г. Краснодар |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А15-494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Курбанова Камиля Магомедовича (ИНН 056107009584, ОГРНИП 319057100054791), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации городского округа "город Каспийск" (ИНН 05450114270, ОГРН 1020502132551), муниципального казенного учреждению "Каспийск-Реклама" (ИНН 0545025405, ОГРН 1120545000432) и третьих лиц: управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, индивидуального предпринимателя Муртузалиева Артура Муртазалиевича, индивидуального предпринимателя Якубова Гасана Магомедариповича, индивидуального предпринимателя Латыпова Надыра Зайналабидовича, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации городского округа "город Каспийск" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А15-494/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Курбанов Камиль Магомедович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд к администрации городского округа "город Каспийск" (далее - администрация) и муниципальному казенному учреждению "Каспийск-Реклама" (далее - учреждение) с требованием об обязании учреждения заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск" по результатам открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.07.2021 по лотам N N 7 - 9, 11 - 17, 23, 26 - 2, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70, не пересекающимся с протоколами итогов открытого конкурса от 18.07.2022 (заявление уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В заявлении предприниматель сослался на статью 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Правила о порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67, Положение об организации и проведения открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа "город Каспийск", утвержденное решением Собрания депутатов городского округа "город Каспийск" от 19.05.2021 N 50 (далее - Положение N 50). Уточненные требования мотивированы следующим. Предприниматель на основании постановления администрации от 26.05.2021 N 576 "Об объявлении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа "город Каспийск" и о наделении полномочиями организатора конкурса" (далее - постановление N 576) участвовал в торгах (в форме открытого конкурса) на право заключения договоров для установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск". Заявитель признан по ряду лотов победителем в соответствии с протоколом оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 27.07.2021. Однако организатор торгов (учреждение) незаконно уклоняется от заключения с предпринимателем договоров на размещение рекламных конструкций, ссылаясь на ошибочное определение в конкурсной документации размера платы за размещение рекламных конструкций (ее уменьшение по отношению к порядку определения размера платы, утвержденному нормативно на территории городского округа "город Каспийск"). Несмотря на то, что предприниматель выражал согласие на заключение договоров на размещение рекламных конструкции по увеличенной цене, постановлением от 29.07.2021 N 850 администрация отменила итоги открытого конкурса. Учреждение 09.06.2022 опубликовало извещение о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по ряду лотов, в том числе, и в отношении которых предприниматель ранее был признан победителем. Эти лоты исключены заявителем из уточенных требований, поскольку победителями по ним стали иные лица, с которыми заключены договоры на размещение рекламных конструкций. В период разрешения спора прокуратурой города Каспийска принесен протест от 23.06.2022 N 27-04-2022 на постановление администрации от 29.07.2021 N 850, которое администрацией отменено. Поэтому учреждение обязано заключить с предпринимателем договоры на право размещения рекламных конструкций в отношении тех мест, которые не являлись предметом торгов в 2022 году, и победителем по которым был признан заявитель.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее - антимонопольный орган), индивидуальный предприниматель Муртузалиев Артур Муртазалиевич, индивидуальный предприниматель Якубов Гасан Магомедарипович и индивидуальный предприниматель Латыпов Надыр Зайналабидович.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.09.2023, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, на учреждение возложена обязанность направить предпринимателю проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск" по результатам открытого конкурса, изложенных в протоколе от 27.07.2021 по лотам N N 7 - 9, 11 - 17, 23, 26 - 2, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70.
