г. Краснодар |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А32-30128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Газомоторное топливо" (ИНН 2311332852, ОГРН 1222300019336) - Семиковой О.С. (доверенность от 05.06.2023) и Стецко К.А. (доверенность от 20.03.2034), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Рамазанова М.Р. (доверенность от 21.12.2023), департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359 ОГРН 1042305701954) - Рамазанова М.Р. (доверенность от 25.12.2023), рассмотрев кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А32-30128/2023 установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Газомоторное топливо" (далее - общество, заявитель, застройщик) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, уполномоченный орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (далее - АГНКС) по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364, 23:43:0422008:365, выраженный в письме департамента от 12.05.2023 N 29/8324-1;
- обязать администрацию в лице департамента выдать обществу разрешение на строительство.
Заявление основано на положениях статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа об отказе в выдаче обществу разрешения на строительство АГНКС, нарушающего права (интересы) заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2023, признан незаконным отказ департамента в выдаче разрешения на строительство объекта по проекту "Строительство АГНКС по адресу: город Краснодар, х. Ленина, на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364, 23:43:0422008:365", выраженный в письме от 12.05.2023 N 29/8324-1, как противоречащий статье 51 Градостроительного кодекса. На уполномоченный орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем повторного рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство, а также представленных с ним документов, на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с принятием соответствующего решения, в установленный законом срок.
Суды установили, что обществу на праве аренды принадлежат земельные участки площадью 1843 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:363, площадью 752 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:364, площадью 433 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:365. Указанные участки находятся в частной собственности, договор аренды заключен на срок до 01.03.2026. Для всех земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) установлен вид разрешенного использования "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса". В отношении указанных земельных участков с целью дальнейшей разработки проектной документации и получения разрешения на строительство АГНКС получены градостроительные планы земельных участков N РФ-23-2-06-0-00-2022-1982, N РФ-23-2-06-0-00-2022-1984 и N РФ-23-2-06-0-00-2022-1957. На основании градостроительных планов обществом с ограниченной ответственностью "Газпром-Инжиниринг" разработана проектная документация для строительства АГНКС. Общество получило: технические условия акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства от 29.12.2021 N ТУ СА-01/1-04-23/5522; технические условия от 19.01.2023 N 25-13-02/394 общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на установку приборов и узлов учета природного газа; технические условия от общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ" на присоединение к электрическим сетям от 10.04.2023 N 130/ТП; согласие министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на размещение объекта капитального строительства от 21.03.2023 N 60.09.01-95/23-13 в границах придорожной полосы автомобильной дороги; согласие Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова на размещения объекта капитального строительства от 20.02.2023 N 19/56; сертификат соответствия N ЕАЭС RU С-РОШБ98.В.00295/22, серия RU N 0340662, выданный АНО ДПО "Институт промышленной безопасности", о соответствии АГНКС; Ex-маркировку и иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию в соответствии с техническими условиями "Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция АГНКС" ТУ 3648-003-06967252-2016. Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 20.02.2023 N 23-00-03/19-1637-2023 установлена санитарно-защитная зона планируемой к размещению АГНКС общества, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365. Получено также санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.01.2023 N 23.КК.09.000.Т000305.01.23 о соответствии проекта санитарно-защитной зоны планируемой к размещению АГНКС в границах указанных участков. После разработки проектной документации АГНКС и получения необходимых согласований общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Департамент письмом от 12.05.2023 N 29/8324-1 отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство АГНКС, указав на то, что в представленных документах отсутствует согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Также на чертежах градостроительных планов отсутствуют места допустимого размещения объекта капитального строительства. Ссылаясь на незаконность решения уполномоченного органа, нарушающего права (интересы) общества, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суды при разрешении спора руководствовались статьями 9, 23, 30, 34, 36, 40.1, 41, 42, 51, 57.3 Градостроительного кодекса, статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2022 N 603 "О случаях и порядке выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков" (вместе с "Правилами выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков"). Довод департамента об отсутствии в градостроительных планах земельных участков, выданных заявителю, мест допустимого размещения строительства объекта, отклонен судом первой инстанции. Данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемого решения законным, поскольку градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка. В градостроительном