ростовское" представило свои пояснения, изложенные в письме.
17.08.2022 АО "Ростовское" получено сообщение о результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов в связи с переданным (направленным) сообщением об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 27.04.2023 N 15-18/1932 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Ростовское" создано путем реорганизации в форме преобразования 01.06.2009.
Правопредшественником являлось Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ростовское" Минобороны России.
В период времени 2012 - 2013 годы АО "Ростовское" являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563.
Земельные участки 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236 образовались из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119, а земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:563 образовался из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:234.
Земельные участки 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563 на момент их образования (в результате межевания и регистрации АО "Ростовское" права собственности) имели вид разрешенного использования - для специального назначении, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности: на земельный участок 61:44:0082615:236 от 03.10.2012, на земельный участок 61:44:0082615:232 от 03.10.2012, на земельный участок 61:44:0082615:563 от 30.04.2013.
С 01.01.2021 утратили силу положения статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность налогоплательщика-организации по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - организациями в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с этим в целях обеспечения полноты уплаты земельного налога налоговыми органами направляются сообщения налогоплательщикам-организациям об исчисленных им суммах налога.
Инспекция сформировала сообщение N 1695814 от 27.04.2022, согласно которому сумма исчисленного земельного налога за 2021 год по указанному сообщению составила 42 114 068 руб.
Инспекция в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации произвела перерасчет земельного налога за 2021 год по сообщению об исчисленной налоговым органом N 1695814 от 27.04.2022 и сформировала уточненное сообщение N2757324 от 18.07.2022
В соответствии с пунктом 6 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации АО "Ростовское" представило пояснения о несогласии с начисленной суммой земельного налога по причине применения налоговым органом при расчете налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
АО "Ростовское", не согласившись с суммой исчисленного налога, предоставило в соответствии с пунктом 6 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации пояснение от 31.05.2022, которое было удовлетворено частично, а именно инспекцией был произведен перерасчёт налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 61:44:0082615:22573, 61:44:0082615:22610. В связи с видом разрешённого использования, налоговая ставка была изменена с 1,5% на 0,3% с применением повышающего коэффициента 2. Сумма земельного налога по уточнённому расчёту уменьшена на 115 423 руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных пояснений налогоплательщику было направлено уведомление от 07.07.2022 N 119869.
Кроме того, налогоплательщику, письмом от 07.07.2022 N 12-12/10636 направлена более расширенная информация о результатах рассмотрения представленных пояснений. 18.07.2022 Инспекцией в отношении АО "Ростовское" произведен перерасчет налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 61:44:0082615:22595, 61:44:0082615:22591, 61:44:0082615:22590 по налоговой ставке 0,3 % с повышающим коэффициентом 2. В связи с чем, налогоплательщику был доначислен налог за 2021 год в сумме 15 653 руб.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется правообладателем земельных участков самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 86, территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:234, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563, относится к зоне многофункциональной общественно-жилой застройки.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного регламента зоны многофункциональной общественно-жилой застройки в составе перечня видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков одним из основных видов разрешенного использования является - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.
На основании пункта 4 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 30.10.2018 N 595, при расчете налога за земли, используемые для проектирования и строительства объектов, применяется ставка по соответствующему виду использования земельного участка; порядок применения данной нормы в отношении земельных участков на условиях осуществления на них жилищного строительства указан в пунктах 15, 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, Ростовской-на-Дону городской Думой для правообладателей земельных участков, входящих в зону многофункциональной общественно-жилой застройки, или по иным подобным основаниям специальные льготы по земельному налогу не установлены. земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:232 выделен 03.10.2012 из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119 площадью 4 046 479 кв. м, снятого с кадастрового учета 05.10.2012. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 61:44:0082615:119 составляла 5 711 159 995,81 руб.
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:232, площадью 294 394 кв. м является вновь образованным земельным участком, кадастровая стоимость которого в 2012 году на дату регистрации прав за АО "Ростовское" (номер свидетельства о государственной регистрации права 61-61-01/525/2012-407) составила 415 504 747,66 руб.
Согласно указанному выше свидетельству о регистрации права от 01.12.2015, разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082615:236 также выделен 03.10.2012 из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:119.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082615:236 составляет 493 994 кв. м и этот земельный участок является вновь образованным земельным участком, кадастровая стоимость которого в 2012 году на дату регистрации прав за АО "Ростовское" (номер свидетельства о государственной регистрации права 61-61-01/525/2012-403) составила 697 218 191,66 руб.