Суды установили, что 10.06.2021 на основании постановления N 576 учреждением (организатор торгов) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов (в форме открытого конкурса) N 100621/26100425/01 на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск". Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 27.07.2021 по лотам NN 7 - 9, 11 - 19, 23 - 29, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70 предприниматель признан лицом, с которым заключается договор (по части лотов как с единственным участком открытого конкурса, а по иным лота - как с победителем торгов). В последующем, со ссылкой на техническую ошибку, допущенную в расчете размера платы за размещение средств наружной рекламы, постановлением администрации от 29.07.2021 N 850 результаты открытого конкурса и постановление от 26.05.2021 N 576, отменены. На основании протеста прокурора города Каспийска от 23.06.2022 N 27-04-2022 администрацией принято постановление от 08.08.2022 N 1163, которым отменено постановление администрации от 29.07.2021 N 850 об отмене постановления от 26.05.2021 N 576. Заявитель, ссылаясь на того, что у него сохранилось право на заключение договоров в отношении лотов, по которым он был объявлен победителем и которые в последующем не были повторно выставлены на торги (в связи с отменой постановления от 26.05.2021 N 576), потребовал обязать учреждение заключить с ним договоры в отношении таких лотов. С учетом удовлетворения администрацией протеста прокуратуры и состоявшимися в 2022 году торгами, предприниматель отказался от требований о признании недействительным постановления от 29.07.2021 N 850 и о признании заявителя победителем открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.07.2021 по всем первоначально заявленным лотам. Данный отказ принят судом первой инстанции на основании статьи 49 Кодекса, производство в части указанных требований прекращено. При разрешении спора в оставшейся части судебные инстанции руководствовались положениями статей 12, 447, 448 Гражданского кодекса, нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Суды установили, что в соответствии с итоговым протоколом открытого конкурса от 27.07.2021, опубликованным на официальном сайте организатора торгов, предприниматель по лотам, указанным в уточенных требованиях, признан единственным участником, допущенным к участию в открытом конкурсе, и победителем торгов. Следовательно, учреждение обязано было заключить с заявителем договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск" по спорным лотам. Однако в связи с принятием администрацией постановления от 29.07.2021 N 850 об отмене торгов и постановления об объявлении конкурса от 26.05.2021 N 576, учреждением проведены новые торги, на которые лоты, указанные в уточненных предпринимателем требованиях, на открытый конкурс не выставлялись. Данное обстоятельство подтверждается: извещениями о проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск" в 2021 - 2022 годах; приложениями к указанным извещениям; протоколами итогов открытых конкурсов от 27.07.2021 и от 18.07.2022. Проанализировав представленные документы, судебные инстанции установили, что лоты NN 7 - 9, 11 - 17, 23, 26 - 29, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70 не были в последующем предметом торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск". Поэтому после отмены по протесту прокурора города Каспийска администрацией постановления от 29.07.2021 N 850 стороны торгов (в форме открытого конкурса) вернулись в первоначальное положение. Наличие у предпринимателя права на обращение с рассматриваемым заявлением подтверждается итоговым протоколом торгов (открытого конкурса) от 27.07.2021, в соответствии с которым предприниматель по указанным лотам объявлен победителем. То обстоятельство, что в извещении о проведении конкурса ошибочно указана сумма платы за размещение рекламных конструкций (в меньшем размере, чем определено на территории городского округа "город Каспийск") не может служить основанием для отказа в заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявленным лотам. Устранение данной ошибки возможно на этапе заключения сторонами договоров на размещение, на что предприниматель выразил свое согласие. Довод учреждения о необходимости отказа в удовлетворении требований в связи с тем, что новым руководителем учреждения проводятся проверочные мероприятия на предмет законности состоявшегося в 2021 году открытого конкурса, суд первой инстанции отклонил как несостоятельный и не влияющий на исход дела. Установив, что учреждение незаконно уклоняется от заключения с предпринимателем договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по указанным лотам, которые не являлись предметом открытого конкурса, состоявшегося в 2022 году, суды признали уточенные требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Администрация обжаловала решение и постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Жалоба обоснована ссылками на положения статей 178, 422, 447 - 449 Гражданского кодекса, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и