Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 г. N 02-17-09/127461 О применении положений Федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ

Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 г. N 02-17-09/127461

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения положений Закона N 223-ФЗ 1 и Закона N 44-ФЗ 2 и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать в пределах компетенции мнение по поставленному в обращении вопросу.

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также заключения предусмотренных Законом N 44-ФЗ контрактов.

Субъекты правоотношений, регулируемых Законом N 44-ФЗ, определены в статьях 1 и 3 Закона N 44-ФЗ.

Так, пунктом 8.1 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определено, что контракт - государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ распространяются на участников бюджетного процесса, а также в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона N 44-ФЗ, на юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

При этом статьей 15 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено случая осуществления закупок некоммерческими организациями, являющимися получателями субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага) (часть 4.3 статьи 15 Закона N 44-ФЗ),

Частями 2, 2.1, 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ определены соответственно:

перечень юридических лиц, в отношении которых установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг;

юридические лица, на которых не распространяется действие указанного Федерального закона;

отношения, которые не регулируются указанным Федеральным законом.

Также согласно части 5 статьи 1 Закона N 223-ФЗ на юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, стоимость которых превышает 500 миллионов рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов, распространяется действие указанного Федерального закона в части особенностей осуществления закупок, предусмотренных статьей 3.1 Закона N 223-ФЗ.

Для целей Закона N 223-ФЗ под закупками, осуществляемыми указанными юридическими лицами, понимается заключение за счет средств таких инвестиционных проектов договоров на поставку товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании пункта 2 части 6 статьи 3.1 Закона N 223-ФЗ, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.

Таким образом, вопрос о применении положений Закона N 223-ФЗ, по мнению Департамента, должен решаться с учетом приведенных выше норм.

 

Директор Департамента

С.В. Романов

 

------------------------------

1Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).

2Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

 

Минфин разъяснил, по каким критериям нужно решать вопрос о применении норм закупочного законодательства участниками бюджетного процесса - получателями субсидий.

В частности, 44-ФЗ распространяется на участников бюджетного процесса, а также в отдельных случаях, на юрлиц, не являющихся его участниками. При этом его номы не предусматривают случая осуществления закупок НКО - получателями субсидий (кроме Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага).

При решении вопроса о применении 223-ФЗ следует учитывать, что он распространяется на юрлиц, реализующих инвестпроекты с господдержкой в объеме, установленном Правительством, стоимость которых превышает 500 млн руб., при условии включения таких проектов в соответствующий реестр.

Для целей 223-ФЗ под закупками, осуществляемыми указанными юрлицами, понимается заключение за счет средств таких инвестпроектов договоров на поставку товаров, соответствующих утвержденным Правительством критериям, и (или) договоров на выполнение работ, оказание услуг, договоров аренды (в т. ч. договоры фрахтования и финансовой аренды), условиями которых предусмотрено использование этих товаров.

 

Письмо Минфина России от 27 декабря 2023 г. N 02-17-09/127461

 

Опубликование:

Вестник ценообразования и сметного нормирования, 2024 г. N 2