плане воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. Градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365 выданы департаментом застройщику, которым представлены в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении разрешения на строительство. Материалами дела подтверждено, что указанные земельные участки образованы 12.07.2022 из исходного участка с кадастровым номером 23:43:0422008:33, имеющего вид разрешенного использования "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса", находившегося в аренде заявителя. В отношении исходного земельного участка ранее был получен градостроительный план земельного участка N RU 23306000-00000000012093 с указанием места допустимого размещения объектов капитального строительства. Исходный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Правила) располагался в территориальной зоне ИТ. - "Зона инженерной и транспортной инфраструктур", для которой вид разрешенного использования земельного участка "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса" предусмотрен в качестве основного вида разрешенного использования. В настоящее время в соответствии с Правилами земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:363 отнесен к территориальной зоне "Зона КС-2. Зона размещения коммунально-складских объектов IV-V класса опасности". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:364 относится к территориальной зоне "Зона И. Зона инженерной инфраструктуры". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:365 отнесен к территориальной зоне "Зона В. - Земли, покрытые поверхностными водами". Таким образом, при внесении изменений в Правила исходный земельный участок вопреки требованиям земельного и градостроительного законодательства стал относиться к трем территориальным зонам. Следовательно, внесение изменений в Правила осуществлено без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При этом по сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365 имеют вид разрешенного использования "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса". Обладая признаком публичной достоверности, записи в ЕГРН направлены, в том числе на информирование всех лиц о наличии прав (ограничений, обременение) на объект недвижимости, а также его характеристиках. Таким образом, размещение в границах указанных земельных участков АГНКС соответствует установленному для них виду разрешенного использования. Согласно представленной проектной документации непосредственно размещение объекта капитального строительства планируется в границах земельного участка площадью 1843 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:363, расположенном в территориальной зоне "Зона КС-2. Зона размещения коммунально-складских объектов IV-V класса опасности", для которой вид разрешенного использования земельного участка "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса" предусмотрен в качестве основного вида разрешенного использования. Фактически планируемый к размещению объект капитального строительства будет располагаться в границах земельного участка 23:43:0422008:363. Участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:364 (площадью 752 кв. м) и 23:43:0422008:365 (площадью 433 кв. м) необходимы для осуществления эксплуатации АГНКС (размещения некапитальных навесов, стоянки транспортных средств, а также организации подъездов). Предполагаемый к размещению объект соответствует установленным нормам и правилам, виду разрешенного использования земельных участков и градостроительному регламенту. Не принят судами и довод департамента об отсутствии в представленных заявителем документах согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Суд первой инстанции исходил из того, что в целях формирования визуальных элементов фирменного стиля и маркетинговых решений застройщик разработал и утвердил единый фирменный стиль общества. Предполагаемая к размещению АГНКС соответствует установленным нормам и правилам, видам разрешенного использования земельных участков и градостроительному регламенту. Апелляционный суд дополнительно отменил, что на момент получения оспариваемого отказа порядок согласования архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства еще не действовал, поэтому общество не могло обратиться в администрацию для получения указанного согласования. Кроме того, соответствующее согласование предусмотрено статьей 40.1 Градостроительного кодекса, согласно части 4 которой основанием для отказа в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства является несоответствие предложенных архитектурных решений требованиям, указанным в градостроительном регламенте. Однако действующий градостроительный регламент не содержит каких-либо ограничений в части архитектурно-градостроительного облика АГНКС. Апелляционный суд не принял довод департамента том, что оспариваемое решение не нарушает права заявителя. Данное решение не содержит оснований, приведенных в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса, а также нарушает права общества как правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364, 23:43:0422008:365. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы департамента о несоответствии планируемого к размещению объекта капитального строительства Генеральному плану и Правилам. Уполномоченный орган указал на невозможность выдачи разрешения на строительство АГНКС в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363 и 23:43:0422008:364 в соответствии с Генеральным планом расположены за границами населенного пункта. Также согласно Генеральному плану: земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:363 расположен в производственной зоне; участок с кадастровым номером 23:43:0422008:364 - в зоне инженерной инфраструктуры; участок с кадастровым номером 23:43:0422008:365 - в зоне акваторий. Однако закрытый перечень оснований для отказа в выдаче заинтересованному лицу разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса. Несоответствие Генеральному плану документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в указанный перечень в качестве оснований для отказа не включено. Данное основание также не является частным случаем такой причины для отказа в выдаче разрешения на строительство, как несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Положения Генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса. В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размещение АГНКС в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364, 23:43:0422008:365 не противоречит Генеральному плану, а также Правилам. Не принят судом апелляционной инстанции и довод департамента о том, что в рамках рассмотрения заявления общества не проводилась судебная экспертиза по вопросу о допустимости размещения объекта капитального строительства в границах земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства. Уполномоченный орган не заявлял ходатайства о проведении судебной экспертизы по вопросу о соответствии планируемого к размещению объекта требованиям действующего законодательства. Кроме того, предметом настоящего спора является отказ департамента в выдаче обществу разрешения на строительство АГНКС, а не признание права собственности на него. Объект капитального строительства не возведен, в отношении него разработана проектная документация, получены все необходимые согласования, в этой связи проведение экспертизы для установления соответствия АГНКС строительным нормам и правилам не имеет отношения к предмету настоящего спора. Также апелляционным судом отклонен довод департамента об отсутствии возможности повторного рассмотрения заявления общества в связи с возвратом заявителю представленных документов. В нарушение части 5 статьи 200 Кодекса уполномоченный орган не доказал законность оспариваемого обществом решения. Приведенные департаментом основания для отказа в выдаче разрешения на строительство АГНКС являются несостоятельными, они не основаны на законе и не соответствуют фактическим обстоятельствам, влияющим на решение вопроса о возможности выдачи испрашиваемого заявителем разрешения, и без установления которых невозможно его правильное разрешение.
Департамент обжаловал решение и постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит обжалуемые акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована следующим. С учетом пунктов 12 и 26 положения о департаменте, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 N 17, последний осуществляет выдачу заинтересованным лицам разрешений на строительство. Следовательно, администрация является ненадлежащим ответчиком по данному спору, что судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не принято во внимание. Заявителем при обращении в департамент не представлено согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства, подлежащее согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства объекта в границах территорий, предусмотренных частью 5.3 статьи 30 Градостроительного кодекса, что является одним из оснований в отказе предоставления муниципальной услуги. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Разработка единого фирменного стиля общества таким доказательством не является. Проектная документация, представленная обществом, разработана на основании градостроительных планов земельных участков от 27.09.2022 N РФ-23-2-06-0-00-2022-1982, от 28.09.2022 РФ-23-2-06-0-00-2022-1984, от 26.09.2022 РФ-23-2-06-0-00-2022-1957. Согласно чертежам градостроительных планов земельных участков место допустимого строительства в границах земельных участков отсутствует. В соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы 02.09.2020 N 100 п. 1 (далее - Генеральный план) земельные участки расположены: с кадастровым номером 23:43:0422008:363 - в производственной зоне; с кадастровым номером 23:43:0422008:364 - в зоне инженерной инфраструктуры; с кадастровым номером 23:43:0422008:365 - в зоне акваторий. Согласно Правилам земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:363 отнесен к территориальной зоне "Зона КС-2. Зона размещения коммунально-складских объектов IV-V класса опасности". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:364 - к территориальной зоне "Зона И. Зона инженерной инфраструктуры", а участок с кадастровым номером 23:43:0422008:365 - к территориальной зоне "Зона В. - Земли, покрытые поверхностными водами". Также в соответствии с Генеральным планом земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363 и 23:43:0422008:364 расположены за границей населенного пункта хутора Ленина в Пашковском сельском округе города Краснодара, и подлежат отнесению к землям сельскохозяйственного назначения. Поскольку представленная застройщиком проектная документация не соответствовала требованиям градостроительных планов земельных участков, уполномоченный орган отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность повторного рассмотрения заявления по предоставлению муниципальной услуги, а в связи с возвратом обществу представленных документов в рамках заявления от 02.05.2023 N 29/11556-1, у департамента отсутствует возможность повторного рассмотрения такого заявления. Также в государственной информационной системе градостроительной деятельности (далее - ГИСОГД) содержатся сведения о документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога, г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края", утвержденной приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 28.04.2022 N 115. Испрашиваемые земельные участки расположены в границах проектируемой придорожной полосы за границами красной линии автомобильной дороги. Кроме того, из заявления общества следует его несогласие с Правилами, которые являются действующими, они не оспорены заявителем в установленном законодательством порядке в части земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365. Таким образом, оспариваемое решение департамента от 12.05.2023 N 29/8324-1 об отказе в выдаче разрешения на строительство является законным и не нарушает права (интересов) заявителя.