мотивирована следующим. При проведении организатором торгов (учреждением) в 2021 году открытого конкурса допущена техническая ошибка в виде указания размера платы за размещение рекламных конструкций (указана в меньшем размере, чем определено нормативно). Данное обстоятельство влечет за собой убытки для администрации и нарушение прав иных лиц, а также нарушение конкурентной среды на рынке наружной рекламы на территории городского округа "город Каспийск". Приведение в заявлении предпринимателя даты протеста прокуратуры города Каспийск N 27-04-2022 (23.06.2022) на постановление администрации от 29.07.2021 N 850, как довода относительно возможности исключения администрацией спорных лотов из конкурсной документации, необоснованно. Во исполнение протеста прокурора города Каспийска вынесено постановление от 08.08.2023 N 1163 "Об отмене постановления администрации городского округа "город Каспийск" от 29.07.2021 N 850 "Об отмене постановления администрации городского округа "город Каспийск" от 26.05.2021 N 576 "Об объявлении открытого конкурса на право заключения договоров на установку, эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа "город Каспийск" и о наделении полномочиями организатора конкурса"". Суд не учел, что протокол оценки, сопоставления заявок и подведения итогов открытого конкурса от 09.06.2022 был подписан задолго до исполнения администрацией требований, содержащихся в протесте прокуратуры города Каспийск. В результате допущенной технической ошибки создаются дискриминационные условия деятельности иных операторов рекламы, добросовестно получивших право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Заявитель, используя в результате заниженной цены рекламные конструкции, не несет конкурентных расходов. При этом администрация недополучает причитающиеся в местный бюджет денежные средства за размещение рекламных конструкций, а предприниматель имеет возможность этих рекламных плоскостей по цене, ниже стоимости других, что нарушает конкурентную среду на рынке наружной рекламы в городском округе "город Каспийск". Кроме того, готовится проект изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа, конструкции, указанные в требованиях предпринимателя, подпадают под вносимые изменения. В этой связи администрация просит предоставить отсрочку исполнения обжалуемых судебных актов.
Суд округа не располагает сведениями о направлении иными лицами, участвующими в деле, отзывов на кассационную жалобу.
Участники спора явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых администрацией судебных актов.
Как следует из материалов дела, 10.06.2021 на основании постановления N 576 учреждением (организатор торгов) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении торгов (в форме открытого конкурса) N 100621/26100425/01 на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск".
Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 27.07.2021 по лотам N N 7 - 9, 11 - 19, 23 - 29, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70 предприниматель признан лицом, с которым заключается договор (по части лотов как с единственным участком открытого конкурса, а по иным лота - как с победителем торгов).
В последующем, со ссылкой на техническую ошибку, допущенную в расчете размера платы за размещение средств наружной рекламы, постановлением администрации от 29.07.2021 N 850 торги, проведенные в форме открытого конкурса, и постановление администрации от 26.05.2021 N 576, отменены.
Предприниматель оспорил по правилам главы 24 Кодекса постановление администрации от 29.07.2021 N 850, просил признать себя победителем по лотам NN 7 - 9, 11 - 19, 23 - 29, 33 - 52, 56 - 59, 65, 68 - 70, а также обязать учреждение заключить с ним договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В период разрешения спора в суде первой инстанции прокурором города Каспийска принесен протест от 23.06.2022 N 27-04-2022 на постановление администрации от 29.07.2021 N 850. Протест удовлетворен, администрацией принято постановление от 08.08.2022 N 1163, которым отменено постановление от 29.07.2021 N 850 об отмене постановления администрации от 26.05.2021 N 576 и состоявшихся 27.07.2021 торгов (в форме открытого конкурса).
Заявитель, ссылаясь на того, что у него сохранилось право на заключение договоров в отношении лотов, по которым он был объявлен победителем и которые в последующем не были повторно выставлены на торги (в связи с отменой постановления от 26.05.2021 N 576), уточнил требования. В связи с удовлетворением протеста прокуратуры и состоявшимися в 2022 году торгами, предприниматель отказался от требований о признании недействительным постановления администрации от 29.07.2021 N 850 и о признании заявителя победителем открытого конкурса от 27.07.2021 по всем первоначально заявленным лотам. Заявитель просил обязать учреждение (организатора торгов) заключить с ним договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск" в отношении оставшихся лотов.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (часть 2 статьи 49 Кодекса).