Согласно указанному выше свидетельству о регистрации права от 01.12.2012, разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.
Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:13136 АО "Ростовское" владеет с 07.12.2017, площадь земельного участка 320 540 кв. метров, кадастровая стоимость 873 150 960 руб., разрешенное использование - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания.
Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:17914 АО "Ростовское" владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 106 447 кв. метров, кадастровая стоимость 428 758 936 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).
Земельным участком с кадастровым номером 61:44:0082615:17915 АО "Ростовское" владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 116 248 кв. метров, кадастровая стоимость 468 236 482 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).
Земельным участком с кадастровый номером 61:44:0082615:17916 АО "Ростовское" владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 90 811 кв. метров, кадастровая стоимость 365 778 535 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).
Земельным участком с кадастровый номером 61:44:0082615:17917 АО "Ростовское" владеет с 22.07.2020, площадь земельного участка 90217 кв. метров, кадастровая стоимость 363 385 956 руб., разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (многоквартирный жилой дом, объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома).
Как указал налогоплательщик, земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:17914, 61:44:0082615:17915, 61:44:0082615:17916, 61:44:0082615:17917 получены в результате межевания земельного участка с кадастровый номером 61:44:0082615:236.
В соответствии с решением Ростовского областного суда от 06.06.2016 по делу N 3а-443/2016 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:563, 61:44:0082615:236 была изменена, при этом в указанном выше судебном акте спорные земельные участки указаны с видом разрешенного использования по кадастровому паспорту - многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания. Указанные изменения кадастровой стоимости применяются за налоговый период 2015 года.
Таким образом, все спорные земельные участки, перечисленные налогоплательщиком, являются вновь образованными земельными участками, право собственности на которые согласно документам, имеющимся в распоряжении инспекции, принадлежит АО "Ростовское".
Правообладателем вновь образованных спорных земельных участков в 2020 году является АО "Ростовское", поскольку они были выделены путем межевания из более крупных земельных участков, правообладателем которых также являлось АО "Ростовское".
Все спорные земельные участки в результате их выделения изменили свою площадь, что повлекло за собой присвоение каждому из вновь образованных земельных участков кадастрового номера, регистрацию прав собственника, изменение даты возникновения и прекращения прав собственности.
Следовательно, права в отношении всех спорных земельных участков приобретены правообладателем АО "Ростовское" после 1 января 2008 года, поскольку эти земельные участки были выделены путем межевания, начиная с октября 2012 года из более крупных земельных участков, также принадлежащих АО "Ростовское".
У спорных земельных участков на дату расчета земельного налога за налоговый период 2021 года вид разрешенного использования предусматривает многоэтажное жилищное строительство.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется правообладателем земельных участков самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований.
АО "Ростовское" самостоятельно, без получения дополнительных разрешений и согласований, изменяло вид размещенного использования. На все спорные земельные участки правообладателем произведена регистрация прав.
В пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлены правовые последствия отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости, а именно - применение повышающих коэффициентов к ставке 0,3%. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.
Каких-либо иных исключений для применения коэффициентов, кроме осуществления физическими лицами индивидуального жилищного строительства, законодательство не предусматривает.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данное регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере, по своему содержанию направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства объектов жилья, что не может расцениваться как нарушение конституционных прав плательщиков земельного налога (определения от 27.06.2017 N 1169-0, от 23.04.2020 N 821-0, от 23.07.2020 N 1646-0).
Согласно части 1 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах данной территории, строительство на земельных участках в границах данной территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории.
Исходя из системного толкования указанных выше норм следует, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу применяется на условиях осуществления на них жилищного строительства в отношении земельных участков с разрешенным использованием "для комплексного освоения в целях жилищного строительства". Налогоплательщик в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением ОАО "Ростовское" от 04.10.2012 N 187, Администрация города Ростова-на-Дону приняла постановление от 15.11.2012 N 984 "О разрешении ОАО "Ростовское" разработки документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) территории военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе", в соответствии с которым ОАО "Ростовское" было разрешено разработать документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания) площадью 603,9 га территории военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе.
Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) была утверждена постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 09.02.2015 N 50 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону, площадью 603,9 га".
Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 06.11.2020 N 1161 "Об утверждении документации по планировке территории в целях корректировки проекта планировки территории военного городка N 140, расположенной в Октябрьском районе города Ростова-на-Дону, и подготовки в его составе проекта межевания территории I и V жилых районов (корректировка), II, III и IV жилых районов" постановление от 09.02.2015 N 50 признано утратившим силу.
Из содержания вышеуказанных постановлений Администрации города Ростова-на-Дону не усматривается, что АО "Ростовское" осуществляет жилищное строительство на основании договора о развитии застроенной территории. Для налогоплательщика не установлены сроки освоения территории и этапов строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, существенным для неприменения повышающих коэффициентов является условие договора об обязательстве лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории.
АО "Ростовское" не представило договор о развитии застроенной территории, заключенный с органом местного самоуправления.
В этой связи ссылка налогоплательщика на указанное определение Верховного Суда РФ является необоснованной.
Аналогичные доводы отражены в апелляционной жалобе, которые также подлежат отклонению.
Вид разрешенного использования спорных земельных участков предусматривает многоэтажную жилую застройку, то есть строительство многоквартирных жилых домов, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов.
На спорных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости; не получены разрешения на строительство; не начат процесс межевания участков под конкретные объекты строительства; отсутствует договор с администрацией муниципального образования на освоение застраиваемой территории, на которой расположены спорные земельные участки.
Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Неосвоение земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, в связи с не завершением первого этапа строительства и неполучением разрешений на строительство, не лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки (в пределах 0,3%), однако исчисление налога должно осуществляться с учетов повышенного коэффициента, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявляя о неправомерном применении повышающего коэффициента при исчислении земельного налога, общество ставит себя в более привилегированное положение по сравнению с другими налогоплательщиками земельного налога, что нарушает закрепленное в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации требование равного отношения к налогоплательщикам, поскольку налогоплательщики не должны подвергаться различному налогообложению в отсутствие к тому разумных и объективных причин, согласующихся с природой налога.
Налогоплательщик заявил довод о том, что исчисление земельного налога в отношении указанных земельных участков должно осуществляться без применения повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку на момент регистрации права на данные земельные участки их разрешенное использование не имело вид, предусматривающий жилищное строительство.
Указанный довод налогоплательщика верно отклонен, поскольку изначально земельные участки, которые впоследствии были размежеваны на новые земельные участки, приобретены налогоплательщиком для осуществления жилищного строительства, при этом построенные объекты недвижимости на спорных земельных участках отсутствуют.
Действия налогоплательщика по изменению разрешенного вида использования земельных участков на иной вид носит системный характер и направлены на создание условий для не применения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденным решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011 N 86, территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082615:232, 61:44:0082615:234, 61:44:0082615:236, 61:44:0082615:563, относится к зоне многофункциональной общественно-жилой застройки.
Вновь образованные спорные земельные участки также находятся в зоне многофункциональной общественно-жилой застройки в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 N 605.
В случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, и имеющимся в деле документам, суд инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган обоснованно применил при исчислении земельного налога за 2021 год повышающий коэффициент к налоговой ставке 0,3%, установленный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим действия налогового органа по исчислению земельного налога за 2021 год с применением повышающих коэффициентов являются законными и обоснованными, следовательно, заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делу N А53-43450/2021 между теми же лицами в отношении вопроса начисления налога за 2020 год. Законодательство не претерпело изменений при исчислении земельного налога в 2021, фактические обстоятельства при использовании поименованных выше земельных участков также не изменились.
Ссылка АО "Ростовское" на судебную практику отклонена судом первой инстанции, так как различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования АО "Ростовское".
Доводы апелляционной жалобы о применении пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" подлежат отклонению.
Названные изменения вступают в силу с 01.01.2024, в соответствии с положениями статьи 13 Закона N 389-ФЗ указанные изменения не имеют обратной силы, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Из пункта 25 статьи 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что положения абзаца третьего пункта 15 и абзаца второго пункта 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к земельным участкам, в отношении которых сведения об изменении разрешенного использования, предусматривающего жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство), внесены в Единый государственный реестр недвижимости начиная с 1 января 2024 года.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
С учетом установленного, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, в связи с чем, решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2023 по делу N А53-27597/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27597/2023
Истец: АО "РОСТОВСКОЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ, ИФНС по Октябрьскому району