г. Краснодар |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А53-33063/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А53-33063/2023 по правилам части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ОЗК Трейдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Ростовской таможни (далее - таможня) от 23.08.2023 N 10313000-001053/2023 об объявлении предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, постановление таможни признано незаконным, в остальной части производство по делу прекращено. Суд счел таможню органом, не уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, местом совершения которого является г. Москва (непредставление отчетности о валютной операции в банк, где открыт паспорт внешнеэкономической сделки).
В кассационной жалобе таможня просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, удовлетворить требование. Считает местом совершения вмененного обществу правонарушения его местонахождение, где оно бездействовало при выполнении возложенной на него законом обязанности, а не местонахождение банка, открывшего паспорт внешнеэкономической сделки.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и полноту обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил и материалами дела подтверждается, что таможня проверила соблюдение обществом валютного законодательства Российской Федерации при исполнении обязательств по внешнеторговому контракту от 04.03.2021 N 1/2021 (далее - договор) с компанией "General Organization for Fodder" (Сирийская Арабская Республика) на поставку кукурузы (валюта платежа доллар США), постановленному на учет 29.04.2021 ПАО "Промсвязьбанк" (уникальный номер 21040026/3251/0000/1/1) (далее - банк, уникальный номер). Обществу 21.07.2021 поступили на счет в банке 611 632 725 рублей (8 250 тыс. долларов США) и 784 656 640 рублей 19 копеек (10 663 950 долларов США), однако до 09.11.2021 (истечение девяноста дней после окончания установленного срока) оно не сообщило в банк об уникальном номере в отношении денежных средств, зачисленных на его расчётный счёт. Эта обязанность исполнена обществом 16.12.2021 посредством представления в банк информации о валютной операции N 44, 17.12.2021 сведения общества приняты банком. Несвоевременное исполнение обществом обязанности сообщить в банк внешнеэкономической сделки повлекло составление в отношении него как декларанта 20.06.2023 Ростовской таможней протокола об административном правонарушении N 10313000-001053/2023 об административном правонарушении по признакам части 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса. Постановлением таможни от 23.08.2023 N 10313000-001053/2023 обществу объявлено предупреждение за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса, которое оно обжаловало в арбитражный суд. Законность обжалуемых судебных актов в части прекращения производства по делу кассационной проверке исходя из статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подвергается.
Отменяя постановление таможни, суд исходил из следующего.
Частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса установлена ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трёх лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Согласно пункту 2.2 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция) при зачислении валюты Российской Федерации на расчётный счёт в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учёт уполномоченным банком в соответствии с разделом II Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном Инструкцией. Указанная в настоящем пункте информация представляется резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки: при зачислении валюты Российской Федерации на расчётный счёт в валюте Российской Федерации - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты её зачисления на расчётный счёт резидента, указанной в выписке по операциям на счёте либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчётный счёт резидента.
Ссылаясь на названные нормы, подпункт "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5), суд признал местом совершения вменённого обществу правонарушения местонахождение банка внешнеэкономической сделки, в который оно представило документы с нарушением установленного срока (г. Москва). Исходя из части 1 статьи 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Поскольку банк паспорта сделки находится в г. Москве, Ростовская таможня признана судом не уполномоченной рассматривать дела об административном правонарушении, совершенном в г. Москве, и, ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса, часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал постановление незаконным.
Событие нарушения, предусмотренного частью 6.3-1 статьи 15.25 Кодекса, наступает если формы учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающие документы и информация при осуществлении валютных операций не представлены в установленный срок и в течение 90 дней после его окончания либо представлены с нарушением установленного срок более чем на 90 дней.
Пунктом 1.2 Инструкции к подтверждающим документам и информации отнесены указанные в части 4 статьи 23, частях 1.1, 1.2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ документы и информация, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним.
