г. Краснодар |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А63-14185/2023 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Илюшникова С.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 4.1 статьи 206 и статьей 288.2 данного Кодекса, без вызова участвующих в деле лиц: заявителя - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), заинтересованного лица - арбитражного управляющего Сунгурова Руслана Цахаевича (ИНН 056211198401), кассационную жалобу арбитражного управляющего Сунгурова Р.Ц. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2024 по делу N А63-14185/2023, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Сунгурова Р.Ц. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.10.2023, оставленным без изменения постановлением от 12.01.2024, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности в виде предупреждения. Судебные акты мотивированы наличием в действиях арбитражного управляющего по вмененным эпизодам состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, соблюдением порядка привлечения его к ответственности. Суды с учетом конкретных обстоятельств дела сочли, что основания для применения в данном случае малозначительности правонарушения отсутствуют (статья 2.9 Кодекса).
В кассационной жалобе арбитражный управляющий просит отменить решение и постановление. По мнению заявителя, суды не учли, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате противоправного поведения арбитражного управляющего отсутствует, как и основания для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - постановление Пленума N 13) судебное решение по делу о привлечении к административной ответственности или по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц 100 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей и физических лиц - 5 тыс. рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Кассационные жалобы на такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, рассматриваются судом кассационной инстанции с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, в силу части 4.1 статьи 206, части 5.1 статьи 211 Кодекса.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как видно из материалов дела, решением от 16.01.2019 ООО "СевКавАрго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Сунгуров Р.Ц., член ассоциации арбитражных управляющих "СЦЭАУ".
При проведении административного расследования управление установило, что Сунгуров Р.Ц., осуществляя полномочия арбитражного управляющего должника (ООО "СевКавАгро"), допустил нарушения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), в том числе пункта 2 статьи 143, а именно: отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе проведения конкурсного производства от 06.03.2023 не содержит информацию о количестве рассмотренных арбитражным судом требований кредиторов, о количестве рассмотренных арбитражным судом возражений по требованиям кредиторов, сведений о включении требований в реестр, об отказе включить требования в реестр, о количестве кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, на дату закрытия реестра требований кредиторов. В разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения соей деятельности", не указаны сроки действия договоров с лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, а именно: период оплаты за услуги привлеченным специалистам ООО "Юридическая компания "Право Плюс"" и Подколзиной В.Д. Кроме того, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника от 06.03.2023 не содержат раздела "Приложения". При рассмотрении названного отчета также установлено, что в разделе "Сведения о размерах, поступивших и использованных денежных средств" отражены сведения о снятии денежных средств и в обоснование платежей арбитражным управляющим указано "Публикация в ЕФРСБ", "Отправка корреспонденции", "Погашение требований кредиторов" без указания назначения платежа.
Кроме того, отчет арбитражного управляющего об использовании денежных средств от 06.03.2023 не содержит раздел "Приложения" с указанием в частности, на документы, свидетельствующие о частичном погашении требований кредиторов. В отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника отсутствует графа 3 - вид и реквизиты счета, сами реквизиты основного счета также отсутствуют.
7 июля 2023 года управление составило в отношении арбитражного управляющего протокол об административном правонарушении N 00712623, в котором указано о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса. Названный протокол вместе с административным материалом передан управлением в арбитражный суд для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий арбитражного управляющего при банкротстве. Объективной стороной - невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о банкротстве названный Закон регламентирует среди прочего порядок и условия проведения процедур банкротства. Статьей 20 Закона о банкротстве регламентировано, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований. Пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. В силу пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете арбитражного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника, о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений, о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества, о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам, о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц, о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника, о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди, о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах, о сумме текущих обязательств должника с указанием их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка, иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражным судом. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) состоит, в том числе, из иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством).
Исходя из изложенного, Закон о банкротстве гарантирует собранию кредиторов право на получение в установленный срок информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Правила), которые определяют общие требования к составлению арбитражным управляющим отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду в случаях и в сроки, предусмотренные Законом о банкротстве. Главной задачей Правил является своевременное и регулярное обеспечение участников дела о банкротстве и арбитражного суда полной и достоверной информацией о результатах реализации арбитражными управляющими своих прав и обязанностей, круг которых не ограничен нормами пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве. При этом действующие Правила, принятые Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, обязательны для исполнения указанными в них лицами (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2011 N ВАС8861/11).
В соответствии с пунктом 2 Правил арбитражный управляющий при проведении в отношении должника процедур банкротства - конкурсного производства - составляет отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
В силу пункта 3 Правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Общими правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Исходя из пункта 4 Правил отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде. В соответствии с пункта 10 Правил составления отчетов, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
Таки образом, исходя из совокупности норм законодательства о банкротстве, отчет конкурсного управляющего о своей деятельности должен содержать полную информацию о ходе конкурсного производства, начиная со дня его открытия, что обеспечивает для кредиторов, арбитражного суда и иных уполномоченных лиц полную и объективную картину хода конкурсного производства.