Суд первой инстанции принял отказ предпринимателя от части первоначально заявленных им требований. Суд прекратил производство по требованиям заявителя о признании недействительным постановления администрации от 29.07.2021 N 850 и о признании его победителем открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Каспийск" от 27.07.2021 по первоначально заявленным лотам. В указанной части решение от 20.09.2023 лицами, участвующими в деле, не обжалуются, поэтому судом кассационной инстанции не проверяется (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Основанием для признания незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, его действий (бездействия), является наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (пункт 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом (пункты 1, 4, 5 статьи 447 Гражданского кодекса).
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора (пункты 1, 2, 6 статьи 448 Гражданского кодекса).
Суды при разрешении спора установили, что в соответствии с итоговым протоколом открытого конкурса от 27.07.2021, опубликованным на официальном сайте организатора торгов, предприниматель признан лицом, с которым заключается договор (по части лотов как с единственным участком открытого конкурса, а по иным лота - как с победителем торгов). Однако учреждение не заключило с предпринимателем договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в связи с технической ошибкой, допущенной в расчете размера платы за размещение средств наружной рекламы (ее уменьшение по отношению к порядку определения размера платы, утвержденному нормативно на территории городского округа "город Каспийск"). Постановлением администрации от 29.07.2021 N 850 отменены результаты торгов и постановление администрации об объявлении открытого конкурса от 26.05.2021 N 576. В последующем учреждением проведены новые торги, на которые лоты, указанные в уточненных предпринимателем требованиях, не выставлялись. На основании протеста прокурора города Каспийска в период разрешения спора администрацией отменено постановление от 29.07.2021 N 850. Поскольку права заявителя подтверждаются итоговым протоколом торгов (в форме открытого конкурса) от 27.07.2021, учреждение (как организатор торгов) обязано заключить с предпринимателем соответствующие договоры. Установив, что учреждение незаконно уклоняется от заключения с предпринимателем договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по спорным лотам, суды признали требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В связи с доводами жалобы администрации (в результате допущенной технической ошибки нарушается конкурентная среда на рынке наружной рекламы в городском округе "город Каспийск", а администрация недополучит причитающиеся в местный бюджет денежные средства за размещение рекламных конструкций) судебная коллегия полагает необходимым отменить следующее. В соответствии с Положением N 50 торги на право заключения договоров проводились не форме открытого аукциона, выигравшим который признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а в форме открытого конкурса, при котором победителем признается лицо, предложившее лучшие условия. Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 27.07.2021, по спорным лотам предприниматель признан лицом, с которым заключается договор (по части лотов как с единственным участком конкурса, а по иным лота - как с их победителем). То обстоятельство, что при проведении открытого конкурса допущена техническая ошибка в виде указания размера платы за размещение рекламных конструкций в меньшем размере, чем определено нормативно, не нарушает права (законные интересы) городского округа "город Каспийск". Судами разрешался спор, заявленный предпринимателем не в рамках искового производства, а по правилам главы 24 Кодекса. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на учреждение возложена обязанность направить ему проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам конкурса, оформленного протоколом от 27.07.2021 в отношении спорных лотов. Суд своим решением не обязывал организатора торгов заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нарушение Положения о расчете платы по договору, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "город Каспийск" от 10.04.2018 N 136, на которое ссылалось учреждение в письме от 30.07.2021 N 85 (т. 1, л. д. 14, 15). Условия заключаемых с предпринимателем договоров, в том числе, о размере платы за размещение рекламных конструкций, должны определяться учреждением не произвольно, а в соответствии с нормативным регулированием, действующим на территории городского округа "город Каспийск". Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на иных условиях будет противоречить закону (пункт 4 статьи 421, статья 422 Гражданского кодекса). При этом предприниматель в заявлении, поданном в арбитражный суд, выражал согласие на заключение договоров на размещение рекламных конструкции с учетом увеличенной (установленной на территории городского округа "город Каспийск") платы за размещение рекламных конструкций. В этой связи конкурентная среда на рынке наружной рекламы в городском округе "город Каспийск" не нарушается, а администрация получит причитающиеся в местный бюджет денежные средства за размещение рекламных конструкций. Ссылка администрации на необходимость предоставления отсрочки исполнения обжалуемых судебных актов, поскольку готовится проект изменений в действующую схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск", а конструкции, указанные в требованиях предпринимателя, подпадают под вносимые изменения, не принимается. Податель жалобы не учитывает, что такое заявление подается в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"). Пи этом администрация не лишена права подать соответствующее заявление в суд первой инстанции, в порядке, установленном статьи 324 Кодекса. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.09.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А15-494/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с доводами жалобы администрации (в результате допущенной технической ошибки нарушается конкурентная среда на рынке наружной рекламы в городском округе "город Каспийск", а администрация недополучит причитающиеся в местный бюджет денежные средства за размещение рекламных конструкций) судебная коллегия полагает необходимым отменить следующее. В соответствии с Положением N 50 торги на право заключения договоров проводились не форме открытого аукциона, выигравшим который признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а в форме открытого конкурса, при котором победителем признается лицо, предложившее лучшие условия. Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса от 27.07.2021, по спорным лотам предприниматель признан лицом, с которым заключается договор (по части лотов как с единственным участком конкурса, а по иным лота - как с их победителем). То обстоятельство, что при проведении открытого конкурса допущена техническая ошибка в виде указания размера платы за размещение рекламных конструкций в меньшем размере, чем определено нормативно, не нарушает права (законные интересы) городского округа "город Каспийск". Судами разрешался спор, заявленный предпринимателем не в рамках искового производства, а по правилам главы 24 Кодекса. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя на учреждение возложена обязанность направить ему проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по результатам конкурса, оформленного протоколом от 27.07.2021 в отношении спорных лотов. Суд своим решением не обязывал организатора торгов заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нарушение Положения о расчете платы по договору, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "город Каспийск" от 10.04.2018 N 136, на которое ссылалось учреждение в письме от 30.07.2021 N 85 (т. 1, л. д. 14, 15). Условия заключаемых с предпринимателем договоров, в том числе, о размере платы за размещение рекламных конструкций, должны определяться учреждением не произвольно, а в соответствии с нормативным регулированием, действующим на территории городского округа "город Каспийск". Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на иных условиях будет противоречить закону (пункт 4 статьи 421, статья 422 Гражданского кодекса). При этом предприниматель в заявлении, поданном в арбитражный суд, выражал согласие на заключение договоров на размещение рекламных конструкции с учетом увеличенной (установленной на территории городского округа "город Каспийск") платы за размещение рекламных конструкций. В этой связи конкурентная среда на рынке наружной рекламы в городском округе "город Каспийск" не нарушается, а администрация получит причитающиеся в местный бюджет денежные средства за размещение рекламных конструкций. Ссылка администрации на необходимость предоставления отсрочки исполнения обжалуемых судебных актов, поскольку готовится проект изменений в действующую схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа "город Каспийск", а конструкции, указанные в требованиях предпринимателя, подпадают под вносимые изменения, не принимается. Податель жалобы не учитывает, что такое заявление подается в суд, рассматривавший дело в первой инстанции и выдавший исполнительный документ (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"). Пи этом администрация не лишена права подать соответствующее заявление в суд первой инстанции, в порядке, установленном статьи 324 Кодекса. Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, они основаны на исследовании материалов дела и им не противоречат. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2024 г. N Ф08-1259/24 по делу N А15-494/2022