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов кассационной жалобы, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Оспариваемое заявителем решение департамента противоречит положениям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса и не может не нарушать права (интересы) общества как правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365. В соответствии с градостроительным законодательством разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления (администрацией). Департамент является функциональным и специально уполномоченным органом администрации в области архитектуры и градостроительства. Таким образом, уполномоченными органами по настоящему делу являются администрация и департамент. Довод о необходимости согласования архитектурно-градостроительного облика АГНКС несостоятелен, поскольку градостроительный регламент не содержит ограничений в части архитектурно-градостроительного облика указанного объекта. Более того, постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 N 857 "Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства" вступило в силу 01.09.2023, то есть после подачи обществом заявления о выдаче разрешения на строительство и получения от департамента решения об отказе в выдаче такого разрешения. Подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа. Градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. В этой связи заявителем не оспаривались градостроительные планы в судебном порядке. По ведениям ЕГРН для земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365 установлен вид разрешенного использования "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса". Следовательно, размещение в границах указанных участков АГНКС соответствует установленному для них виду разрешенного использования. При этом вопреки требованиям земельного и градостроительного законодательства исходный участок с кадастровым номером 23:43:0422008:33 в отношении которого ранее был получен градостроительный план N RU 23306000-00000000012093 с указанием места допустимого размещения объекта капитального строительства, оказался отнесен к трем территориальным зонам: КС-2. Зона размещения коммунально-складских объектов IV-V класса опасности; Зона И. Зона инженерной инфраструктуры; Зона В. - Земли, покрытые поверхностными водами. Следовательно, внесение изменений в Правила осуществлено без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Согласно представленной проектной документации непосредственно размещение объекта капитального строительства планируется в границах земельного участка площадью 1843 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:363, расположенном в территориальной зоне "Зона КС-2. Зона размещения коммунально-складских объектов IV-V класса опасности", для которой вид разрешенного использования земельного участка "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса" предусмотрен в качестве основного вида разрешенного использования. Фактически планируемый к размещению объект капитального строительства будет располагаться в границах земельного участка 23:43:0422008:363. Участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:364 (площадью 752 кв. м) и 23:43:0422008:365 (площадью 433 кв. м) необходимы для осуществления эксплуатации АГНКС (размещения некапитальных навесов, стоянки транспортных средств, а также организации подъездов). Предполагаемый к размещению объект соответствует установленным нормам и правилам, виду разрешенного использования земельных участков и градостроительному регламенту. Несоответствие Генеральному плану документов, представленных обществом вместе с заявлением на строительство, не может служить основанием к отказу в выдаче разрешения, исчерпывающий перечень которых предусмотрен частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса. При этом оспаривание заявителем положений Генерального плана и (или) Правил не входило в предмет спора по настоящему делу.
Администрация отзыв на кассационную жалобу в суд округа не направила.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.03.2024 производство по рассмотрению кассационной жалобы департамента откладывалось.
От департамента поступили письменные пояснения, а от общества - дополнение к отзыву с опровержением довода о невозможности выдачи разрешения на строительство в связи с утверждением документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога, г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края" (приказ от 28.04.2022 N 115).
В судебном заседании представитель департамента, также представляющий интересы администрации, поддерживал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Представители общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (с учетом дополнения).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит достаточных правовых оснований для отмены обжалуемых департаментом судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве аренды принадлежат земельные участки площадью 1843 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:363, площадью 752 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:364, площадью 433 кв. м с кадастровым номером 23:43:0422008:365. Указанные участки находятся в частной собственности, договор аренды заключен на срок до 01.03.2026. Для всех земельных участков в ЕГРН установлен вид разрешенного использования "Заправка транспортных средств. Размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса".
В отношении указанных участков застройщиком получены градостроительные планы земельных участков N РФ-23-2-06-0-00-2022-1982, N РФ-23-2-06-0-00-2022-1984 и N РФ-23-2-06-0-00-2022-1957. На основании выданных градостроительных планов обществом с ограниченной ответственностью "Газпром-Инжиниринг" разработана проектная документация для строительства АГНКС.