Пунктом 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе: документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства (подпункт 6); документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке; счета-фактуры; переводные векселя (подпункт 9); таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме (подпункт 11); паспорт сделки (подпункт 12); документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в соответствии с частью 5 статьи 19 закона N 173-ФЗ (подпункт 17); договоры, заключаемые между резидентами и связанные с заключением и исполнением внешнеторговых договоров (контрактов) о передаче нерезидентам товаров, выполнении для них работ, об оказании им услуг и т.д. (подпункт 22). Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (пункт 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ). Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12 и (или) статьи 14 Закона N 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения (пункт 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Следовательно, надлежащим банковским учреждением, которому обществу следовало в рассматриваемом случае направить спорные сведения о валютных операциях, как правильно указал суд, по внешнеторговому договору с компанией "General Organization for Fodder" (Сирийская Арабская Республика), постановленному на учет 29.04.2021 в ПАО "Промсвязьбанк" (уникальный номер 21040026/3251/0000/1/1), являлся город Москва, куда общество и сообщило об уникальном номере спорной валютной операции с нарушением установленного срока
Исходя из части 6.1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ таможенные органы с учетом положений Закона N 173-ФЗ передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, а также о статистической форме учета перемещения товаров, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам - в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При этом пунктом 6.1- статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлены сроки передачи в электронном виде информации, указанную в части 6.1 статьи 23 Закона N 183-ФЗ: о зарегистрированных декларациях на товары - не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров (пункт 1).
В свою очередь, частью 9 статьи 23 Закона N 173-ФЗ на органы и агентов валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, обязаны передать следующую информацию: в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения (часть 1); документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (часть 11); несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов (часть 12); при осуществлении обмена информацией в электронном виде в соответствии с настоящим Федеральным законом органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 17); Центральный банк Российской Федерации вправе установить особенности представления резидентами подтверждающих документов, обмена резидентами информацией и сведениями при осуществлении валютных операций с цифровыми правами (часть 18 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Пунктом 1.1 Инструкции также предусмотрено, что в целях организации работы в соответствии с Инструкцией уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) из числа своих сотрудников определяет ответственного сотрудника (сотрудников), имеющего (имеющих) право совершать от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля действия по валютному контролю, предусмотренные Инструкцией, в том числе подписывать и заверять документы, указанные в Инструкции (далее - ответственное лицо). В случаях, установленных Инструкцией, резиденты представляют в уполномоченный банк подтверждающие документы и информацию, установленные частью 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ (далее - документы, связанные с проведением операций), с учетом требований к таким документам, установленных частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, а также информацию в соответствии с частями 1.1 и 1.3 статьи 19 Закона N 173-ФЗ (далее - информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации) (пункт 1.2 Инструкции).
По общему правилу, справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов по договорам, принятым на учет уполномоченными банками в соответствии с разделом П Инструкции (пункт 1.3 Инструкции). Ведомость банковского контроля, порядок и сроки формирования и ведения которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков (пункт 1.3 Инструкции в редакции Указаний Банка России от 25.01.2022 N 6062-У).
Следовательно, лицом, контролирующим сроки репатриации иностранной валюты в данном случае являлся банк, находящийся в г. Москве, и местом совершения вмененного обществу деяния (направление банку паспорта внешнеэкономической сделки с нарушением установленного срока документов, связанным с проведением валютной операции) в такой ситуации является г. Москва, - место, где общество выполнило с нарушением срока правовую обязанность, несвоевременное исполнение которой вменила таможня обществу. Сходный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2022 N 308-ЭС21324, от 02.07.2021 N 309-ЭС21-697, в подпункте "з" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым по общему правилу местом совершения правонарушения в форме бездействия следует считать место, где должно быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность по представлению документов в уполномоченный банк, суды, установив, что в данном случае, местом нахождения уполномоченного банка является г. Москва, обязанность по представлению документов должна была быть выполнена обществом в установленный срок в уполномоченном банке в г. Москве, сделали правомерный выводом о том, что местом совершения вмененного обществу правонарушения является местонахождения уполномоченного банка, в который общество представило документы с нарушением установленного срока, находящегося в г. Москва.
В силу части 1 статьи 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, поэтому Ростовская таможня в данном случае, не является уполномоченным органом по рассмотрению в отношении общества дела об административном правонарушении, а рассмотрение дела об административном правонарушении неуполномоченным органом, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса, части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для признания незаконным оспариваемого обществом постановления таможни. С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.12.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А53-33063/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Верховный Суд Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление таможни о предупреждении за непредставление информации по валютным операциям, так как дело должно было рассматриваться по месту нахождения уполномоченного банка в Москве, а не таможней в Ростове. Суд установил, что таможня не имела полномочий для рассмотрения данного дела, что стало основанием для отмены ее решения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2024 г. N Ф08-1695/24 по делу N А53-33063/2023