Суды установили, что в отчете конкурсного управляющего Сунгурова Р.Ц. от 06.03.2023 отсутствует информация о количестве рассмотренных арбитражным судом требований кредиторов, о количестве рассмотренных арбитражным судом возражений по требованиям кредиторов, каковы результаты: о включении требований в реестр, об отказе включить требования в реестр, о количестве кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, на дату закрытия реестра.
Суды достаточно полно дали оценку содержанию отчета от 06.03.2023 конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе проведения конкурсного производства. Установлено, что в графе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности", отсутствует информация о сроках действия договоров с лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, а именно: период оплаты привлеченным специалистам (ООО "Юридическая компания "Право Плюс"" и Подколзина В.Д.).
Изучив отчет, суды установили отсутствие раздела "Приложения". Кроме того, в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств" отражены сведения о снятии денежных средств и в обоснование платежей арбитражным управляющим указано "Публикация в ЕФРСБ", "Отправка корреспонденции", "Погашение требований кредиторов". Суды указали, что приведенные формулировки не отражают назначение платежа как таковое и не позволяет получить информацию о том, на какие конкретные цели расходовались денежные средства, а именно на какие именно сообщения, или почтовые отправления.
Также суды установили, что отчет не содержит раздел "Приложения" с указанием, в частности, на документы, свидетельствующие о частичном погашении требований кредиторов. В разделе "Сведения о размерах, поступивших и использованных денежных средств должника" отсутствует графа 3 "Вид и реквизиты счета", а также реквизиты основного счета должника.
Оценивая доводы о нарушении конкурсным управляющим требований пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве, суды установили, что согласно отчету конкурсного управляющего от 06.06.2023 в разделе "Сведения о сумме текущих обязательств" в составе пятой очереди требований по иным платежам указано в качестве основания возникновения обязательства "госпошлина" с размером обязательства 475 871 рубль.
В состав пятой очереди требований по текущим платежам включены судебные расходы: в размере 3000 рублей (госпошлина за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительных мер по делу N А63-6367/2018 о признании должника банкротом); в размере 6000 рублей (госпошлина за рассмотрение заявления о признании сделки должника недействительной); в размере 6000 рублей (госпошлина за рассмотрение иска о признании сделки недействительной); в размере 3000 рублей (госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы по делу N А63-6367/2018). Вместе с тем, судебные расходы (госпошлина), понесенные конкурсным управляющим в процедуре банкротства, должны быть отнесены к первой очереди требований по текущим платежам.
С учетом установленных обстоятельств, оцененных судами в совокупности, суды обоснованно заключили, что отчет конкурсного управляющего о своей деятельности подготовлен арбитражным управляющим Сунгуровым Р.Ц. с нарушением требований пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Правил и приказа Минюста России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", поскольку не содержит всех сведений, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Суды верно отметили, что отчет конкурсного управляющего о своей деятельности должен содержать полную информацию о ходе конкурсного производства, начиная со дня открытия процедуры. Это обеспечивает для кредиторов, арбитражного суда и иных уполномоченных лиц полную и достоверную картину хода конкурсного производства.
Допущенные арбитражным управляющим нарушения норм Закона о банкротстве, действия (бездействие) посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, возникающих в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации, и в данном случае носят неустранимый характер. Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Выводы судов о доказанности наличия в арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, являются правильными. Обжалуя судебные акты, заявитель жалобы документально не опроверг правильности выводов судов. Кроме того, арбитражный управляющий Сунгуров Р.Ц. не представил в материалы дела доказательств принятия им всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения вмененного правонарушения.
Суды также верно указали, что нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов арбитражного управляющего при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суды не выявили.
Доводы кассационной жалобы о малозначительности правонарушения и о том, что права кредиторов на получение достоверной информации не нарушены, надлежит отклонить. Кредиторы в силу Закона имеют право получать достоверную информацию о ходе процедуры банкротства. Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. В данном случае суды установили отсутствие оснований для квалификации допущенного арбитражным управляющим правонарушения в качестве малозначительного. При этом абзацем четвертым пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для переоценки доказательств, установленных судами фактических обстоятельств, а также сделанных выводов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права. Предусмотренные процессуальным законом основания для отмены обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции с учетом его полномочий (часть 3 статьи 288.2 Кодекса) и отсутствия нарушений процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установил. Поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 288.2, 286, 287 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.10.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2024 по делу N А63-14185/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей в процессе банкротства, установив наличие нарушений в отчетах о деятельности. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена, так как не выявлено оснований для отмены решений.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2024 г. N Ф08-3244/24 по делу N А63-14185/2023