Общество получило: технические условия акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства от 29.12.2021 N ТУ СА-01/1-04-23/5522; технические условия от 19.01.2023 N 25-13-02/394 общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" на установку приборов и узлов учета природного газа; технические условия от общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭКЭЛЕКТРОСЕТИ" на присоединение к электрическим сетям от 10.04.2023 N 130/ТП; согласие министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на размещение объекта капитального строительства от 21.03.2023 N 60.09.01-95/23-13 в границах придорожной полосы автомобильной дороги; согласие Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова на размещения объекта капитального строительства от 20.02.2023 N 19/56; сертификат соответствия N ЕАЭС RU С-РОШБ98.В.00295/22, серия RU N 0340662, выданный АНО ДПО "Институт промышленной безопасности", о соответствии АГНКС; Ex-маркировку и иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию в соответствии с техническими условиями "Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция АГНКС" ТУ 3648-003-06967252-2016. Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 20.02.2023 N 23-00-03/19-1637-2023 установлена санитарно-защитная зона планируемой к размещению АГНКС общества, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365. Получено также санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.01.2023 N 23.КК.09.000.Т000305.01.23 о соответствии проекта санитарно-защитной зоны планируемой к размещению АГНКС в границах указанных земельных участков.
После разработки проектной документации АГНКС и получения необходимых согласований общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Департамент письмом от 12.05.2023 N 29/8324-1 отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство АГНКС, указав на то, что в представленных документах отсутствует согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства. Также на чертежах градостроительных планов отсутствуют места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Ссылаясь на незаконность решения уполномоченного органа, нарушающего права (интересы) общества, последнее оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (пункт 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения департамента от 12.05.2023 N 29/8324-1 об отказе в выдаче обществу разрешения на строительство. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что заявитель представил все необходимые документы для получения испрашиваемого разрешения. Проверив мотивы, послужившие основанием для вынесения уполномоченным органом оспариваемого решения, судебные инстанции признали их несоответствующими нормам градостроительного законодательства и противоречащими материалам дела. Суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества о выдаче разрешения на строительство объекта с принятием соответствующего решения в срок, установленный законом.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 2 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы (о соответствии закону оснований, приведенных в оспариваемом решении, не нарушающем прав (интересов) общества; о несоответствии планируемого к размещению объекта Генеральному плану и Правилам; об отсутствии возможности повторного рассмотрения заявления в связи с возвратом застройщику представленных документов) повторяют доводы, которые департамент приводил в обоснование возражения на заявление и в апелляционной жалобе, эти доводы проверены и мотивированно отклонены судами. Доводы уполномоченного органа противоречат положениям статей 30, 34, 36, 40.1, 51, 57.3 Градостроительного кодекса, статей 85, 102 Земельного кодекса, а также статей 4, 198, 200 и 201 Кодекса. Установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, арбитражный суд принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (часть 2 статьи 13 Кодекса). Подлежит отклонению и довод департамента о наличии в ГИСОГД сведений о документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога, г. Краснодар - г. Кропоткин - граница Ставропольского края", утвержденной приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 28.04.2022 N 115. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0422008:363, 23:43:0422008:364 и 23:43:0422008:365 расположены в границах проектируемой придорожной полосы за границами красной линии автомобильной дороги (т. 2, л. д. 178), что не оспаривает в жалобе сам уполномоченный орган. При этом застройщиком получено согласие министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (владельца автомобильной дороги) на размещение объекта капитального строительства от 21.03.2023 N 60.09.01-95/23-13 (т. 1, л. д. 195, 196) в границах придорожной полосы автомобильной дороги, предусмотренное частью 8 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Исходя из установленных при разрешении спора обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для выводов, отличных от выводов судов первой и апелляционной инстанций, признавших оспариваемый отказ незаконным, а требования заявителя - обоснованными. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами в силу иного понимания ими норм действующего законодательства, а также иной оценки фактических обстоятельств дела, само по себе не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых им решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2023 по делу N А32-30128/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, указав на наличие всех необходимых документов и соответствие проектной документации требованиям градостроительного законодательства. Обязанность повторного рассмотрения заявления о выдаче разрешения возложена на уполномоченный орган.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2024 г. N Ф08-1367/24 по делу N А32-30128/2023