г. Краснодар |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А53-29721/2023 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Северо - Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А53-29721/2023, установил.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении муниципального предприятия "Азовводоканал" (далее - предприятие) к ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). К участию в рассмотрении дела третьим лицом, на заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023).
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано по мотиву недоказанности совершения предприятием вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, удовлетворить требование. Ссылается на представление доказательств виновности предприятия.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, считает ее подлежащей отклонению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела суд установил, что 05.12.2022 между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) (гарантирующий поставщик) и предприятием (потребитель) заключён договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N 2540КП/23, по которому общество приняло на себя обязательства продавать предприятию электроэнергию (мощность), а предприятие своевременно оплачивать проданную электроэнергию (мощность). По состоянию на 22.06.2023 предприятие задолжало обществу 17 277 022 рубля 27 копеек за поставленную ему электроэнергию с января 2023 по февраль 2023 стоимостью 8 613 520 рублей 86 копеек. С учетом пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения N 442) общество направило предприятию уведомление от 30.03.2023 N 2609-21/2101 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), согласно которому срок, в течение которого предприятие обязано предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) установлен не позднее 65 дней со дня получения потребителем уведомления. Уведомление получено предприятием 30.03.2023. В связи с неисполнением предприятием обязательств по оплате электрической энергии (мощности), неисполнением которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, 11.07.2023 управление получило письмо общества от 05.07.2023 N 5804-21-2101 о непредставлении предприятием обеспечения исполнения обязательства по оплате электрической энергии (мощности) в установленный поставщиком электрической энергии срок. Полагая, что действия предприятия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса, 04.08.2023 управление направило предприятию уведомление о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении. Одиннадцатого августа 2023 года управление в присутствии представителя предприятия составило протокол об административном правонарушении N 17-14-98/23 по признакам совершения правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса, который вместе с материалами дела об административном правонарушении направило в арбитражный суд для привлечения предприятия к ответственности за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Отказывая в удовлетворении требования, суд сослался на пункт 255 Правил N 442, обязывающий потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В силу пункта 256 Правил N 442 гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 Правил N 442 критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 Правил N 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Правил N 442 потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Правил N 442 критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Согласно пункту 260 Правил N 442 предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 Правил N 442 документа, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.
При этом, согласно пунктам 262, 263 Правил N 442 гарантирующий поставщик подготавливает предложения для формирования перечня потребителей, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее пятого рабочего дня, следующего за днем получения от гарантирующего поставщика предложений, указанных в пункте 262 Правил N 442, формирует перечень потребителей, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и размещает указанный перечень в открытом доступе на официальном сайте высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в сети Интернет. Отсутствие в указанном перечне, размещенном в сети Интернет, сведений о потребителе, соответствующем предусмотренному абзацем первым пункта 255 Правил N 442 критерию, не освобождает такого потребителя от обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) по требованию гарантирующего поставщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 1 39 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов" (далее - Постановление N 139) установлено, что при определении соответствия потребителей услуг по передаче электрической энергии критерию, установленному изменениями, утверждёнными настоящим постановлением, не учитывается задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии по обязательствам, срок исполнения которых наступил до дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно Приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Как следует из материалов дела, 31.03.2023 предприятие направило ходатайство N 50/17-4/325 в филиал РРУ ПАО "МинБанк" о предоставлении банковской гарантии на задолженность в размере 8 613 520 рублей 86 копеек перед обществом, но ходатайство оставлено без ответа. Предприятие 31.03.2023 направило ходатайство N 50/17-4/326 в дополнительный офис "Азов" ПАО КБ "Центр-Инвест" о предоставлении банковской гарантии на задолженность в размере 8 613 520 рублей 86 копеек перед обществом, ходатайство оставлено без ответа. Постановлением Администрации города Азова от 29.09.2015 N 1902 "О предоставлении муниципальных гарантий муниципального образования "Город Азов" (в редакции постановления от 19.08.2020 N 1013) утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении муниципальной гарантии муниципального образования "Город Азов" и исполнения обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям муниципального образования "Город Азов".
Предприятие обратилось в Администрацию г. Азова Ростовской области с заявлением от 03.04.2023 N 50/17-2/169 о предоставлении муниципальной гарантии в целях обеспечения обязательств по оплате услуг по передаче электроэнергии на величину обязательств перед обществом на задолженность в размере 8 613 520 рублей 86 копеек.
Письмом от 06.04.2023 N 50/11-2/305 Финансовым управлением Администрации г. Азова отказано предприятию в предоставлении муниципальной гарантии со ссылкой на решение Азовской городской Думы от 07.12.2022 N 199 "О бюджете города Азова на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", которым предоставление муниципальных гарантий не предусмотрено.
В силу статьи 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится в числе других обстоятельств, наличие (отсутствие) события правонарушения и виновность лица в его совершении. Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств. К последним статьей 26.2 Кодекса отнесены любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 Кодекса это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признаётся виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд счел, что представленные в материалы дела доказательства указывают на то, что предприятием принимались необходимые меры к соблюдению принятых на себя обязательств и обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств. Доказательства того, что предприятие имело реальную возможность заключить сделку, направленную на предоставление обеспечения обязательств по оплате задолженности перед обществом, то есть исполнить установленную обязанность, апелляционный суд считает в материалы дела не представлены.
Положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства N 139 не содержат указания на обязанность потребителя электрической энергии направлять соответствующие запросы во все кредитные учреждения на территории Российской Федерации, соответствующие требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд отметил, что имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о наличии в действиях предприятия вменяемого ему правонарушения, оно приняло зависящие от него меры к получению обеспечения образовавшейся задолженности перед гарантирующим поставщиком.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 211, 288.2, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 по делу N А53-29721/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в двухмесячный срок в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о привлечении предприятия к ответственности за нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии. Суд установил, что предприятие предприняло все возможные меры для исполнения обязательств, и не нашел доказательств вины в совершении правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2024 г. N Ф08-2886/24 по делу N А53-29721/2023