В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при осуществлении на территории Республики Марий Эл регионального государственного геологического контроля (надзора), за 2023 год.
2. Консультанту отдела государственного экологического контроля и надзора Мартыновой М.В. обеспечить в установленные сроки размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в структуре официального Интернет-портала Республики Марий Эл в информационно-телекоммунификационной сети "Интернет": https://mari-el.gov.ru/ministries/minles/pages/Ecolog-nadzor/.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, курирующего вопросы в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.
И.о. министра |
С.И. Попов |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства
природных ресурсов, экологии
и охраны окружающей среды
Республики Марий Эл
от 12 марта 2024 г. N 87
Доклад
о правоприменительной практике Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при осуществлении на территории Республики Марий Эл регионального государственного геологического контроля (надзора), за 2023 год
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Марий Эл
1.1. Региональный государственный геологический контроль (надзор) на территории Республики Марий Эл осуществляется на основании части 1 статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") и Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), осуществляемом на территории Республики Марий Эл, Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 ноября 2021 г. N 496 (далее - Положение).
Региональный государственный геологический контроль (надзор) на территории Республики Марий Эл (далее - геологический контроль) осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее - Министерство, контрольный орган).
К отношениям, связанным с осуществлением геологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 248-ФЗ), в части прав и обязанностей указанных в Положении должностных лиц Министерства, (далее - должностные лица Министерства).
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление геологического контроля, являются:
а) министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - главный государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
б) заместитель министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по геологическому контролю - заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды;
в) начальник отдела государственного экологического контроля и надзора Министерства, заместитель начальника отдела, консультант, старший государственный инспектор, государственный инспектор отдела - старшие государственные инспекторы Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды.
1.2. Контрольный орган осуществляет геологический контроль в отношении участков недр местного значения, указанных в статье 2.3 Закона "О недрах". Объектами геологического контроля (далее - объекты контроля) являются:
а) участки недр, предоставленные в пользование;
б) неиспользуемые (не предоставленные в пользование) участки недр;
в) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
1.3. Предметом геологического контроля является соблюдение организациями и гражданами, указанными в частях 1 - 3 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ, обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Марий Эл, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
В целях реализации данных Положений приказом Министерства утверждены:
перечень объектов геологического контроля, отнесенных к определенной категории риска;
изменения, внесенные в перечень объектов геологического контроля, отнесенных к определенной категории риска.
1.4. По состоянию на 31.12.2023 количество объектов, подлежащих геологическому надзору (действующих лицензий), составило 833.
74 лицензии (47 пользователей недр) на добычу общераспространенных полезных ископаемых;
759 лицензии (199 пользователей недр) на добычу подземных вод с объемом менее 500 м 3/сут.
Вид регионального государственного контроля (надзора) |
Количество объектов контроля по категориям рисков |
||
Региональный государственный геологический контроль (надзор), осуществляемый на территории Республики Марий Эл |
средний |
умеренный |
низкий |
72 |
362 |
399 |
Раздел II. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений
2.1. Контрольные (надзорные) мероприятия (далее - КНМ) в 2023 году осуществлялись Министерством по информации отдела геологии и недропользования Министерства.
На настоящем этапе в связи с введением запрета (моратория) на проведение плановых и внеплановых КНМ приоритетными задачами геологического контроля остаются профилактика правонарушений и проведение КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами. Плановые и внеплановые КНМ не проводились.
В рамках осуществления геологического контроля в 2023 году Министерством было проведено 7 КНМ без взаимодействия с контролируемыми лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований).
По результатам рассмотрения информации отдела геологии и недропользования Министерства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью предупреждения и профилактики нарушений обязательных требований контролируемым лицам объявлено 66 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в части законодательства о недрах (в 2022 году выдано 27, тем самым количество предостережений увеличилось более чем в 2 раза).
Случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба) не установлено.
Утверждена и размещена на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в Едином реестре видов контроля Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении на территории Республики Марий Эл регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2024 год (далее - Программы профилактики).
В рамках реализации Программы профилактики:
проведено 57 консультирований, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического контроля;
57 обязательных профилактических визитов.
2.2 В 2023 году нарушений обязательных требований, при осуществлении геологического контроля, не установлено.
2.3 В целях совершенствования работы по направлению государственного геологического надзора целесообразно внести изменения в статью 7.3 КоАП РФ в части установления дифференцированной ответственности при пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 12 марта 2024 г. N 87 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2023 год"
Вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования
Опубликование:
-